Анализ спроса на продукцию ООО «Дарида»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия СООО «Дарида», выявление проблемы и возможности его повышения.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия
Проанализировать спрос на продукцию СООО «Дарида»
Оценить тенденции развития рынка питьевой воды
Выявить факторы, формирующие спрос на продукцию предприятия

Оглавление

Введение 4

Глава I. Спрос и его особенности 6
1.1. Спрос : понятие и сущность
1.2. Факторы , определяющие спрос
1.3. Методы анализа и прогнозирования спроса на товар
1.4. Виды спроса на продукцию
1.5. Прогнозирование спроса

Глава II Анализ спроса на продукцию ООО «Дарида»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка спроса на продукцию и формирование портфеля заказов
2.3. Анализ факторов формирующих спрос на продукцию предприятия
2.4. Прогноз спроса на питьевую воду в ПЭТ бутылках



Заключение ………………………………………………………………...76

Список использованных источников и литературы …………………….82

Файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.docx

— 80.20 Кб (Скачать)

u   Вкусы потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей являются важнейшим фактором, определяющим объём спроса на любой товар. Формируются они под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д. Обычаи, привычки, национальные особенности меняются довольно медленно, поэтому спрос не изменится или изменятся незначительно, если растёт цена на товар, являющийся предметом повседневного потребления данного населения. Но какой бы ни была причина изменения вкусов и предпочтений потребителей, кривая спроса на тот или иной товар сдвинется соответствующим образом – вправо, если спрос вырос, и влево, если он упал.

u   Ожидания потребителей. Потребительские ожидания связаны, во – первых, с изменением цен на товары и услуги и, во – вторых, с изменением доходов населения. Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше покупать товаров сегодня, и наоборот, ожидание падения цен может сократить текущие траты. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая те самым спрос, и наоборот.

u   Число покупателей. Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос. При этом наблюдается сдвиг кривой вправо и влево.

u   Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем больше предлагается товара, тем ниже цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем выше спрос. Кривая спроса сдвигается вправо.

u   Реклама. Данный фактор нередко формирует спрос, особенно это касается новых товаров, с которыми потребитель пока плохо знаком. Как показывает опыт, удачно организованная реклама способствует расширению спроса на определённые товары, что сдвигает кривую спроса вправо.

Так же для предприятия немало важно разработка ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ - совокупность внешних заказов, которыми располагает предприятие, фирма, организация в данное время или на определенный период времени. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

 

1.3 Методы анализа и прогнозирования  спроса на товар

 

Произвести  анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует  больших затрат времени и денег. Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары практически постоянен, а при выпуске принципиально  новых товаров спрос только зарождается  и может опережать предложение, то есть объем производства данного  товара. Но наступает момент, когда  спрос на товар насыщается, потребности  покупателей удовлетворяются, объем  производства начинает превышать спрос. Изучение спроса на товары и услуги должно стать основой для организации  и текущего управления хозяйственной  деятельности предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации  и уровня обслуживания покупателей, а также для изучения эффективной  ценовой политики. Поэтому изучения спроса является не самоцелью, а объективной  необходимостью, предполагающий совершенствование  всех сторон хозяйственной деятельности  предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг. Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе подробного изучения спроса на конкретном предприятии. При изучении спроса на уровне предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

O   спрос должен  изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;

O   спрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное и социальное положение);

O   определение и конкретизация объекта изучения спроса. Объектом изучения спроса может являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров и услуг или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного торгового предприятия;

O   четко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение функций и задач.

Эффективным методом изучения спроса являются выставки и выставки-продажи. Наряду с демонстрацией  товаров могут быть проведены  показ работы технически сложных  товаров, консультации по товарам; организована продажа товаров со скидкой или  предоставлением более длительного, чем обычно, гарантийного срока; показаны рекламные ролики и фильмы, слайды, распространена печатная продукция, проведены  лотереи, аукционы по продаже отдельных  товаров, дегустации.

Наиболее  эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление  состоит из нескольких этапов:

1) Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и  характера опроса.

2) Разработка целевых и программных  опросов.

3) Выбор способа проведения опроса  и опрашиваемых лиц.

4) Разработка пробной анкеты, ее  испытание и окончательная редакция  вопросов.

Согласно  классической экономической теории основным фактором, влияющим на уровень  потребления и поведение потребителя, является его доход, и при оценке потенциального спроса на товар доход  всегда выступает в качестве основного  ограничения. При построении прогнозных моделей спроса используются также  корреляционные взаимосвязи, которые, как правило, способствуют более  точному определению целевой  аудитории на изучаемый момент времени. Однако подобный подход к прогнозированию  спроса может быть полезным для обычных  аналитических целей, но он будет  неприемлем для анализа долгосрочной перспективы спроса. На самом деле данное допущение может считаться  корректным только в очень краткосрочной перспективе. Исключение из долгосрочного анализа факта роста разнообразия приводит к ошибочным прогнозам, что влечёт за собой неэффективную работу производства, затоваривание, и в конечном итоге может привести к банкротству предприятия.

В работе Пьера Паоло Савиотти «Разнообразие, рост и спрос» представлена модель формирования спроса на товар. Согласно Савиотти, спрос на товары или услуги, созданные инновациями, начинает формироваться, только если преодолены три барьера.

1. Критический человеческий капитал  – спрос на товар начинает  формироваться с того момента,  когда о товаре узнает достаточное  число потребителей. Минимальное  необходимое число информированных  потребителей называется критическим  человеческим капиталом. Действительно,  пока продажи вашего товара  имеют случайный разовый характер, о спросе говорить не приходится. Спрос начинается с того момента,  когда продажи вашего товара  начинают принимать более –  менее устойчивый характер, подчиняющийся  определённым закономерностям, а  для этого необходимо, чтобы о  вашем товаре знало хотя бы  минимальное число потребителей, способных обеспечить эту устойчивость.

2. Критическая пригодность – товар  должен обладать минимальным  допустимым набором необходимых  потребителю характеристик. Данный  критерий также является неоспоримым,  поскольку потребитель начнёт  интересоваться товаром только  при том условии, что он сможет  от его покупки получить хоть  какую-то дополнительную пользу  по сравнению со старой модификацией. В противном случае менять  предпочтения и состав потребительской  корзины будет нецелесообразно.  В случае же, если товар будет  обладать преимуществом только  по одному типу показателей,  массовых продаж она скорее всего не достигнет.

3. Критический минимальный уровень  дохода – потребитель только  тогда станет покупать товар,  когда его дохода будет хватать  для удовлетворения всех предшествующих  потребностей и ещё останутся  средства для удовлетворения  потребности, насыщаемой данным  товаром. Это является выражением  общепринятого ограничения по  доходу, используемого в классической  экономической теории.

Согласно  Савиотти, потребитель станет приобретать  товар только в том случае, если его доход достигнет такого уровня, при котором станет возможно приобретение данного товара. И такой уровень  называется критическим уровнем  дохода. В отличие от существующей маржиналистской теории, где предполагается, что с ростом дохода потребитель  пропорционально увеличит количество приобретаемых товаров, данная модель опирается на предположение о  том, что увеличение дохода приводит к смещению предпочтений потребителя  в сторону более совершенных, более новых и более дорогих  товаров, а не в сторону увеличения приобретаемого количества. Однако это возможно только при одном условии – потребителю незачем расширять ассортимент и номенклатуру товаров в своей потребительской корзине, и он смещает свои предпочтения в сторону качества, а не количества приобретаемой продукции. Реальный доход, необходимый для обеспечения достаточного номенклатурного ассортимента потребительской корзины и будет тем самым критическим уровнем дохода, начиная с превышения которого для потребителя станет возможным приобретение нового более современного, но и более дорогого товара.

Однако  все три перечисленных критических  барьера являются обязательными, но вовсе не единственными условиями  формированиями спроса. Помимо этого  на формирование потребления будут  оказывать влияние ещё два  фактора, влияющие в первую очередь  на непосредственного потребителя, не учтённые в этой модели. В первую очередь это – риск. Приобретая товар, потребитель рискует. Он не знает  наверняка, какую степень удовлетворения получит. Любое изменение в собственном  поведении порождает для потребителя  своего рода неопределённость, которая  связана с риском снизить существующую полезность потребления и за большие или, в лучшем случае, те же самые деньги получить меньшую полезность от потребления товара, нежели от потребления старого. Но без изменений и сопутствующего им риска невозможно и повысить полезность своего потребления, а соответственно, без риска невозможно себе представить рост разнообразия и потребления.

  Скорость совокупного преодоления  всех пяти барьеров: критического  уровня человеческого капитала, критического уровня дохода, критической  пригодности, критического уровня  риска и свободного времени  – будет характеризовать время,  необходимое для внедрения товара  на рынок и начала формирования  роста продаж. Следовательно, эти  барьеры характеризуют временной  промежуток с момента поступления  товара в продажу до начала  роста продаж.

 

1.4 Виды спроса на продукцию.

 

В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и  движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта. 

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся  на два вида: общие и частные. Общие  потребности – это потребности  людей в пище, одежде, жилье. Они  рождаются вместе с человеком  и существуют вечно. Частные потребности  людей, например в обуви определенной модели, определенного цвета и т.п. – недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей. 

Частные потребности, взятые вне зависимости  от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т.е. они  безграничны. Так возникает и  существует вечное противоречие между  безграничными потребностями людей  и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями  их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос – это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит  соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся  у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах  и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос  характеризует зависимость между  возможной величиной покупки  товаров и величиной затрат на такую покупку.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный  спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных  на покупку товаров. Показателем  удовлетворенного спроса населения  в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его  показателями могут быть: прирост  сбережений и остатка денежных средств  на руках у населения, заметное повышение  цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров  в торговой сети и на складах производителей.  

В зависимости от дефференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.  

Макроспрос – это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта – территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос , предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:

· периодичность возникновения спроса:

o повседневный

o периодический

o эпизодический

o импульсивный

· степень удовлетворения спроса:

o действительный (потенциальный) 

o реализованный

o неудовлетворенный

· степень подвижности спроса:

o базовый

o мобильный

· намерения покупателей:

o четко сформулированный спрос  (твердо сформулированный)

o альтернативный спрос

· характер спроса:

o первичный (начальный)

o на замену

o дополнительный

· степень интенсивности спроса:

o формирующийся

o интенсивный

o стабилизировавшийся

o угасающий

o отрицательный

· месторасположение предприятия:

o зона проявления максимального  микроспроса на товары и услуги

o зона проявления повышенного  микроспроса

Информация о работе Анализ спроса на продукцию ООО «Дарида»