Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия СООО «Дарида», выявление проблемы и возможности его повышения.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия
Проанализировать спрос на продукцию СООО «Дарида»
Оценить тенденции развития рынка питьевой воды
Выявить факторы, формирующие спрос на продукцию предприятия
Введение 4
Глава I. Спрос и его особенности 6
1.1. Спрос : понятие и сущность
1.2. Факторы , определяющие спрос
1.3. Методы анализа и прогнозирования спроса на товар
1.4. Виды спроса на продукцию
1.5. Прогнозирование спроса
Глава II Анализ спроса на продукцию ООО «Дарида»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка спроса на продукцию и формирование портфеля заказов
2.3. Анализ факторов формирующих спрос на продукцию предприятия
2.4. Прогноз спроса на питьевую воду в ПЭТ бутылках
Заключение ………………………………………………………………...76
Список использованных источников и литературы …………………….82
u Вкусы потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей являются важнейшим фактором, определяющим объём спроса на любой товар. Формируются они под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д. Обычаи, привычки, национальные особенности меняются довольно медленно, поэтому спрос не изменится или изменятся незначительно, если растёт цена на товар, являющийся предметом повседневного потребления данного населения. Но какой бы ни была причина изменения вкусов и предпочтений потребителей, кривая спроса на тот или иной товар сдвинется соответствующим образом – вправо, если спрос вырос, и влево, если он упал.
u Ожидания потребителей. Потребительские ожидания связаны, во – первых, с изменением цен на товары и услуги и, во – вторых, с изменением доходов населения. Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше покупать товаров сегодня, и наоборот, ожидание падения цен может сократить текущие траты. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая те самым спрос, и наоборот.
u Число покупателей. Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос. При этом наблюдается сдвиг кривой вправо и влево.
u Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем больше предлагается товара, тем ниже цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем выше спрос. Кривая спроса сдвигается вправо.
u Реклама. Данный фактор нередко формирует спрос, особенно это касается новых товаров, с которыми потребитель пока плохо знаком. Как показывает опыт, удачно организованная реклама способствует расширению спроса на определённые товары, что сдвигает кривую спроса вправо.
Так же для предприятия немало важно разработка ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ - совокупность внешних заказов, которыми располагает предприятие, фирма, организация в данное время или на определенный период времени. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.
1.3
Методы анализа и
Произвести
анализ спроса теоретически очень сложно,
так как любое изучение статистики,
привлечение социологических
O спрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;
O спрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное и социальное положение);
O определение и конкретизация объекта изучения спроса. Объектом изучения спроса может являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров и услуг или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного торгового предприятия;
O четко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение функций и задач.
Эффективным
методом изучения спроса являются выставки
и выставки-продажи. Наряду с демонстрацией
товаров могут быть проведены
показ работы технически сложных
товаров, консультации по товарам; организована
продажа товаров со скидкой или
предоставлением более
Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:
1)
Определение проблемы
2)
Разработка целевых и
3)
Выбор способа проведения
4)
Разработка пробной анкеты, ее
испытание и окончательная
Согласно
классической экономической теории
основным фактором, влияющим на уровень
потребления и поведение
В работе Пьера Паоло Савиотти «Разнообразие, рост и спрос» представлена модель формирования спроса на товар. Согласно Савиотти, спрос на товары или услуги, созданные инновациями, начинает формироваться, только если преодолены три барьера.
1.
Критический человеческий
2.
Критическая пригодность –
3.
Критический минимальный
Согласно Савиотти, потребитель станет приобретать товар только в том случае, если его доход достигнет такого уровня, при котором станет возможно приобретение данного товара. И такой уровень называется критическим уровнем дохода. В отличие от существующей маржиналистской теории, где предполагается, что с ростом дохода потребитель пропорционально увеличит количество приобретаемых товаров, данная модель опирается на предположение о том, что увеличение дохода приводит к смещению предпочтений потребителя в сторону более совершенных, более новых и более дорогих товаров, а не в сторону увеличения приобретаемого количества. Однако это возможно только при одном условии – потребителю незачем расширять ассортимент и номенклатуру товаров в своей потребительской корзине, и он смещает свои предпочтения в сторону качества, а не количества приобретаемой продукции. Реальный доход, необходимый для обеспечения достаточного номенклатурного ассортимента потребительской корзины и будет тем самым критическим уровнем дохода, начиная с превышения которого для потребителя станет возможным приобретение нового более современного, но и более дорогого товара.
Однако
все три перечисленных
Скорость совокупного
1.4 Виды спроса на продукцию.
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.
Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потребности – это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например в обуви определенной модели, определенного цвета и т.п. – недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.
Частные
потребности, взятые вне зависимости
от современных возможностей производства,
не имеют каких-либо рамок, т.е. они
безграничны. Так возникает и
существует вечное противоречие между
безграничными потребностями
В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.
В зависимости от дефференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.
Макроспрос – это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта – территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос , предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:
· периодичность возникновения спроса:
o повседневный
o периодический
o эпизодический
o импульсивный
· степень удовлетворения спроса:
o действительный (потенциальный)
o реализованный
o неудовлетворенный
· степень подвижности спроса:
o базовый
o мобильный
· намерения покупателей:
o четко сформулированный спрос (твердо сформулированный)
o альтернативный спрос
· характер спроса:
o первичный (начальный)
o на замену
o дополнительный
· степень интенсивности спроса:
o формирующийся
o интенсивный
o стабилизировавшийся
o угасающий
o отрицательный
· месторасположение предприятия:
o зона проявления максимального микроспроса на товары и услуги
o зона проявления повышенного микроспроса