Анализ спроса на продукцию ООО «Дарида»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия СООО «Дарида», выявление проблемы и возможности его повышения.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия
Проанализировать спрос на продукцию СООО «Дарида»
Оценить тенденции развития рынка питьевой воды
Выявить факторы, формирующие спрос на продукцию предприятия

Оглавление

Введение 4

Глава I. Спрос и его особенности 6
1.1. Спрос : понятие и сущность
1.2. Факторы , определяющие спрос
1.3. Методы анализа и прогнозирования спроса на товар
1.4. Виды спроса на продукцию
1.5. Прогнозирование спроса

Глава II Анализ спроса на продукцию ООО «Дарида»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка спроса на продукцию и формирование портфеля заказов
2.3. Анализ факторов формирующих спрос на продукцию предприятия
2.4. Прогноз спроса на питьевую воду в ПЭТ бутылках



Заключение ………………………………………………………………...76

Список использованных источников и литературы …………………….82

Файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.docx

— 80.20 Кб (Скачать)

o зона проявления среднего микроспроса

o зона проявления пониженного  микроспроса 

В современной экономической литературе и на практике применяется также  и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и  рыночный спрос, т.е. совокупный спрос  потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые  товары.

Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью  всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы  товарного обращения. Решающими  факторами, определяющими и ограничивающими  возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения  доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции  развития потребительского спроса. 

 

Следующая группировка видов спроса характеризует  состояние рынка  анализируемого товара. В этом случае выделяют:

1. Отрицательный спрос: он отражает факт недолюбливания товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки. Важно проанализировать причины такого отношения и постараться изменить его с помощью изменения товара, цены, упаковки, применения методов регулирования спроса.

2. Отсутствие спроса. Эта ситуация наблюдается в двух случаях: когда потребители, на которых ориентировано производство данной продукции и (или) ее реализация, не заинтересованы в ней или не знают о ней. Отсутствие заинтересованности может быть связано не столько с продукцией как таковой, сколько, например, с местом ее реализации. В частности, покупатели магазина «Эльдорадо» приходят туда, как правило, для покупки сложной бытовой техники и не заинтересованы в покупке детских игрушек, хозяйственных товаров и многих других новых товаров, производимых предприятиями отечественной электронной промышленности. В то же время отсутствие информации у потенциального покупателя о товаре, его производителе и месте продажи лишает производителя новой продукции увеличить ее изготовление и сбыт.

Учитывая  свою обоюдную заинтересованность , производители и продавцы новой продукции должны организовать рекламную кампанию таким образом, чтобы потребитель знал, где можно приобрести необходимый ему товар,  где реализуются изделия конкретного предприятия-изготовителя. В рекламе же торгового предприятия должна присутствовать емкая информация об ассортименте реализуемых особенно новых товаров. Важно также подчеркнуть преимущества новой продукции и выгодность ее перед другими товарами: по цене, надежности, простоте  пользования, возможности гарантийного и ремонтного обслуживания и т.д. В противном случае наступит момент, когда торговому предприятию придется пересмотреть свою ассортиментную политику, отказавшись от необходимой потребителю продукции, а предприятию-изготовителю не удастся вывести на рынок новый товар в запланированном объеме. Уход же и повторный возврат на рынок, как известно, требует очень больших усилий и не всегда увенчивается успехом.

3. Скрытый спрос. Отражает невозможность удовлетворения потребителей за счет имеющихся на рынке товаров и услуг. Это наиболее благоприятная рыночная ситуация для производителя новой и особенно научно-технической продукции. Как правило, такая ситуация возникает в следующих случаях:

·   предприятия-производители не имеют информации о возникшем спросе. Это достаточно легко восполнить с помощью специально организованных обследований, позволяющих более точно прогнозировать потребность в конкретных видах продукции и объем этой потребности;

·   предприятие-производитель знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его. Если причиной этого является низкая деловая активность специалистов, то следует пересмотреть кадровую политику, систему стимулирования труда. Если же причина заключается в отсутствии финансовых возможностей, свободных производственных мощностей, материальных или трудовых ресурсов, то это наиболее сложная ситуация. Следует просчитать возможные варианты загрузки мощностей, затрат и замены материалов; проанализировать сравнительную выгодность собственного производства или приобретения комплектующих, привлечения и стимулирования работников, цену кредита, вязав этот анализ с величиной объема продаж, позволяющего реализовать новую продукцию, покрыть затраты на ее производство и реализацию и получить желаемую прибыль.

Осуществленные  меры позволяют предприятию вовремя  выйти  на рынок с новой продукцией, опередив возможных конкурентов и завоевать рыночный сегмент.

4. Нерегулярный спрос. Он характеризуется возникновением колебаний спроса в течение определенных промежутков времени - в течение дня, недели, месяца, года. Суточные колебания наиболее характерные для предприятий пищевой промышленности. Прочие могут возникать в любой отрасли.

Зная  временные колебания спроса необходимо предлагать потребителю нововведения во время пика спроса на продукцию  аналогичного назначения, что позволит ускорить их выведение на рынок и  вызовет спрос на соответствующие  товары.

5. Полноценный спрос на нововведения означает их адекватность желаниям потребителя, соответствие спроса и предложения и переход нововведения в стадию зрелости, т.е. наиболее предпочтительную ситуацию для производителя продукции.

6. Чрезмерный спрос возникает, когда величина спроса больше величины предложения. Это весьма благоприятная ситуация для разработчиков и производителей новой продукции, способствующая ее выведению на рынок, формированию спроса на ее конкретные виды и позволяющая опередить конкурентов.

Если  же ценовая стратегия производителя-монополиста  направлена в сторону повышения  цен, то приток новых, заинтересованных в прибыли, производителей позволит быстро насытить рынок и спрос  будет удовлетворен.

Следовательно, очевидно, что производителю новой  продукции выгоднее избрать стратегию  опережения и предложить более дешевое  нововведение аналогичного назначения.

7. Нерациональный спрос. К нему относят спрос на товары, вредные для здоровья. Поскольку большая часть нововведений характеризуется неопределенностью в этой области, необходимо во избежание возникновения данной категории и одновременно затухания спроса рекламировать отличительные положительные качества новой продукции. В противном случае, продукция не перейдет в стадию зрелости, производитель не возместит затрат на разработку, а конкуренты используют его просчеты.

Если  предприятие выпускает модификации  продукции, например, для различных  климатических зон, то оно должно изучить спрос по принципу географического  сегмента.

Анализ  спроса по потребителям позволит не только определить степень его удовлетворения в этом разряде, но и учесть их желание  при создании новой продукции.

Анализ  спроса по месту приобретения, позволяет  оценить эффективность и целесообразность используемого канала товародвижения, что особенно актуально при реализации новой продукции для населения ].

Интересен анализ спроса по намерениям покупателей. Он дает возможность учесть их требования еще на стадии разработки продукции, что позволяет избежать ее технической  неопределенности.

Все это позволит избежать ошибок при  проектировании новой продукции  и планировании производственной программы  и не включать в нее те виды нововведений, которые не будут пользоваться спросом.

 

 

1.5 Прогнозирование спроса

Прогнозирование спроса – это научное предвидение  общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены  на рынке в прогнозируемом периоде  при определенных условиях изменения  платежеспособности потребителей и  предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий  развития производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования  товарного обращения.

Процесс прогнозирования потребительского спроса включает следующие этапы:

v подготовку и обработку исходной  информации для расчета прогноза;

v разработку гипотезы предполагаемых  социально-экономических условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;

v расчет прогноза на перспективу;

v оценку полученных результатов  прогнозирования спроса и разработку  правил их возможной корректировки.

На  п е р в о м э т а п е осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о развитии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.

Основными источниками информации являются:

- отчетные и плановые балансы  денежных доходов и расходов  населения, разрабатываемые федеральными  и региональными статистическими  и экономическими органами;

- данные выборочных обследований  бюджетов домашних хозяйств, проводимые  статистическими органами;

- данные о динамике цен на  потребительские товары и услуги, получаемые на основании проводимых  статистическими органами выборочных  наблюдений за ценами;

- данные статистической отчетности  о динамике показателей розничного  товарооборота;

- нормы рационального потребления  основных продовольственных и  непродовольственных товаров.

Весьма  полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие  оценивать и прогнозировать уровень  и структуру спроса в зависимости  от уровня среднедушевых доходов  населени.

Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:

- ориентация выборочного обследования  на средний слой населения,  который в последние годы тяготеет  к бедности, ведет к завышению  доли продовольственных товаров  в обжем объме продаж;

- существенно заниженную долю  расходов на алкогольные напитки.

Ранее эти проблемы решались на основе корректировки  указанных отклонений по данным статистики розничного товарооборота. Однако в 90-е  годы в связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и  потребительских товаров (около  трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота  перестала выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректировки данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствований прогнозирования потребительского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.

В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой  информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках  и др. решаются конъюнктурные и  разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической отчетности и  статистических наблюдений применяются  для обобщающих оценок состояния  национального и регионального  рынков, отраслей товарного обращения  и тенденций их развития.

Разрабатываемая на в т о р о м э т а п е гипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития.

Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в  перспективе может включать предположения  о том, что:

o   рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потребительского спроса;

o   будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;

o   умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;

o   развитие материально-технической базы и современных торгово-технологических процессов в отраслях товарного обращения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

В процессе расчетов прогноза спроса на перспективу, выполняемых на т р е т ь е м у р о в н е, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой – отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику потребительского спроса:

роста внутреннего валового продукта и  основных направлений его использования;

роста денежных доходов и расходов населения;

изменения уровня цен на потребительские товары и услуги;

изменения численности населения, его социально-экономической  и половозрастной структуры.

Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических  факторов, формирующих спрос на отдельные  группы товаров. Например, при расчете  прогнозов спроса на товары длительного  спроса необходим предварительный  прогноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т.п. Следовательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении  и синтезе комплекса факторов, формирующих основные тенденции  его развития.

Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детерминированности и неопределенности его будущего развития, постольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому прогнозирование потребительского спроса на ч е т в е р т о м э т а п е завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде.

Информация о работе Анализ спроса на продукцию ООО «Дарида»