Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:24, реферат
Цель работы: проанализировать эффективность использования основных инструментов и методов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях экономического кризиса.
Задачи:
• раскрыть сущность общих понятий денежно-кредитной политики ЦБ;
• определить содержание и особенности использования основных инструментов, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику;
• проанализировать выполнение ЦБ РФ функции регулирования денежной – кредитной системы;
• подвергнуть анализу меры, предпринятые ЦБ РФ в целях преодоления экономического кризиса 2008 г.;
• рассмотреть перспективы развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России в сложной ситуации экономического кризиса;
• определить основные направления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.;
• сформулировать предложения по повышению эффективности использования ЦБ РФ инструментов кредитно-денежной политики с целью выхода из кризиса.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования.
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики.
1.3. Основные типы денежно-кредитной политики.
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Роль и функции ЦБ РФ.
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2000 - первой половине 2008 гг.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в период финансового кризиса (сентябрь-октябрь 2008 г.)
3.2. Основные правления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.
ВВЕДЕНИЕ
Работа всех перечисленных выше структурных подразделений направлена на осуществление главной задачи ЦБ, которой является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране.
Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно - кредитной политики.
Основные функции ЦБ РФ:
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной
политики ЦБ РФ
Как уже говорилось выше, основной функцией Центрального банка является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Для того чтобы понять сущность этой функции, рассмотрим механизм денежного обращение. «Денежное обращение представляет собой обращение наличных денег и денег в их безналичной форме. Небезынтересно отметить, что до перехода России к рыночным отношениям в понятие “денежное обращение” включалось только обращение наличных денег, в то время как во всех других странах денежное обращение рассматривается в единстве движения денег в виде банкнот и по банковским счетам.
Для управления денежным обращением ЦБ РФ публикует и использует в процессе денежного регулирования различные показатели – денежные агрегаты, принятые в международной практике. Например, агрегат МО показывает сумму наличных денег; агрегат М1 включает агрегат МО и остатки денег, находящихся на счетах в банках. Агрегат М2 отличается от агрегата М1 на сумму срочных вкладов в системе Сбербанка. Для исчисления агрегата М3 к агрегату М2 добавляются депозитные сертификаты и облигации государственных займов»16.
Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФ принимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения. Для определения скорости возврата денег сумму их поступлений за год в кассы системы ЦБ РФ относят к среднегодовому показателю агрегата МО.
Скорость обращения наличных денег исчисляется как отношение их совокупного оборота по приходу и расходу также к среднегодовому показателю агрегата МО. Для определения скорости обращения всей массы денег, т. е. в их наличной и безналичной формах, возможно использование данных о валовом национальном продукте. Показатель скорости здесь вычисляется как отношение стоимости этого продукта к среднегодовым данным об агрегатах М1 и М2. На скорость обращения денег влияют такие факторы, как уровень цен и инфляция, процентные ставки и состояние платежей, соотношения между наличной и безналичной массой денег, общее состояние экономики и политическая обстановка.
Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка и некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка – это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.
Определение размера учетной ставки (ставки рефинансирования) – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ужесточить ее, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.
Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
На протяжении 1991 – 1998 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.
Повышение официальных
ставок сокращает возможности
Процентные ставки ЦБ РФ необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Перечислим основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ:
Рассмотрим более подробно суть некоторых из них.
Операции на открытом рынке. При осуществлении этих операций Центральный банк не только реализует направление своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами – как юридическими, так и физическими лицами.
Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят официальные дилеры, в роли которых выступают коммерческие банки.
Если Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
До образования коммерческих
банков регулирование денежного
обращения проводилось в
Ежегодно возрастающий дефицит бюджета покрывался депозитной эмиссией, при которой Правительство получало ничем не обеспеченные деньги. Это послужило одной из основных причин высокой инфляции.
В России до 1992 г. рынок
ценных бумаг был ограничен
«В начале 1992 г. ЦБ РФ совместно с Министерством финансов начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами.
На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги»17.
Центральный банк и коммерческие
банки стали активными
Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита.
Кредитные аукционы. «До 1994 г. ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны предоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль финансовых посредников.
Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке, значительно ниже учетной ставки ЦБ РФ. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял 3% независимо от кредитоспособности заемщика.
Например, только в 1992 г. ЦБ РФ выдал 2,8 трлн. руб. в виде централизованных кредитов, условия использования которых устанавливали не коммерческие банки, а Правительство, ЦБ РФ или местные органы. Эта сумма превышала 90% всех кредитов, предоставленных ЦБ РФ в 1992 г. коммерческим банкам, т.е. половину депозитной эмиссии года. Начиная с 1995 г., выдача централизованных кредитов резко сокращена. Она еще сохраняется для поддержки некоторых отраслей. Теперь банки могут рассчитывать на получение кредитных ресурсов от ЦБ РФ на коммерческой основе путем покупки на кредитных аукционах»18.
Аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ, исходя из задач кредитно-денежной политики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации о дате проведения очередного аукциона за 7 календарных дней.
Участниками аукциона являются Центральный банк Российской Федерации (продавец), с одной стороны, и коммерческие банки Российской Федерации (покупатели), с другой стороны. Филиалы коммерческих банков не могут быть участниками аукционов.
Аукционы могут проводиться различными способами: по американской и голландской системам, а также с фиксированной процентной ставкой. При американском способе проведения аукциона заявка удовлетворяется по процентным ставкам, предлагаемым банками. В заявках банков предлагаемая процентная ставка не может быть ниже минимальной, предложенной ЦБ РФ. При этом заявка, в которой процентная ставка равна минимальной, удовлетворяется пропорционально остатку непроданных кредитов. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по ставке отсечения). В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки. По такой ставке, однако, при превышении общей суммы заявок над объемом кредита, предложенного к аукциону, заявки удовлетворяются частично. Степень удовлетворенных заявок соответствует отношению общего объема аукционного кредита к их сумме заявок.
К участию в аукционе Главное территориальное управление (Национальный банк) допускает коммерческие банки, проработавшие до момента подачи заявки не менее года. Коммерческие банки, участвующие в аукционе, обязаны соблюдать установленные ЦБ РФ нормативы и другие требования.
Кроме того, условием включения заявки в аукцион является соблюдение коммерческим банком при ее составлении следующих критериев: