Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:17, курсовая работа
Цель работы достигается с помощью решения следующих задач:
определение понятия и рассмотрение целей денежно-кредитного регулирования;
установление влияния вида денежно-кредитной политики в достижении экономических целей;
анализ механизма действия основных инструментов денежно-кредитной политики;
рассмотрение основных направлений денежно-кредитного регулирования на современном этапе;
оценка денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..5
Теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность и инструменты………………………………………………………………5
Важнейшие целевые ориентиры денежно-кредитной политики и ее виды………………………………………………………………………..8
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..……….… 13
Операции на открытом рынке…………………………………………..13
Изменение учетной ставки………………………………………………14
Изменение норм обязательных резервов……………………………….16
Ограничение кредитования и второстепенное селективное регулирование…………………………………………………………….17
СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….19
Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………….19
Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………....29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра теоретической и институциональной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
Студент 1 курса
дневного отделения
“Финансы и кредит”
Научный руководитель
старший преподаватель ______________З. Г. Косенко
«___ »________ 2012 г.
Минск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ
………………………………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная политика является одной из наиболее важных составляющих государственной экономической политики, и от того, насколько эффективно используются ее инструменты, от ее адекватности текущим экономическим условиям в определяющей степени зависит динамика экономического развития государства.
С переходом к новым формам и механизмам хозяйствования денежный рынок оказывает существенное влияние на состояние реального сектора экономики. Монетарный сектор является посредником, перераспределяющим потоки денежных средств. Это означает, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость играет решающую роль в ее нормальном функционировании.
Актуальность темы о денежно-кредитной политике на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.
Цель данной работы заключается в изучении экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов реализации денежно-кредитной политики, целей и инструментов ее проведения; выявлении особенностей функционирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Цель работы достигается с помощью решения следующих задач:
Результаты исследования
представлены в основной части работы,
включающей три главы. В первой главе
рассматриваются теоретические
аспекты денежно-кредитной
Теоретической основой работы являются исследования зарубежных и белорусских авторов в области денежно-кредитной политики.
Вопросы определения роли и места денежно-кредитного регулирования в системе государственной экономической политики со времен Дж.М.Кейнса и М.Фридмена остаются одним из наиболее дискуссионных проблем денежной теории. В наше время в экономической науке присутствуют модернизированные версии кейсианской теории и монетаризма, которые приобрели синтетические формы, включающие общие для обеих денежных теорий элементы. Современные представления о содержании, инструментах, целях и направлениях денежно-кредитной политики представлены в трудах многих зарубежных исследователей, в их числе Дж.Тейлор, Л.Харрис, Эдвин Дж. Долан, К. Л. Макконел, С. Л. Брю и др. [5, 8, 19, 20].
В отечественных исследованиях
рассматриваются как общие
При написании работы использовались статистические и отчетные материалы, опубликованные на сайте Национального банка Республики Беларусь, включающие показатели реализации денежно-кредитной политики.
1.1 Теоретические основы денежно-кредитной политики и ее
сущность
Теоретические аспекты денежно-кредитной политики связаны с концепцией денег и конкретными задачами, которые диктуются состоянием экономики. При определении необходимости и сути денежно-кредитной политики теория денег рассматривается с позиций практической ориентации использования денег.
Важная роль денег в экономике определяется тем фактом, что деньги выступают универсальным измерителем экономических процессов, протекающих в товарном производстве. В денежной форме находит проявление весь воспроизводственный процесс, вплоть до каждой хозяйственной единицы. Большое значение имеют деньги в процессе денежного оборота, когда они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Велика их роль в функциях меры стоимости и средства сбережения. Когда деньги быстро теряют свою покупательную способность, они столь же стремительно перестают быть деньгами. Количество товаров и услуг, приобретаемых за денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен. Чем выше цены, тем ниже стоит денежная единица. Если уровень цен вырастает вдвое, стоимость денежной единицы, напротив, сократится вдвое.
Высокая инфляция снижает
стоимость денег. Динамичное снижение
стоимости денег приводит к тому,
что они перестают
Быстрая инфляция и, как результат
этого, снижающаяся покупательная
способность денег, обычно является
результатом непродуманной
Стабилизация уровня цен требует продуманного управления предложением денег, строгой фискальной политики и регулирования процентных ставок.
Все деньги по существу представляют
собой долговые обязательства государства
– центрального банка, коммерческих
банков и сберегательных учреждений.
Стоимость денег в первую очередь
обусловлена количеством
Деньги эффективно выполняют свои функции, если поддерживается оптимальное их количество в обращении – в соответствии с потребностями экономики. Денежная масса – это совокупность всех денежных средств находящихся в обращении в национальном хозяйстве. Для целей мониторинга изменений совокупной денежной массы используются специальные показатели – денежные агрегаты. Агрегат М1 обычно включает наличные деньги в обращении и депозиты до востребования, то есть деньги в так называемом «узком смысле слова». Агрегат М2 содержит агрегат М1 и, как правило, срочные депозиты и вклады в коммерческих банках. Агрегат М3 – широкая денежная масса.
При проведении денежно-кредитной политики органы денежно-кредитного регулирования используют такой показатель, как денежная база (или деньги центрального банка), который обозначается как М0. Он не является денежным агрегатом как таковым, но применяется для расчета показателей денежной массы.
Денежная база – это совокупность наличных денег в обращении и общего объема резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке.
Определения роли и места
денежно-кредитного регулирования
в системе государственной
Кейнсианский подход предполагает, что деньги действуют на экономику прежде всего через норму ссудного процента, требует активного вмешательства государства в хозяйственные процессы для смягчении циклических колебаний конъюнктуры и достижения высокого уровня производства и занятости рабочей силы. При этом особые надежды возлагаются на бюджетные методы как на инструмент прямого регулирования платежеспособного спроса.
Представители монетаризма
как последователи
В наше время в экономической науке присутствуют модернизированные версии кейсианской теории и монетаризма для оценки денежно-кредитного регулирования, которые приобрели синтетические формы, включающие общие для обеих денежных теорий элементы.
В международной практике наиболее распространённым является мнение о том, что денежно-кредитная политика – это совокупность решений центрального банка относительно предложения денег. Есть и иные точки зрения. Например, Долан Э. Дж., Кэмпбэл К. Д., Кэмпбэл Р. Дж. в своей книге “Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика” последнюю определили как правительственную политику, воздействующую на количество денег, находящихся в обращении [5, с. 19].
В работах отечественных
авторов преобладают
Имеются и другие определения. Так, по мнению Л. Рыковой, денежно-кредитная политика – прерогатива центрального банка. С этих позиций она представляет собой деятельность центрального банка, направленную на регулирование объема денежной массы, денежно-кредитных потоков, поступающих из банковской системы в экономику, стоимости использования денег. Данная деятельность организуется и осуществляется в двух формах денежно-кредитного регулирования: монетарной и пруденциальной». При этом монетарное регулирование воздействует на спрос и предложение денег, пруденциальное (банковский надзор) – на банковские риски. Обе формы имеют общую депозитную природу и единую цель денежно-кредитной политики [10, с. 123].
Анализ приведенных выше точек зрения позволяет выделить их общие черты. Общим следует считать представление о денежно-кредитной политике как о системе мер, разработанных государством, в лице центрального банка и направленных на достижение конечных целей макроэкономической политики.
Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и инструменты