Основные инструменты денежно-кредитной политики и механизм их использования Банком России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Цель работы: проанализировать эффективность использования основных инструментов и методов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях экономического кризиса.
Задачи:
• раскрыть сущность общих понятий денежно-кредитной политики ЦБ;
• определить содержание и особенности использования основных инструментов, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику;
• проанализировать выполнение ЦБ РФ функции регулирования денежной – кредитной системы;
• подвергнуть анализу меры, предпринятые ЦБ РФ в целях преодоления экономического кризиса 2008 г.;
• рассмотреть перспективы развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России в сложной ситуации экономического кризиса;
• определить основные направления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.;
• сформулировать предложения по повышению эффективности использования ЦБ РФ инструментов кредитно-денежной политики с целью выхода из кризиса.

Оглавление

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования.
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики.
1.3. Основные типы денежно-кредитной политики.
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Роль и функции ЦБ РФ.
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2000 - первой половине 2008 гг.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в период финансового кризиса (сентябрь-октябрь 2008 г.)
3.2. Основные правления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.

ВВЕДЕНИЕ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 775.00 Кб (Скачать)

Приведенную выше систему  мер называют политикой дорогих  денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.

Цель политики заключается в  ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы:

  1. Быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.

Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

2. Немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд  негативных моментов. Политика дорогих  денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

 

 

ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Роль и  функции ЦБ РФ

 

Прежде всего, определим  основные функции центрального банка  в мировой практике, а затем проанализируем основные направления деятельности ЦБ РФ. 

Центральный банк - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства.

«Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики.

Центральный банк в различных странах может иметь разные названия: государственный, национальный, резервный, эмиссионный. Во многих странах Центральные банки являются государственными. Но и, не находясь в собственности государства, Центральный банк действует в рамках правительственных инструкций»12.

Активами Центрального банка являются:

1) золото, иностранная  валюта, СДР, резервная позиция  в Международном валютном фонде;

2) купленные центральным  банком государственные ценные бумаги (прежде всего казначейские векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;

3) ссуды, предоставленные  центральным банком коммерческим  банкам;

4) учтенные векселя  и другие статьи.

В большинстве случаев  его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Для Центрального банка  характерен высокий уровень независимости  от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно  парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя Центральным банком назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада, предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.

В банковской системе  Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит  устойчивость развития национальной экономики  и ее банковского сектора. Регулируя  денежный оборот в наличной и безналичной  формах, центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Центральный банк - экономический  институт, функционирующий в сфере  товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная  политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.

Центральный банк - общественный институт, работающий на макроуровне  экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных  средств важно для отдельных  экономических субъектов и для  экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

«Центральный банк РФ выполняет следующие задачи:

  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в России;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
  • осуществляет все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует составление платежного баланса РФ;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов; также выполняет иные задачи»13.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы.

Центральный банк РФ в отличие от коммерческих банков - федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку.

Рассмотрим организационную структуру ЦБ РФ.

Центральный банк Российской Федерации  представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса  юридического лица и не имеют права  принимать решения, носящие нормативный  характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.

Задачи и функции территориальных  учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров. В настоящее время ЦБ РФ прорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Согласно Положению Банка России, «территориальное учреждение ЦБ РФ (ТУ) - это обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций»14.

Территориальными учреждениями Банка  России являются его главные управления в краях, областях и автономных округах  Российской Федерации, городах Москве и Санкт - Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица. По решению совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.

Высший орган Банка России —  Совет директоров. Это коллегиальный  орган, определяющий основные направления  деятельности Банка России и управляющий  ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.

Члены Совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной  Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно Председателем Совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает  единую государственную денежно-кредитную  политику и обеспечивает ее выполнение.

Структуру и штаты  центрального аппарата Банка России, а также уставы других его структурных  подразделений утверждает этот Совет. Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны.

Наряду с ним функционирует  вне банка Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Для повышения эффективности выполнения своих функций в  настоящее время в ЦБ РФ функционируют следующие структурные подразделения15:

    • Сводный экономический департамент
    • Департамент исследований и информации
    • Департамент наличного денежного обращения
    • Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России
    • Департамент регулирования расчетов
    • Департамент бухгалтерского учета и отчетности
    • Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций
    • Департамент банковского регулирования и надзора
    • Главная инспекция кредитных организаций
    • Департамент операций на финансовых рынках
    • Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
    • Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
    • Департамент платежного баланса
    • Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
    • Юридический департамент
    • Департамент полевых учреждений
    • Департамент информационных систем
    • Департамент персонала
    • Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России
    • Финансовый департамент
    • Департамент внутреннего аудита и ревизий
    • Департамент международных финансово-экономических отношений
    • Департамент внешних и общественных связей
    • Административный департамент
    • Главное управление недвижимости Банка России
    • Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России
    • Главное управление безопасности и защиты информации.

Информация о работе Основные инструменты денежно-кредитной политики и механизм их использования Банком России