Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:24, реферат
Цель работы: проанализировать эффективность использования основных инструментов и методов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях экономического кризиса.
Задачи:
• раскрыть сущность общих понятий денежно-кредитной политики ЦБ;
• определить содержание и особенности использования основных инструментов, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику;
• проанализировать выполнение ЦБ РФ функции регулирования денежной – кредитной системы;
• подвергнуть анализу меры, предпринятые ЦБ РФ в целях преодоления экономического кризиса 2008 г.;
• рассмотреть перспективы развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России в сложной ситуации экономического кризиса;
• определить основные направления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.;
• сформулировать предложения по повышению эффективности использования ЦБ РФ инструментов кредитно-денежной политики с целью выхода из кризиса.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования.
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики.
1.3. Основные типы денежно-кредитной политики.
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Роль и функции ЦБ РФ.
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2000 - первой половине 2008 гг.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в период финансового кризиса (сентябрь-октябрь 2008 г.)
3.2. Основные правления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.
ВВЕДЕНИЕ
Нельзя допустить продолжение ситуации, которая способствует росту валютной спекуляции. ««Сравнительно дешевые кредиты Минфина и ЦБ дают возможность коммерческим банкам при текущих курсовых колебаниях зарабатывать до 40% годовых на валютных спекуляциях. Высокий спрос на доллары на внутреннем рынке продолжают поддерживать спекулятивно настроенные участники. Банк России и Минфин вкладывают в банковскую систему миллиарды рублей, которые в течение нескольких дней "перетекают" в валюту»29, отмечают аналитики Райффайзенбанка»30.
В конце ноября 2008 г. ситуация изменилась. Банк России допустил ослабление рубля к бивалютной корзине примерно на 1%31. Об этом заранее предупреждал председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев, который считает, что в резкой девальвации рубля не заинтересован ни Банк России, ни правительство32. И хотя многие российские экономисты и политики считают, что ослабление рубля опасно и недопустимо, мы согласны с мнением профессора РЭШ Константина Сонина, который назвал планы по постепенному ослаблению рубля правильными. По его мнению, «поддержание завышенного курса национальной валюты - опасная игра, которая много раз кончалась плохо», подчеркивая, что для такой страны, как наша, лучше иметь плавающий обменный курс, а не фиксированный»33.
Мы полагаем, что некоторая девальвация даст стимул экономическому росту России. Более дешевый рубль стимулировал бы производителей, ориентированных на внутренний рынок, и повысил бы рентабельность экспортеров. Кроме того, уменьшение доходов от продажи сырья побудило бы правительство провести ряд реформ, а компаниям - сосредоточить ресурсы лишь на наиболее рентабельных проектах.
По нашему мнению, политика свободного плавания позволит реальному эффективному курсу рубля вернуться на уровень 2005-2006 годов. В реальном выражении рубль может потерять 15-17%. При этом стоит отметить, что нефть становится все дешевле: нефтяные котировки на азиатских торгах во вторник понизились более чем на $2 - почти до $60 за баррель из-за укрепления доллара и возобновившихся опасений по поводу рецессии.
Говоря о перспективах дальнейшей девальвации, изменении "пороговой" стоимости корзины, ведущий аналитик отдела макроэкономического анализа аналитического управления Банка "Петрокоммерц" Дмитрий Харлампиев отмечает, что давление на рубль сохранится до тех пор, пока будет иметь место нестабильность мирового финансового рынка34.
Постепенная девальвация рубля к бивалютной корзине - вынужденная мера ЦБ, считает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. Он справедливо полагает, что в обозримом будущем ситуация на внутреннем валютном рынке будет определяться двумя негативными факторами - низкими ценами на нефть и оттоком капитала. «Ни один ЦБ в мире не может играть против фундаментальных факторов в средне- и долгосрочном плане"35.
В свою очередь, руководитель отдела экономического анализа аналитического управления Корпоративно-Инвестиционного Блока МДМ-Банка Николай Кащеев категорически не одобряет нынешнюю курсовую политику Центробанка. Он считает, что девальвацию можно было бы и не проводить. По его мнению, «девальвационная спираль, которая фактически образуется таким методом, идет исключительно на ожиданиях всего самого плохого. Более того, в текущей ситуации решить какие-то проблемы за счет девальвации не получится, потому что никаких серьезных стратегических преимуществ оно не даст, а веру в национальную валюту в очередной раз может подорвать. Это если будет серьезная девальвация»36.
Таким образом, мы считаем, что в условиях, когда в России отмечается экономический спад, а, как известно, Министерство экономики РФ в октябре 2008 г. сообщило, что экономический рост в этом году составит 7,3%, что представляет собой спад по сравнению с 8,1% за прошлый год», нельзя стимулировать замедляющуюся экономику, сдерживая курс валюты. Правительству РФ и ЦБ необходимо изменить свое отношение к использованию резервов для решения экономических задач.
Мы считаем, что в сложной кризисной ситуации ЦБ РФ необходимо предпринимать ряд мер, направленных не столько на удержание курса рубля, сколько на борьбу с инфляцией.
В 2009 году произойдут существенные
изменения структуры
В настоящее время мировой финансовый рынок переживает рост стоимости финансовых ресурсов и сложность рефинансирования ранее привлеченных займов, что увеличивает риски неисполнения обязательств перед контрагентами. Россия тому не исключение. Но не стоит драматизировать ситуацию. Эксперты уверяют, что при всей трудности положения, темпы роста основных элементов баланса банковской системы РФ в 2009 году вряд ли перейдет в область отрицательных значений, по крайней мере, этого не произойдет при сохранении положительных темпов роста экономики страны. А вот о дальнейшем "охлаждении" рынка говорить вполне уместно37.
Вполне закономерно, что
пытаясь максимально
Таким образом, банковский сектор РФ существенно изменится в ситуации кризиса. 28 ноября 2008 г. проходил II Банковский форум, на котором обсуждалась проблема поддержки и оздоровления российской финансовой системы в условиях экономического кризиса. На форуме обсуждались проблемы, связанные с мощным оттоком капитала в связи с необходимостью расплачиваться по внешним долгам, с долларизацией экономики из-за опасений девальвации рубля по отношению к доллару.
2009 г. ожидается весьма трудным для банков. Можно ожидать, что 2009 год станет годом просроченных кредитов. Также под ударом окажутся компании, ориентированные на экспорт: внешний спрос сократился, и это нанесло по ним сильный удар. Под вопросом остается и судьба региональных банков, не получающих никакой помощи от государства. Пока основным способом выживания видится резкое сокращение затрат, а также более жесткая политика кредитования.
В целом нам представляются правильными уже предпринятые правительством меры по спасению "кровеносной системы" экономики.
Совет Федерации одобрил закон о дополнительных мерах по стабилизации банковской системы в период до 31 декабря 2011 года, который был принят Госдумой. Согласно документу, «Агентство по страхованию вкладов (АСВ) будет вправе принимать специальные меры по предупреждению банкротства банков до отзыва у них лицензий, в том числе путем перевода "проблемных" банков под контроль новых инвесторов. Решать вопрос о необходимости оказания помощи тому или иному "проблемному" банку АСВ будет совместно с ЦБ РФ. В целях спасения терпящего бедствия банка АСВ будет оказывать финансовое содействие компаниям, приобретающим его акции.
Другой возможной мерой
обеспечения сохранности
Для финансирования антикризисной деятельности АСВ предполагается дополнительное выделение из федерального бюджета в его уставной капитал 200 млрд рублей. Кроме того, предусмотрена возможность предоставления Центробанком кредитов АСВ на срок до 5 лет без обеспечения»38.
Роль прямого кредитора остается за ЦБ, а на АСВ возлагаются дополнительные функции по санации банковской системы, работе с заемщиками, урегулированию споров между банками и кредиторами, предоставлению временных кредитов. Если раньше ЦБ, как правило, отзывал лицензии и выполнял только некоторые предупреждающие функции. Теперь решать проблемы до того момента, как банк окончательно развалился, будет АСВ.
В целом, по нашему мнению,
действия АСВ могут быть достаточно
полезными для банковского
Российское правительство в борьбе с кризисными явлениями в экономике решило не ограничиваться "инъекциями ликвидности" в финансовом секторе. Расширение полномочий Центробанка, Внешэкономбанка и Агентства по страхованию вкладов стало лишь первым шагом в борьбе с коварным заокеанским "кризисом ликвидности". Принятый кабинетом Владимира Путина план действий для оздоровления ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, лишь подтверждает достаточную серьёзность проблем, которые ставят под угрозу генеральную цель власти - удвоение ВВП.
"Малый план Путина" состоит из 55 задач, которые объединены в десять блоков, причём, только один из них напрямую относится к финансово-банковской системе. Большое значение уделено общеэкономическим вопросам, поддержке внутреннего спроса, автомобилестроению, жилищному строительству, сельскому хозяйству, оборонно-промышленному комплексу, транспортной инфраструктуре.
Мы считаем, что это очень важная мера, поскольку решение только денежных проблем не сможет способствовать полному оздоровлению российской экономики.
Единственной возможностью модернизации национальной экономики является реализация целенаправленного государственного регулирования экономики, активизация структурной и промышленной политики.
По мнению А.Н. Курьянова, «в настоящее время первоочередные меры государственной экономической политики должны быть направлены на создание условий, стимулирующих инновационное поведение хозяйственных структур. Среди факторов, ограничивающих деловую и, в частности, инновационную активность организаций наиболее весомыми остаются недостаток денежных средств и низкий спрос на продукцию внутри страны»39.
Поэтому основным условием проведения государством эффективных мероприятий по развитию реального сектора экономики на современном этапе является создание оптимальных условий в монетарной сфере, позволяющих активно кредитовать инвестиционные программы, стимулировать инновационное развитие промышленных предприятий.
Развитие промышленности – наиболее актуальный вопрос, обострившийся в связи с тем, что финансовый кризис сдерживает промышленное производство. Согласно опросу Института экономики переходного периода (ИЭПП), главной проблемой является низкий внутренний платежеспособный спрос. Основной помехой росту промышленного производства становятся неплатежи, быстро распространяющиеся по всей индустрии. Следующим этапом кризиса, прогнозируют эксперты, станет закрытие предприятий.
«Сейчас даже успешные
предприятия стараются
Нам видится выход из создавшейся ситуации в создании особой модели кредитно-денежной политики для промышленности. При этом необходимо существенно изменить параметры реализации макроэкономической политики в целом, модифицировать стандартные схемы и процедуры.
Главным критерием эффективности денежно-кредитной политики должен быть не темп инфляции, а обеспеченность хозяйственных структур деньгами, возможности наиболее полного и эффективного использования активов банковской системы.
В связи с этим может потребоваться рекомендательно задавать для банков монетарные диапазоны их кредитных портфелей, которые следует очертить соответствующими верхними и нижними процентными ставками, что позволит с течением времени выровнять рентабельность секторов за счёт изменения распределения частного капитала и фактически навязать схему «большему доходу – больший риск»»41.
Итак, обобщим результаты
уже выполненных и
В проекте программы «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов»42, ободренном Советом директоров Банка России 17.10.2008 в первой главе раскрываются принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, во 2 главе рассматривается механизм реализации денежно-кредитной политики, 4 глава посвящена целям и инструментам денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов.