Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:24, реферат
Цель работы: проанализировать эффективность использования основных инструментов и методов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях экономического кризиса.
Задачи:
• раскрыть сущность общих понятий денежно-кредитной политики ЦБ;
• определить содержание и особенности использования основных инструментов, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику;
• проанализировать выполнение ЦБ РФ функции регулирования денежной – кредитной системы;
• подвергнуть анализу меры, предпринятые ЦБ РФ в целях преодоления экономического кризиса 2008 г.;
• рассмотреть перспективы развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России в сложной ситуации экономического кризиса;
• определить основные направления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.;
• сформулировать предложения по повышению эффективности использования ЦБ РФ инструментов кредитно-денежной политики с целью выхода из кризиса.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования.
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики.
1.3. Основные типы денежно-кредитной политики.
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Роль и функции ЦБ РФ.
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2000 - первой половине 2008 гг.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в период финансового кризиса (сентябрь-октябрь 2008 г.)
3.2. Основные правления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.
ВВЕДЕНИЕ
В «Основных направлениях
единой государственной денежно-
В данном документе объявлена среднесрочная стратегия денежно-кредитной политики, которая должна способствовать стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5‑6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции.
При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечения соответствия
динамики инфляции целевой траектории
Банк России будет использовать все
имеющиеся в его распоряжении
инструменты денежно-кредитной
Рассмотрим основные принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, изложенные в «Основных направлениях».
«Введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В этой ситуации на состояние
банковского сектора будет
В целях снижения негативного
влияния международных
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков»43.
Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.
Чтобы представить, какой
будет денежно-кредитная
Остается высоким риск оттока капитала из России вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках. Поскольку цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики, то в связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009‑2011 годах, три из которых основываются на прогнозах Правительства РФ. Эти варианты денежной программы соответствуют сценарным вариантам прогноза социально-экономического развития РФ на 2009-2011 годы, рассматриваемым Банком России45.
В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2009 году среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель. В этих условиях сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции в основной капитал – на 10%, а объем ВВП – на 5,7%.
В рамках второго варианта в 2009 году предусматривается развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 2 раза. Прирост валютных резервов замедлится.
По этому варианту в 2009 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 9,9%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 6,4%.
В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 году цена на российскую нефть снизится до 95 долларов США за баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет близок к показателю 2008 года, а импорт увеличится значительно. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
По этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности – в 2009 году темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.
Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2009 году составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей будут выше, чем в третьем варианте. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне 11,1%, инвестиций в основной капитал – 15,2%. Прирост ВВП в этом случае может составить 7,1%.
В главе IV «Основных направлений» рассмотрены основные цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов46.
Проанализируем количественные
ориентиры денежно-кредитной
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, в 2009 году темпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2008 году. Темпы прироста спроса на деньги в 2009 году могут снизиться по сравнению с 2008 годом. В 2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16‑25% в 2010 году и 14‑22% в 2011 году.
Принципиальное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь изменение структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов (ЧВА).
При уточнении показателей денежной программы на 2009‑2011 годы во всех вариантах учтены принятые в октябре 2008 года дополнительные меры среднесрочного характера по поддержке финансового сектора.
В частности, при расчете
изменения чистого кредита
Параметры денежной программы, изложенные в «Основных направлениях» не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов.
В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса – к увеличению по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.
Как сказано в «Основных направлениях», «в целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении».
Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.
В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.
Банк России учитывает опыт 2008 года, показавший, что в условиях мирового финансового кризиса переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет ЧВА (в том числе увеличения валового кредита банкам) может пойти более быстрыми темпами, чем предусматривается в представленных вариантах денежной программы, и готов во взаимодействии с Правительством Российской Федерации принять необходимые меры для поддержания финансовой стабильности.
Задачей ЦБ РФ является на сегодняшний день и на перспективу «обеспечение необходимого уровня рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки «валютный своп», ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами).
Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» Банка России.
Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России.
В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы.
В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности по‑прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям.