Основные инструменты денежно-кредитной политики и механизм их использования Банком России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Цель работы: проанализировать эффективность использования основных инструментов и методов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях экономического кризиса.
Задачи:
• раскрыть сущность общих понятий денежно-кредитной политики ЦБ;
• определить содержание и особенности использования основных инструментов, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику;
• проанализировать выполнение ЦБ РФ функции регулирования денежной – кредитной системы;
• подвергнуть анализу меры, предпринятые ЦБ РФ в целях преодоления экономического кризиса 2008 г.;
• рассмотреть перспективы развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России в сложной ситуации экономического кризиса;
• определить основные направления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.;
• сформулировать предложения по повышению эффективности использования ЦБ РФ инструментов кредитно-денежной политики с целью выхода из кризиса.

Оглавление

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования.
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики.
1.3. Основные типы денежно-кредитной политики.
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Роль и функции ЦБ РФ.
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2000 - первой половине 2008 гг.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в период финансового кризиса (сентябрь-октябрь 2008 г.)
3.2. Основные правления кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 2009 – 2011 гг.

ВВЕДЕНИЕ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 775.00 Кб (Скачать)

 

4. По сделкам "валютный  своп" сроком на один день (рублевая  часть) в размере 10 процентов  годовых.

5. Минимальная процентная  ставка по операциям прямого РЕПО на срок 90 дней в размере 8,5 процента годовых.

В ноябре 2008 г. ставки повысились на 0,5-2 процентных пункта (см. приложение 2).

Из-за разницы ставок привлечения у Центробанка и  в жизни в последнее время  существовало как бы две параллельные экономики: в одной основная масса банков жила со ставками 14-16-18% годовых, тогда как ставки на первом круге держались на уровне 8-9% годовых, а теперь ставки ЦБ немного приблизились к реальным.

Основная ставка для  рынка — ставка аукционов прямого репо, на которых банки ежедневно в ноябре 2008 г. привлекали в среднем 100-150 млрд руб., а в октябре 2008 г. доходило до 300 млрд руб. Ставка рефинансирования — ориентир для банков при установлении ставок по кредитам и депозитам. Так, например, председатель правления «ВТБ 24» Михаил Задорнов в октябре 2008 г. выступил с заявлением о намерениях  банка рассмотреть возможность повышения ставок по выданным кредитам, если ЦБ существенно повысит ставку рефинансирования.

С 1 февраля 2009 г. ЦБ РФ планирует  установить норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств  в размере 1,5%.  А с 1 марта 2009 г.  -  в размере 2,5%.

Если проанализировать состояние финансовой сферы в целом, то приходится констатировать, что в ноябре 2008 г. ситуация в финансовой сфере оставалась сложной. Аналитики и экономисты еще не могут констатировать, что мировой экономический кризис подошел к своему завершению. Следовательно, надо ожидать, что политика рефинансирования ЦБ будет скоординирована в соответствии с изменениями на мировом финансовом рынке.

Рассмотрим суть противоречий, вызванной повышения ставок рефинансирования ЦБ РФ.  Нам представляется совершенно правильным решение, которое принято  Советом директоров Банка России о повышении основных процентных ставок  в рамках мер, направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций.

Однако надо признать, что не все российские экономисты считают повышение ставок эффективной  мерой. Так, например, председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Дмитрий Ананьев, который является  сторонником снижения ставок, считает, что основной целью ЦБ является «сделать рублевые ставки выше, чтобы валютные операции стали менее выгодными и выросли валютные риски у спекулянтов. Это стремление понятно, но это еще больше раскручивает спираль удорожания денег, что бьет по экономике и провоцирует дефолты. Поэтому ведущие центробанки идут по пути снижения ставок»23.

Сейчас нам становится очевидным, что ЦБ берет на себя функции не только регулятора, но и кредитора первой инстанции, поэтому значимость ставок уже выросла и будет расти дальше.

В связи с этим сложно точно дать ответ, является ли понижение  ставок эффективной мерой поддержания российской экономики. Ставки ЦБ даже после повышения остаются, по сути, отрицательными, их повышение не поможет сдержать отток капитала. Рубли, получаемые на аукционах репо, все равно выгодно будет менять на доллары.

И это подтверждают факты  деятельности мировых центробанков, которые  в отличие от российского ставки понижают. В начале октября 2008 г.  Федеральная резервная система (ФРС), Европейский центробанк, Банк Англии, центральные банки Швеции, Швейцарии и Канады одновременно снизили их на 0,5 п. п., за ними ставки снижали центробанки Японии, Южной Кореи, Гонконга, КНР и еще раз Швейцарии. Затем ФРС опустила ставку еще на 0,5 п. п. до 1%, ЕЦБ — на 0,5 п. п. до 3,25%, Банк Англии — на 1,5 п. п. до 3%. Только ЦБ Исландии 28 октября повысил ставку с 12% до 18% — после банкротства крупнейших банков и обвала курса кроны.

Таким образом, нет четкого  определения, является повышение ставок эффективной мерой или несвоевременной. Этот вопрос остается весьма спорным еще и в связи с тем, что в последнее время ЦБ РФ допустил небольшую девальвацию рубля.

Рассмотрим перспективы развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России в сложной ситуации экономического кризиса.

Целью Банка России является создание в течение ближайших  лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения»24.

 Предполагается, что  в рамках указанного единого  механизма рефинансирования банки  – потенциальные заемщики будут  заключать с Банком России "рамочные" соглашения, содержащие общие условия  кредитования, и предварительно  предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества.

Предполагается, что в "единый пул обеспечения" будут  входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список ЦБ РФ, а также, возможно, иные виды имущества. В рамках работы по созданию "единого пула обеспечения" возможно также изменение требований Банка России к имуществу, принимаемому в обеспечение кредитов Банка России.

Единый пул обеспечения  составляют:

    • ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России;
    • векселя, права требования по кредитным договорам;
    • акции;
    • ипотечные ценные бумаги;
    • иные виды имущества.

Однако нельзя считать  предлагаемую систему совершенной. Мы согласны с предложениями, изложенными в программе, разработанной первым вице-президентом Ассоциации Банков «Россия» В.А. Гамзой. В данной программе содержатся конкретные предложения совершенствования системы единого пула обеспечения. В частности, предлагается «формирование комплексной системы рефинансирования и обеспечения ликвидности кредитных организаций, которая должна включать:

I. Организованный рынок  межбанковского кредитования.

II. Единый механизм  рефинансирования Банком России.

III. Систему рефинансирования кредитных организаций  государственными институтами развития.

IV. Систему размещения  временно свободных государственных   денежных ресурсов в кредитных  организациях»25.

В качестве мероприятий  по созданию организованного рынка  межбанковского кредитования, предлагаются следующие меры26:

      1. Совместно с Банком России сформировать биржевую систему межбанковского кредитования. Создание  единой торговой площадки может быть осуществлено на базе ММВБ.
      2. Выработать единые стандарты межбанковского кредитования, включая соответствующие обязательства участников, условия совершения сделок и правила расчетов, а также порядок участия Банка России в системе межбанковского кредитования.
      3. С участием Банка России создать механизмы беззалогового обеспечения по межбанковским кредитам (включая безакцептное списание средств с корсчета банка в ЦБ).
      4. Стимулировать размещение средств на межбанковском рынке  Банком развития (Внешэкономбанком) и крупнейшими кредитными организациями (прежде всего – государственными), имеющими избыточную ликвидность.
      5. Совместно с Банком России выработать и внедрить систему эффективного управления ликвидностью кредитных организаций посредством использования межбанковских инструментов.
      6. Установить дифференциацию ставок обязательного резервирования в Банке России в привязке к величине пассивов кредитной организации:
      7. а) по привлеченным банком средствам в размере до 100 млн. рублей отчисления в Фонд обязательного резервирования (ФОР) не производятся;

б) на привлеченные средства от 100 млн. до 300 млн. рублей ФОР формируется в размере 50%  от стандартной ставки;

в) на все последующие  привлеченные средства (более 300 млн. рублей) ФОР создается в полном объеме.

      1. Создать механизм (фонд) совместной консолидированной поддержки коммерческими банками, Банком развития  и Центральным банком РФ кредитных организаций, имеющих положительное финансовое состояние, но столкнувшихся с временной потерей ликвидности.
      2. Сформировать в Банке России единую систему управления рисками в соответствии с международными нормами деятельности центральных банков, в частности, создать самостоятельное подразделение по управлению рисками в составе центрального аппарата и ввести сбалансированную систему лимитов на объемы кредитования банков и кредитные риски Банка России.

Рассмотрим, какие мероприятия необходимы для создания единого механизма рефинансирования Банком России (дополнение и уточнение предложений ЦБ РФ). Предлагается:

    1. Ввести беззалоговое кредитование в режиме овердрафт Банком России кредитных организаций на срок 1-7 дней.
    2. Установить, что  ставка рефинансирования Банка России есть ставка его суточного кредита (кредита овернайт) и не выполняет фискальной функции. Ставки всех иных кредитов ЦБ РФ должны быть привязаны к ставке рефинансирования.
    3. Ввести узкий коридор процентных ставок по операциям Банка России, который будет способствовать стабилизации процентных ставок межбанковского рынка. Спрэд между процентными ставками по депозитам и беззалоговым кредитам Банка России должен быть в пределах 0,5-2%.

Для реализации программы  рефинансирование кредитных организаций государственными институтами развития предлагается:

      1. Выработать стандарты кредитования коммерческими банками юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по государственным целевым кредитным программам, осуществляемым институтами развития.
      2. Установить порядок обязательного выкупа названных банковских кредитов государственными институтами развития или их мены на ценные бумаги институтов развития.
      3. Ввести в Ломбардный список Банка России с минимальным 
        дисконтом ценные бумаги всех государственных институтов развития, а в «Единый пул кредитования» ЦБ РФ – банковские кредиты, выданные в строгом соответствии со стандартами институтов развития.
      4. Установить такие критерии и порядок рекапитализации и рефинансирования кредитных организаций государственными институтами развития, которые позволят участвовать в этом средним и малым  финансово устойчивым банкам.

Для размещения государственных  средств в депозиты необходимо:

    1. Использовать избыточные государственные резервные рублевые и валютные средства в целях существенного расширения возможностей государственных институтов развития по рефинансированию кредитных организаций по целевым кредитным программам.
    2. Установить единый прозрачный порядок размещения средств федеральных, региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов в кредитных организациях. Доступ к ресурсам на пропорциональной основе должны получить все банки с капиталом более 5 млн. евро, имеющие устойчивое финансовое положение по методике Банка России.
    3. Свободные средства государственных корпораций, целевых фондов и иных подобных организаций размещать в кредитных организациях по единым правилам через Банк Развития (ВЭБ) по названным выше критериям.
  1. Девальвация рубля.

Девальвация рубля в  условиях кризиса – наиболее острый вопрос, стоящий как перед правительством, так и перед ЦБ РФ. Анализируя материал на тему необходимости девальвации рубля, мы столкнулись с двумя противоположными мнениями.  Одни аналитики и экономисты считают, что Россия действительно нуждается в девальвации рубля, а другие считают, что этого необходимо избежать. И, наконец, наиболее остро стоящий вопрос звучит так: что будет с российской экономикой, если в 2009 году баррель нефти будет стоить $50, $60, $70 или еще сколько-нибудь долларов за баррель?

Конечно, денежно-кредитная политика ЦБ РФ в условиях мирового экономического кризиса не может точно спрогнозироваться, но не менее «неопределенным сейчас представляется будущее не только российской экономики и российского рынка, но и экономик других стран»27.

Цены на нефть (и ряд  других сырьевых товаров) все еще  превосходят уровень 2003 года, и пока непонятно, насколько они еще  могут опуститься. Если резко замедлится рост мировой экономики, и период рецессии или замедления роста затянется  более чем на несколько кварталов, то возможно дальнейшее отступление рынков. Нефть может с равной вероятностью как продолжать дешеветь, так и начать дорожать. Неопределенность слишком высока, и она, несомненно, влияет на будущее России.

В начале ноябре 2008 г.  ЦБ упорно защищал курсовую стабильность, выходя с валютными интервенциями на уровне 30,4 руб. за бивалютную корзину ($0,55 + €0,45). При этом члены правительства выступали с заявлениями, что не стоит ждать девальвации. Однако эта политика не могла продолжаться вечно, ведь удерживая номинальный курс рубля, ЦБ фактически способствует укреплению рубля в реальном выражении. Это особенно опасно, учитывая внешние шоки в виде падения цен на нефть, перехода текущего счета в отрицательную зону и недоступности внешних кредитов для российских компаний. А отказ от ослабления рубля может привести к негативным последствиям»28.

Информация о работе Основные инструменты денежно-кредитной политики и механизм их использования Банком России