Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:15, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение методов и инструментов управления привлеченными ресурсами коммерческого банка.
Важным показателем эффективности банковского менеджмента является управление привлеченными ресурсами, т.е. деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в том числе других банков, направленную на поддержание ликвидности, как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Управление пассивами на макроуровне осуществляет Центральный банк страны, на микроуровне оно осуществляется коммерческими банками в целях получения максимальной прибыли и обеспечения ликвидности банка.
Введение
Глава 1. Понятие привлеченые ресурсы коммерческого банка
1.1. Коммерческий банк
1.2. Привлеченные ресурсы
1.3. Организация управления привлеченными ресурсами
Глава 2. Методы и инструменты управления привлеченными
ресурсами коммерческого банка
2.1. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка
2.2. Инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка
Заключение
Собственные средства (капитал) банка — это расчетный показатель, который определяется как сумма, состоящая из:
-уставного капитала банка;
-фондов банка;
-нераспределенной прибыли.
Начиная с 1996 г., в соответствии с 7Инструкцией № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» ЦБ РФ отказался от определения прямого соотношения собственных и заемных средств, перейдя к косвенному регулированию на основе обязательных экономических нормативов. Например:
- норматив достаточности капитала;
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика)
- максимальный размер
привлечения вкладов (
В соответствии с инструкцией №1 максимальный размер привлечения денежных вкладов граждан ограничивается величиной собственных средств (капитала) банка. При этом, для привлечения во вклады средств физических лиц требуется наличие специальной лицензии, которая может быть выдана вновь созданному коммерческому банку только через 2 года безупречной работы с момента регистрации.
Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.
Привлеченные ресурсы выступают важнейшим фактором получения прибыли банков, используемым для проведения активных операций банками, приобретения ценных бумаг, содействуют получению прибыли для обеспечения долговременного роста.
Привлеченные ресурсы играют немаловажную роль в управлении ликвидностью. Само понятие ликвидности банка тесным образом связано с привлеченными ресурсами. Привлеченные ресурсы предполагают возникновение обязательств банка перед клиентами (кредиторами и вкладчиками) по своевременному возврату привлеченных средств и уплате по ним процентов в соответствии с условиями договора. А ликвидность, как правило, определяется как способность в срок, в полном объеме и без потерь ответить по своим обязательствам перед клиентами. Более того, вследствие непродуманной политики в области управления привлеченными ресурсами у банка могут возникнуть серьезные проблемы с ликвидностью.
Привлеченные ресурсы могут формироваться банками на депозитной и не депозитной основах. Основной признак классификации источников привлеченных средств – это кто выступает инициатором проведения операций. К депозитам относятся средства, которые размещены в банке по желанию клиентов. Ресурсы не депозитного характера представляют собой средства, которые привлекаются в банк по его собственной инициативе.
Ресурсы не депозитного характера образуются у банков в результате выпуска и продажи ими собственных долговых бумаг или при покупке ресурсов на межбанковском рынке. В последнем случае существуют различные каналы привлечения: от коммерческих банков или от центрального банка. В зависимости от условий предоставления ресурсов Национальным банком они могут быть целевыми и использоваться коммерческими банками для кредитования конкретных проектов или клиентов или не целевыми, которыми банки имеют право распоряжаться по собственному усмотрению.
Собственные и привлеченные средства находятся в определенной взаимозависимости. За счет привлеченных ресурсов банк может проводить активные операции с клиентами либо на открытом рынке. Заработанная в результате прибыль пополняет собственные средства, увеличивает собственный капитал. Увеличение собственного капитала, в свою очередь, стимулирует возможности банка по привлечению заемных средств для новых активных операций.
Как собственные, так и привлеченные ресурсы коммерческого банка отражаются на корреспондентском счете, открываемом в РКЦ Центрального банка России. Это активный счет 30301, поэтому ресурсы отражаются по дебету этого счета, а вложения средств – по кредиту.
Таким образом, величина дебетового сальдо отражает размер свободного резерва банка (величину ресурсов, которые еще не вложены в активные операции). Чем больше размер свободного резерва, тем устойчивее данный банк, но и тем меньше прибыли он получает. Наоборот, чем меньше величина свободного резерва, тем менее устойчив банк, но и тем больше прибыли он извлекает. Поэтому каждый коммерческий банк стремится к тому, чтобы оптимизировать остаток средств на корреспондентском счете.
Глава 2. Методы и инструменты управления привлеченными
ресурсами коммерческого банка
2.1. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка
Управление пассивными операциями
коммерческого банка
Анализ ресурсной базы банка начинается с того, что рассчитывается объем каждого вида ресурсов в квартальном разрезе и на конец года, определяются их значимость для банка, а также динамика изменений.
Для оценки структуры привлеченных средств могут использоваться структурные коэффициенты, такие, как удельный вес обязательств до востребования, срочных вкладов. МБК полученных, а также собственных векселей банка в привлеченных средствах-брутто. Выявляются тенденции развития отдельных видов обязательств, определяются темпы роста показателей.
Поскольку основную часть расходов банка составляют расходы, но формированию его ресурсной базы, зависящие от объема, структуры и средней цены привлечения ресурсов, необходимо определить среднюю стоимость депозитных и не депозитных ресурсов. Она определяется как процентное отношение затрат (начисленных и уплаченных процентов с учетом резервирования по депозитам и налогообложения по межбанковским кредитам) к средней величине соответствующих ресурсов.
Однако главная задача при анализе ресурсной базы состоит в определении стабильности ресурсов банка. При этом основное внимание уделяется оценке депозитных ресурсов. Анализ депозитов осуществляется по срокам и категориям вкладчиков; условиям внесения и изъятия вкладов, размеру уплачиваемых процентов, возможностям установления льгот по пассивным и активным операциям для постоянных клиентов, а также по другим направлениям.
Расчетные и текущие счета являются основными для клиента, через них проходит весь его денежный оборот, можно проследить как приток, так и отток средств. Банк, имеющий солидную клиентскую базу, т.е. большой объем расчетных и текущих счетов, на основании изучения динамики средств по счетам можно выявить минимальный неснижаемый их уровень.
Устойчивая (неснижаемая) часть остатков на расчетных и текущих счетах клиентов позитивно характеризует структуру ресурсной базы банка. Эту часть ресурсов (обычно не более 20% ежедневных остатков средств на клиентских счетах) банки могут использовать относительно длительное время. При определении неснижаемой части остатков в расчет не следует принимать остатки средств на счетах, которые появляются периодически и динамику которых трудно предусмотреть.
Как показывают исследования, в среднем в мировой банковской практике банку обычно хорошо известны 10% его клиентов. Из них 20% – это лучшие клиенты банка, постоянно пользующиеся большим количеством его услуг, на обслуживание которых банк тратит 40% рабочего времени, но дающие банку 80% прибыли.
Другие 20% из числа известных банку клиентов – это проблемные клиенты для банка, которые постоянно доставляют ему хлопоты и неудобства, например, пользующиеся лишь одной услугой, но создающие массу проблем, на них банк расходует также 40% рабочего времени, но оно тратится неэффективно. В некоторых банках, где хорошо поставлена работа с клиентами, доля этих клиентов может быть ниже – до 10%.
Недостаточно изученные
60% клиентов банка обычно не очень
активно пользуются услугами банка,
на их обслуживание банк тратит 20% времени,
но они приносят ему 20% прибыли (рис.
1). Следует учитывать, что для
другого банка это, возможно, лучшие
клиенты, приносящие ощутимый доход, поэтому
их потребности и потенциал
Качество депозитной базы
во многом зависит от того, к какой
категории юридических лиц
Рис. 1. Классификация клиентов банка и зависимости от степени их изученности банком
В то же время эта часть ресурсной базы относительно предсказуема: известны сроки выплаты заработной платы, платежей в бюджет, можно определить сезонность колебаний в потоках денежных средств. Динамика средств на этих счетах требует постоянного изучения, а прогноз размера остатков – почти ежедневной корректировки.
При анализе динамики клиентских счетов можно выделить:
1. Обороты с точно известными датами и суммами – например, клиентские платежные поручения с определенной датой исполнения либо имеется информация о предстоящих платежах или поступлениях от клиента, от его контрагента или от другого банка.
2. Обороты с точно известными датами и неточно известными суммами – платежи в бюджет, выплаты заработной платы; при планировании этих платежей в значительной степени можно опираться на использование данных за предыдущие месяцы.
3. Обороты с точно известными суммами, но приблизительно известными датами – например, платежи и поступления по обслуживаемым в банке экспортно-импортным контрактам либо получение кредита в другом банке.
Для оценки стабильности депозитов банки могут использовать сложные математические процедуры и такие показатели, как средний срок хранения денежных средств, уровень оседания (или оттока) клиентских средств, а также доля средств на счетах до востребования, которая может быть использована как стабильный ресурс.
8Средний срок хранения денежных средств определяется по формуле
Сд=Оср:ВхД,
где Сд – средний срок хранения в днях;
Оср – средний остаток вкладов;
В – оборот но выдаче вкладов;
Д – число дней в периоде.
При помощи этого показателя
оценивается возможность
Уровень оседания средств, поступивших во вклады, рассчитывается по формуле
Уо=(Ок- Он):Пх100%,
где Уо – уровень оседания средств во вклады, в процентах;
Ок – остаток вкладов на конец периода;
Он – остаток вкладов на начало периода;
П – поступления во вклады.
Показатель Уо должен быть в идеале максимально большим, его нулевое значение говорит о неподвижном состоянии остатков.
Большинство банков максимально использует в качестве ресурса средства на счетах клиентов с соблюдением допустимого уровня трансформации. Для этого на основании данных о платежном обороте по счетам до востребования определяется объем остатка средств, который может быть использован как стабильный ресурс
Д = О:К.о.х100%,
где Д – доля средств, хранящаяся в течение определенного, расчетного периода на счетах до востребования, которые могут быть использованы как стабильные ресурсы в течение следующего аналогичного по сроку промежутка времени;
О – средний остаток на счетах за расчетный период;
К.о. – кредитовый оборот по счетам до востребования за расчетный период.
Анализируется структура клиентских счетов по величине остатка. По каждому счету определяется среднемесячный остаток (как среднее арифметическое), и в соответствии с полученными данными производится разбивка клиентов по следующим условным группам:
- с ничтожно малыми остатками;
- малыми остатками;
- средними остатками;
- достаточно большими остатками;
- очень большими остатками.
Аналогичным методом определяется структура клиентов по силе колебаний: для каждого счета вычисляется среднемесячная сила колебаний (как среднеквадратичное отклонение от среднего) и производится подразделение клиентов на группы в зависимости от колебаний остатков по счетам:
- с очень слабыми колебаниями остатков;
- слабыми колебаниями;
- средними колебаниями;
- сильными колебаниями;
- очень сильными для
данного банка колебаниями
Чем больше счетов с сильно колеблющимися остатками, тем выше риск банка. Определяется сумма остатков на счетах с учетом качества. Для этого вводится функция качества счета, которая зависит от силы колебаний (чем сильнее колебания, тем ниже качество) и от величины остатка (чем больше остаток, тем выше качество). С помощью этой функции определяется качество каждого счета, затем среднее качество, а после этого – сумма остатков с учетом качества. Показатель эффективности клиентской базы определяется как отношение суммы остатков с учетом качества к сумме всех остатков средств по счетам клиентов.
Информация о работе Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка