Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:15, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение методов и инструментов управления привлеченными ресурсами коммерческого банка.
Важным показателем эффективности банковского менеджмента является управление привлеченными ресурсами, т.е. деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в том числе других банков, направленную на поддержание ликвидности, как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Управление пассивами на макроуровне осуществляет Центральный банк страны, на микроуровне оно осуществляется коммерческими банками в целях получения максимальной прибыли и обеспечения ликвидности банка.
Введение
Глава 1. Понятие привлеченые ресурсы коммерческого банка
1.1. Коммерческий банк
1.2. Привлеченные ресурсы
1.3. Организация управления привлеченными ресурсами
Глава 2. Методы и инструменты управления привлеченными
ресурсами коммерческого банка
2.1. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка
2.2. Инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка
Заключение
Необходимо определить, связывают ли крупнейших клиентов и банк другие отношения, кроме расчетно-платежных. Являются ли эти клиенты акционерами, заемщиками банка. С одной стороны, наличие таких связей можно расценивать положительно, поскольку тогда крупнейшие клиенты останутся при банке, с другой стороны, большая зависимость банка от таких клиентов нежелательна.
Бюджетные счета открываются организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет федерального и местных бюджетов. Государственные организации работают в рамках госзаказа и утвержденной сметы, вследствие чего в принципе они имеют более четкий график поступлений и платежей. Иногда на этих счетах аккумулируются значительные средства, дающие банку большую и дешевую ресурсную базу. В то же время получить в клиенты такого солидного клиента весьма непросто. Обычно работа с подобными счетами осуществляется в индивидуальном порядке и во многом зависит от взаимоотношений между высшим менеджментом банка и руководителями соответствующего государственного органа.
Однако зачастую госпредприятия имеют дотационный характер, а зависимость от бюджета того или иного уровня, поступления средств из которого могут в силу российской специфики носить нерегулярный характер, не позволяет уверенно планировать размер остатков на этих счетах.
Также в значительной мере сложно прогнозировать остатки на корреспондентских счетах ЛОРО, которые банки-контрагенты используют не только для доведения собственных платежей, но и для операций своих клиентов. Иногда по таким счетам банки получают межбанковские кредиты (например, при проведении так называемых «ролловерных» операций).
В то же время следует иметь в виду, что в кризисной ситуации эти ресурсы первыми покидают банк. Участники межбанковского рынка, как правило, владеют информацией «из первых рук» и быстрее всех успевают реагировать в случае ухудшения финансового состояния банка или его репутации. На отзыв межбанковского кредита может потребоваться несколько дней, а средства с ЛОРО-счетов можно забрать в тот же день. Таким образом, изо всех банковских ресурсов остатки на корреспондентских ЛОРО-счетах характеризуются самой быстрой маневренностью.
Обычно банки открывают друг другу парные корреспондентские счета – ЛОРО и НОСТРО. Если при сопоставлении их остатков выясняется, что величина остатков по счетам НОСТРО или их доля в составе активов не изменяется, а остатки по счетам ЛОРО снижаются, то это тревожный сигнал как для руководства банка, так и для его вкладчиков.
При анализе привлеченных средств определяется зависимость банка от получения межбанковских кредитов. Некоторые банкиры считают, что аналогичным межбанковскому кредиту источником является задолженность по собственным векселям банка, поскольку при возникновении у банка затруднений держатели векселей стремятся, так же как и банки-кредиторы, как можно скорее получить свои денежные средства, а размещение собственных векселей по сложности сопоставимо с получением межбанковского кредита. Совокупная задолженность по МБК полученным и собственным векселям банка в лучшем случае не должна превышать 35% суммы привлеченных ресурсов.
Вклады до востребования
в целом положительно характеризуют
структуру ресурсов банка. Однако они
обходятся банку несколько
Из видов операций по привлечению вкладов до востребования особого внимания заслуживают операции с пластиковыми карточками, которые являются одним из самых перспективных направлений банковской деятельности. В основном они используются физическими лицами, но могут применяться также и юридическими. Использование пластиковых карт представляет несомненное удобство для клиента, а банку позволяет аккумулировать значительные средства без выплаты высоких процентов. Подсчитано, например, что при зачислении на карточные счета заработной платы через полгода после открытия счета остаток средств на нем в среднем составляет около двух месячных заработков, тогда как проценты начисляются по ставкам, установленным для вкладов до востребования. Однако использование данного вида ресурсов требует больших первоначальных затрат на специальное оборудование, программное обеспечение, проведение рекламной кампании по привлечению клиентов.
К депозитам до востребования относятся средства в расчетах, которые представляют собой совокупность незавершенных расчетных операций. К ним относятся неиспользованные остатки на счетах аккредитивов, расчетных чеков, невыплаченных переводов. При активном проведении банком подобных операций средства на таких счетах, несомненно, будут оставаться некоторое время, что позволяет формировать дополнительные, хотя и краткосрочные ресурсы.
Срочные депозиты подразделяются по срокам, установленным в договоре. Исходя, именно, из формальных сроков Центральный банк оценивает выполнение коммерческими банками нормативов ликвидности. Однако в ходе управления пассивными операциями следует учитывать, что подписание клиентом договора банковского вклада на определенный срок еще не означает, что он не может забрать из банка деньги ранее оговоренного срока, особенно в критической ситуации. Поэтому часть срочных депозитов коммерческому банку также следует относить к категории «горячих» денег.
При управлении срочными депозитами целесообразно разграничивать крупных и мелких вкладчиков, поскольку их поведение зачастую различается. Обычно поведение мелких вкладчиков легче прогнозировать, они не так быстро реагируют на изменение ситуации на рынке (нехватка денег, рост процентных ставок, появление новых услуг банков-конкурентов), как владельцы крупных вкладов.
Выделение крупнейших для данного банка вкладчиков производится на основе среднего остатка и оборотов за период. Можно определить следующие показатели: процент крупнейших клиентов, доля этой группы в общем обороте и в общем среднем остатке. Чем эта доля выше, тем сильнее банк зависит с деятельности крупнейших клиентов. Предпочтительней для банка, чтобы основная часть депозитов обеспечивали мелкие и средние клиенты.
В целях обеспечения устойчивости коммерческого банка желательно чтобы доля срочных вкладов в банковских депозитах составляла не менее 30-36%.
При управлении депозитами
следует учитывать существенные
особенности сберегательных вкладов.
Так, в соответствии со ст. 837 Гражданского
кодекса Российской Федерации гражданин
имеет право на получение вклада
по первому требованию. Таким образом,
банк не может быть полностью уверен,
что срочные сберегательные вклады
не будут изъяты окончания срока
договора. Частные вкладчики обычно
предъявляют высокую
При наступлении такой ситуации банку лучше договориться об отсрочке платежа с одним-двумя крупными клиентами, но не останавливать выдачу вкладов частным вкладчикам.
В то же время эффективная политика по сберегательным операциям позволяет банкам формировать значительные дополнительные источники ресурсов. Формирование ресурсной базы подразумевает учет изменения потребностей вкладчиков для удержания существующей клиентуры и привлечения новых клиентов, а также постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов.
Создание солидной клиентской базы требует больших затрат времени и денег.
Привлечение новых клиентов
невозможно без исследования потребностей
и поведения потенциальных
В целях привлечения новых клиентов зарубежные банки, например, могут вводить поощрения, в том числе разного рода подарки (например, путевку на отдых, либо часы) для того, кто приведет в банк солидного клиента. Иногда банк оплачивает услуги ресистеров, т.е. тех лиц, которые по роду своей деятельности имеют возможность рекламировать услуги банка (преподаватели, таксисты). Считается, что удерживать клиентов дешевле, чем завоевывать новые рынки или присоединять другой банк.
2.2. Инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка
Инструментами управления депозитным ресурсами являются: различного рода ограничения (на остаток средств, на срок размещения депозита, на первый или последующие взносы, на суммарные обороты счету), блокировки (остатков или на списание средств), комиссии, плата за обслуживание, а также процентные ставки.
В качестве ограничения на
остаток может служить
Ограничения обычно устанавливаются сразу для большого количества счетов на неопределенные сроки, они не всегда связаны с прекращением операций по счетам.
Блокировки в отличие
от ограничений относятся к
Комиссии, взимаемые банком за расчетное обслуживание, начисляются за ведение каждой операции по счету, при небольшом количестве операций по счету они обычно составляют относительно небольшие суммы, равномерно распределенные во времени. Поэтому их использование целесообразно при обслуживании мелких клиентов.
Плата за обслуживание, которую
банки могут взимать с
Начисление процентов на остатки средств на счетах и во вкладах представляет собой один из наиболее действенных инструментов управления пассивами коммерческого банка.
Теоретически увеличение процентных ставок по сравнению со ставками конкурентов приводит к увеличению вкладов, а снижение – к оттоку. Однако на практике, как за рубежом, так и в России, ставки на рынке обычно выравниваются. На современном этапе резкое увеличение процентных ставок банком может быть расценено вкладчиками как негативный сигнал, свидетельствующий о тяжелом финансовом состоянии банка и недоступности для него дешевых ресурсов.
В то же время банку необходимо дифференцировать процентные ставки по видам вкладов в зависимости от спроса на кредитные ресурсы, сроков хранения средств, категорий вкладчиков. Кроме того, процентная политика банка должна строиться с учетом процентного риска.
Процентные ставки по счетам и вкладам дифференцируются по категориям клиентов и банков-кредиторов, видам депозитов, срокам действия договора вклада или межбанковского кредита, сумм и других факторов.
Обычно процентная ставка тем выше, чем длительней срок действия договора или срок предварительного уведомления об изъятии вклада, вследствие влияния на стоимость денег доходов будущего периода и частых скачков кривой доходов. В большинстве случаев процентная ставка тем выше, чем больше вклад. Наиболее крупные и надежные банки могут предлагать довольно низкие процентные ставки, в то время как ставки по депозитам и межбанковским кредитам, привлекаемым другими банками, обычно выше этого уровня. Банки, которые ведут агрессивную маркетинговую политику за привлечение вкладов, обычно предлагают более высокие ставки, чтобы переманить клиентов у конкурентов.
На уровень процентной
ставки воздействуют как общие факторы
(соотношение спроса и предложения
на деньги, цели и направления денежно-
- уровнем процента по активным операциям банка;
- сроком и размером привлекаемого депозита;
- надежностью банка.
Необходимо учитывать, что российское банковское законодательство накладывает ряд ограничений на процентную политику коммерческих банков: публичный характер договоров банковского вклада с гражданами, запрет на предоставление льгот акционерам банка.
Заключение
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006.
2
Энциклопедический словарь экономики
и права «ВЕДОМОСТИ» - http://www.vedomosti.ru/
Информация о работе Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка