Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение методов и инструментов управления привлеченными ресурсами коммерческого банка.
Важным показателем эффективности банковского менеджмента является управление привлеченными ресурсами, т.е. деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в том числе других банков, направленную на поддержание ликвидности, как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Управление пассивами на макроуровне осуществляет Центральный банк страны, на микроуровне оно осуществляется коммерческими банками в целях получения максимальной прибыли и обеспечения ликвидности банка.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие привлеченые ресурсы коммерческого банка
1.1. Коммерческий банк
1.2. Привлеченные ресурсы
1.3. Организация управления привлеченными ресурсами
Глава 2. Методы и инструменты управления привлеченными
ресурсами коммерческого банка
2.1. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка
2.2. Инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка
Заключение

Файлы: 1 файл

Токтаролиева О-Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами.docx

— 69.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Глава 1. Понятие привлеченые ресурсы коммерческого банка

       1.1. Коммерческий банк

       1.2. Привлеченные ресурсы

           1.3. Организация управления привлеченными ресурсами

Глава 2. Методы и инструменты управления привлеченными

ресурсами коммерческого  банка

          2.1. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка

          2.2. Инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема курсовой работы: «Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка» – достаточно актуальна. Привлечение ресурсов для коммерческого банка является основой его деятельности, приоритетной, жизненно важной задачей, без решения которой он не может существовать. Таким образом, актуальность данной курсовой работы заключается в изучении методов привлечения ресурсов коммерческими банками, а также рассмотрении инструментов управления этими ресурсами. Без знания методологии привлечения ресурсов становится невозможным успешное управление деятельностью коммерческого банка.

Целью настоящей курсовой работы является изучение методов и инструментов управления привлеченными ресурсами коммерческого банка.

Важным показателем эффективности банковского менеджмента является управление привлеченными ресурсами, т.е. деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в том числе других банков, направленную на поддержание ликвидности, как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Управление пассивами на макроуровне осуществляет Центральный банк страны, на микроуровне оно осуществляется коммерческими банками в целях получения максимальной прибыли и обеспечения ликвидности банка. Управление привлеченными ресурсами опирается на методологию, формируемую банковской сферой и широкий набор инструментов для успешной деятельности коммерческого банка.

Для достижения поставленной цели автором курсовой работы были обозначены следующие задачи:

1. Изучить в первой  главе теоретические основы в банковской сфере. А именно, рассмотреть понятия коммерческих банков, привлеченных ресурсов, а также типы ресурсов и основные способы их образования.

2. Изучить во второй главе методы управления привлеченными ресурсами и рассмотреть процессы анализа ресурсной базы банка. А также рассмотреть инструменты по привлечению ресурсов в коммерческий банк, их обоснованность и конкурентоспособность.

Объектом исследование в  данной работе являются методы и инструменты управления привлеченными ресурсами на примере деятельности коммерческих банков в России.

В условиях конкуренции банки  вынуждены проводить агрессивную  политику. На рынке частных вкладов  стратегию лидера проводит, безусловно, Сберегательный банк России.

Главным источником средств, с которыми оперирует банк, являются деньги, привлеченные им от предприятий, организаций и населения, — обязательства банка. В зависимости от условий, на которых банк привлекает средства от организаций и граждан, обязательства банка можно разделить на депозитные и недеиозитные, до востребования и срочные. Основу депозитных ресурсов составляют счета до востребования. Недепозитными формами привлечения банками средств является выпуск и размещение ими облигаций, векселей, иных долговых ценных бумаг, получение кредитов от центрального банка и других кредитных организаций, переучет векселей и банковских акцептов.

С целью подробного изложения  указанной проблемы, кроме материалов собственного анализа, были использованы статьи и материалы, появившиеся  в последнее время и отражающие суть данной проблемы на современном  уровне. Рассмотрены некоторые темы, связанные с опытом зарубежных стран по интересующей нас теме. А также отмечена точка зрения российских специалистов.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие привлеченые ресурсы коммерческого банка

 

1.1. Коммерческий банк

1Коммерческий банк — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции)

2Коммерческий банк, по сложившейся в РФ терминологии — название всех банков, кроме Центрального банка РФ. Негосударственное кредитное учреждение, специализирующееся на приеме депозитов, краткосрочном кредитовании и расчетном обслуживании клиентов, занимающееся тж. посредническими операциями, осуществляющее универсальные банковские операции для предприятий всех отраслей главным образом за счет денежных капиталов и сбережений, привлеченных в виде вкладов. Коммерческий банк проводят расчетные и платежные операции, эмиссию ценных бумаг, предоставляют ссуды и гарантии. Коммерческий банк по форме собственности подразделяются на частные (индивидуальные и акционерные) и государственные. Проводимые банками операции делятся на 3 группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств): комиссионно-посреднические (выполнение операций по поручению клиентов с уплатой комиссии). Основное место в активных операциях занимает кредитование промышленных и торговых предприятий. В современных условиях наряду с ростом краткосрочных кредитов все большее значение приобретают средне- и долгосрочные кредиты, кредитование населения. Важнейшие посреднические операции — инкассовые, аккредитивные, переводные и торгово-комиссионные. Особое место в деятельности банков занимают доверительные операции и лизинг.

3К банковским услугам относятся:

-кредитование юридических и физических лиц;

-операции по вкладам;

-валютные операции (только уполномоченные банки);

-операции с драгоценными металлами;

-выход на фондовый рынок и Forex;

-ведение расчётных счётов хозяйствующих экономических субъектов;

-обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные;

-ипотека;

-автокредитование;

4Первым известным в мире коммерческим банком был банк Св. Георгия в Генуе, открытый в 1407 году. 5Старейшим в мире банком, действующим до сих пор, является также итальянский банк Монте дей Паски ди Сиена, который существует с 1472 года.

Первый частный коммерческий банк в России открылся 1 ноября 1864 года в Санкт-Петербурге. Затем в столице  возник ряд коммерческих банковских контор. В 1870 году был образован Волжско-Камский  и Азовско-Донской банки. Стимулятором банковского развития в России были экономический подъём 90-х годов 19 века и денежная реформа 1897 года. К 1918 году число коммерческих банков возросло до 31, причём количество их отделений  увеличилось до 493.

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие  предприятия и организации, а  также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном бан-ковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

В последние годы, как  в нашей стране, так и в мировой  банковской практике, эксперты отмечают наличие двух, на первый взгляд взаимоисключающих, тенденций: универсализацию и специализацию, банковской деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции к универсализации их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени тем или иным кругом операций, коммерческие банки вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т. п.) определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.

В процессе проведения межбанковских  операций в соответствии с действующим  законодательством российские коммерческие банки на договорных началах могут  привлекать и размещать друг у  друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, производить  расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.

Коммерческий банк ежемесячно сообщает в Банк России о вновь  открытых корреспондентских счетах на территории Российской Федерации и за рубежом.

Корреспондентские отношения  между коммерческим банком и Банком России осуществляются также на договорных началах. Списание средств со счетов кредитной организации производится по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При недостатке средств для кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств коммерческий банк может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых последним условиях.

В соответствии с российским банковским законодательством при  заключении сделки кредитная организация  обязана по требованию физического  или юридического лица предоставить информацию о своей финансовой отчетности, в том числе бухгалтерский баланс, и аудиторское заключение за предыдущий год и ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За нарушение порядка раскрытия информации и введение клиентов и инвесторов в заблуждение с помощью недостоверной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Итак, многие коммерческие банки  в современных условиях предлагают своим клиентам (как физическим, так и юридическим лицам) широкий  круг операций и услуг. Коммерческие банки универсального типа выполняют  функции по аккумуляции денежных средств населения, хозяйственных  организаций, фирм, компаний; по размещению кредитных ресурсов; организации  и проведению денежных расчетов; предлагают клиентам различные банковские операции и услуги.

В условиях рыночной экономики  все операции коммерческого банка  можно условно разделить на три  основные группы:

ПАССИВНЫЕ

ОПЕРАЦИИ

(привлечение средств)

АКТИВНЫЕ

ОПЕРАЦИИ

(размещение средств)

АКТИВНО-ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (комиссионно-посреднические)

Привлечение средств клиентов с оказанием услуг

Привлечение средств клиентов без оказания услуг

Привлечение средств из других источников

Операции, приводимые банком за свой счет и в свою пользу

Операции, проводимые банком по поручению клиентов и за их счет

Операции, проводимые по поручению  клиентов и на комиссионных началах («чистые банковские услуги»)

 

1.2. Привлеченные ресурсы

6Привлеченные ресурсы — одна из составляющих той основы, на которой банки развиваются и достигают успеха.

Банковские ресурсы представляют собой денежную массу в виде безналичных  денежных средств на коррсчетах и наличных денег в кассе банка, посредством которой банк осуществляет все активные операции. Банковские ресурсы представляют собой главный инструмент осуществления банком своей основной деятельности. Величина банковских ресурсов характеризует потенциальную финансовую мощь банка в конкретно взятый момент времени. Банковские ресурсы – это деньги, которые находятся в распоряжении банка, но еще не вложены ни в какую активную операцию.

Банковские ресурсы образуются в результате проведения банками  пассивных операций и отражаются в пассиве баланса банков.

Не следует банковские ресурсы отождествлять с суммарными остатками по клиентским счетам в  банке. Речь идет об остатках по коррсчетам самого банка в других банках, в т.ч. РКЦ ЦБ.

Существует несколько  форм пассивных операций коммерческих банков:

1) первичная эмиссия ценных  бумаг коммерческого банка.

2) отчисления от прибыли  банка на формирование или  увеличение фондов.

3) получение кредитов  от других юридических лиц.

4) депозитные операции.

5) выпуск банком собственных  неэмиссионных долговых бумаг.

Пассивные операции позволяют  привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые  же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных  операций.

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов – собственные ресурсы. Следующие три формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов – заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

Собственные ресурсы банка  представляют собой банковский капитал  и приравненные к нему статьи. Значение собственных ресурсов банка состоит прежде всего в том, чтобы поддерживать его устойчивость. Собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.

Законом о банках и банковской деятельности минимальный размер собственных  средств (капитала) для действующих  российских банков в 2009 г. был установлен в размере 180 млн руб. Но эта норма вводится в российской банковской системе постепенно. Так, на 1 января 2010 г. размер собственных средств (капитала), отвечающего требованиям законодательства, должен быть не менее 90 млн руб. Банки, не отвечающие установленным нормативам, должны либо увеличить свой капитал, либо преобразоваться в небанковскую кредитную организацию, для которой требования к минимальному размеру капитала ниже. В случае же если капитал банка останется ниже допустимого на 1 января 2010 г. уровня, Банк России обязан отозвать у этого банка лицензию. А на 1 января 2012 г. согласно закону о банках и банковской деятельности минимальный размер собственных средств (капитала) всех российских банковских организаций должен быть не ниже 180 млн руб. Банк же, который ходатайствует о расширении своих операций и получении генеральной лицензии, должен иметь капитал в размере не менее 900 млн руб.

Информация о работе Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами коммерческого банка