Кредитные отношения, связанные с предоставлением коммерческого кредита в ФКБ «Юниаструм Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать развитие и процесс выдачи коммерческого кредита в банке.
Задачи работы:
- Рассмотреть развитие и современное состояние коммерческого кредита;
- Выявить проблемы развития коммерческого кредитования;
- Рекомендовать возможные пути перспективного развития коммерческого кредита.
- Изучить технологию процесса кредитования юридических лиц в ФКБ «Юниаструм Банк» в Смоленске;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Для экономики современной России большое значение имеет банковское кредитование, позволяющее организациям использовать значительные заемные ресурсы для расширения производства и обращения продукции. Кредитование как фундаментальная составляющая деятельности банка является существенным источником инвестиций, содействует непрерывности и ускорению воспроизводственного процесса, укреплению экономического потенциала субъектов хозяйствования и способно занять основное место в объеме банковских операций, приносящих доход.

     Долгий эволюционный путь нашей цивилизации наглядно продемонстрировал необходимость кредитных отношений, их важность для развития и полноценного функционирования экономики. В сегодняшней России, в условиях активного поиска путей перехода к рыночной экономике давно назрела необходимость всестороннего применения всех инструментов развитой рыночной экономики. Важное место в ряду таких инструментов занимает кредит, и как один из его важных видов выступает коммерческий кредит. Для его успешного использования жизненно необходимо учитывать опыт развития коммерческого кредита в других странах ведь учение исключительно на собственных ошибках может очень дорого обойтись нашему государству. Поэтому необходим тщательный анализ указанного вида кредитования с последующей выработкой рекомендаций и наставлений по поводу его применения в России. 
     Роль коммерческого кредита в современном мире трудно переоценить. Наряду с позитивными последствиями применения кредитования необходимо понимать и некоторую его противоречивость. 
     Основным внутренним противоречием кредитных отношений является противоречие между кредитором и заемщиком. Эти противоречия определяются размером высвободившихся средств у кредитора и размером потребности заемщика, а также противоречием между продолжительностью высвобождения средств у кредитора и продолжительностью существования потребности в дополнительных средствах у заемщика. 
     Развитие рыночных отношений требует постоянного совершенствования кредитно-денежных отношений. Современная концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно идею всемерного сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению эмиссионных банков, вхождение дополнительных платежных средств в хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные тенденции.     Ограничение кредита одновременно сказывается на развитии предпринимательской деятельности как фактора насыщения рынка товарами. 

     Кредит   стимулирует   развитие   производительных    сил,    ускоряет формирование источников капитала для расширения  воспроизводства  на  основе достижений научно-технического прогресса.

     Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление    хозяйств,     предприятий,     внедрение     других видов предпринимательской  деятельности   на   внутригосударственном   и   внешнем экономическом пространстве. Объективная   необходимость   кредитования   предприятий   обусловлена особенностями   кругооборота   капитала,   которыми   являются:   постоянное образование денежных резервов,  различная  длительность  оборота  средств  в хозяйстве,   тесное   переплетение   наличного   и   безналичного   оборота, обособление  средств  в   рамках   экономических   субъектов.   В   процессе кругооборота средства в одних  хозяйственных  звеньях  высвобождаются,  а  у других возникает потребность в их использовании.

     Необходимость кредитования обусловлена также коммерческой организацией управления  в  условиях  рынка,  когда  на  каждом  предприятии  в  условиях кругооборота капитала возникает дополнительная потребность в средствах.  При помощи кредитного механизма предприятия получают  средства,  необходимые  им для нормальной работы.

     Кредит имеет большое значение в развитии  экономических  связей  между отраслями и регионами, в повышении эффективности производства, в создании  и использовании  доходов  и  прибыли.  Кредит  способен   оказывать   активное воздействие на объем  и  структуру  денежной  массы,  платежного  оборота  и скорости  обращения  денег.  Благодаря  кредиту  происходит  более   быстрый процесс   капитализации   прибыли,   а значит и    концентрации производства.

     Изучение проблем, связанных с процессом кредитования клиентов коммерческими банками, является важнейшим вопросом исследования отношений в сфере “банк - клиент”. При осуществлении этого мероприятия важным моментом является создание механизма эффективного использования и гарантий возврата заемных средств. Операции банков по кредитованию, являясь потенциально самыми доходными, связаны с высоким уровнем риска. Как коммерческие банки, так и организации не в силах игнорировать риски, возникающие при совершении кредитных операций. Кредитный риск предполагает вероятность убытков в связи с невозвратом или несвоевременным погашением выданных кредитов и неуплатой процентов по ним. Т.е. банки опасаются невозврата кредита и связанных с этим крупных потерь, организации зачастую не могут не только в достаточной мере гарантировать своевременное и полное погашение ссуды, но и использовать ссуду из-за низкой рентабельности своего производства и невозможности уплаты ссудного процента. Поэтому выбор формы обеспечения, тщательный отбор заемщиков, и постоянный контроль их финансово-хозяйственной деятельности составляет основу в кредитной политике банка. Сложность этой проблемы очевидна, но без ее решения невозможна активизация банковского кредитования хозяйства.

     Следовательно, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.

     Цель работы: проанализировать развитие и процесс выдачи коммерческого кредита в банке.

     Задачи работы:

- Рассмотреть развитие и современное  состояние коммерческого кредита;

- Выявить проблемы развития коммерческого кредитования;

- Рекомендовать возможные пути  перспективного развития коммерческого  кредита.

- Изучить технологию процесса кредитования юридических лиц в ФКБ «Юниаструм Банк» в Смоленске;

     Объектом изучения в данной работе является филиал коммерческого банка «Юниаструм Банк» в Смоленске.

     Предметом выпускной  квалификационной работы являются кредитные отношения, связанные с предоставлением  коммерческого кредита в ФКБ «Юниаструм Банк».

     Для достижения поставленной в работе цели были использованы нормативные и законодательные акты, труды специалистов и банковских деятелей, статистические данные, исследовательские статьи в периодической литературе.

     Кроме теоретических изысканий, использовались также практические данные  ООО ФКБ «Юниаструм Банк» в Смоленске, нормативные документы, используемые при оформлении кредита и устные консультации работников банка.

     Все это позволило полно и подробно рассмотреть процесс кредитования  юридических лиц в целом, его отдельные аспекты. Изучены теоретическая и документарная  стороны процесса.

 

 

    1 Теоретические основы коммерческого кредитования

    1. Понятие коммерческого кредита, его сущность

     Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел для промышленных компаний, предложение кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача предприятия в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств предприятия и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства)[12, с.22].

     В настоящее время кредит имеет огромное значение. Он решает проблемы, стоящие перед всей экономической системой. Так при помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно свободные денежные средства, а на других возникает потребность в них. Кредит аккумулирует высвободившийся капитал, тем самым, обслуживает прилив капитала, что обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс. Также кредит убыстряет процесс денежного обращения, обеспечивает выполнение целого ряда отношений: страховых, инвестиционных, играет большую роль в регулировании рыночных отношений [3, с. 120].

     Кредит становится неизменным атрибутом хозяйства. Кредит берут не потому, что заемщик беден, а потому, что у него в полной мере не достает собственных ресурсов. Ресурсы нерационально накапливать про запас, они все время находятся в движении, в обороте.

     Коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары [9, с. 256]. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

     Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

     Коммерческий кредит является основой всей кредитной системы. Необходимость его вытекает из самого процесса воспроизводства. В силу ряда причин (различия во времени производства товаров и времени их обращения, сезонный характер производства и сбыта некоторых товаров) одни производители уже выступают со своими товарами на рынке, а у других товары еще не реализованы, и потому они пока не располагают наличными деньгами. В этих условиях первые могут реализовать свои товары лишь путем продажи их в кредит. Коммерческий кредит ускоряет реализацию товаров и весь процесс кругооборота капитала. Он необходим также и во взаимоотношениях между промышленными и торговыми организациями.

     Однако коммерческий кредит ограничен определенными рамками. Прежде всего, размерами резервных капиталов, имеющихся у сторон: каждый из них может продавать товары в кредит лишь в той мере, в какой у него имеется излишек капитала. Далее, размеры коммерческого кредита зависят от степени популярности обратного притока капитала. Так, во время кризисов, когда регулярный обратный приток капитала нарушается, размеры коммерческого кредита сокращаются. И, наконец, коммерческий кредит имеет строго ограниченное направление: он может предоставляться отраслями, производящими средства производства, отраслям потребляющим их, но не наоборот. Машиностроительный завод, например, может продать ткацкие станки в кредит текстильной фабрике, но последняя не может предоставить коммерческого кредита первому.

     Средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период. При юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, например через фиксированный процент от суммы.

     Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита[20, с. 269]:

- вексельный способ;

- открытый счет;

- скидка при условии оплаты  в определенный срок;

- сезонный кредит;

- консигнация.

     При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет тратту на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок.

     Согласно договору  об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

Другой способ - скидка при условии оплаты в определенный срок. Этот способ предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Главное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д.

     Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

     Само собой разумеется, что любой из этих способов  может быть наиболее эффективным  в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффективного способа - главная задача кредитной политики каждого предприятия.

Информация о работе Кредитные отношения, связанные с предоставлением коммерческого кредита в ФКБ «Юниаструм Банк»