Учёт и контроль расчётов с дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Предприятия постоянно ведут расчеты с дебиторами и кредиторами. С дебиторами за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с кредиторами за выполненные работы, этапы работ. Задолженность по этим расчетам в процессе финансово - хозяйственной деятельности должна находиться в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами
Нормативное регулирование учета с дебиторами и кредиторами
6
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
8
Особенности организации бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами
12
Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки исковой давности
20
Глава 2. Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маугли»
2.1. Краткая характеристика ООО «Маугли» 25
2.2. Постановка учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на ООО «Маугли» 29
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маугли» 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения

Файлы: 1 файл

учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами.doc

— 269.50 Кб (Скачать)
 

    Как видно из таблицы, выручка от реализации с каждым годом растет, в 2009 году увеличение составило 14 % по сравнению  с 2008 годом и 463 % по сравнению с 2007 годом. Однако себестоимость продаж при таком росте выручки увеличилась  в 2009 году на 11 % по сравнению с 2008 и на 1823 % в 2007 году соответственно. Чистая прибыль возросла в 3 раза и составила  
3311 тыс. рублей в 2009 году по сравнению с 2008 (791 тыс. руб.) и в 10 раз по итогам 2007 года (295 тыс. руб.).

      Таким образом, увеличение выручки на 14 % повлекло увеличение чистой прибыли в 3 раза (318 %) по итогам 2008 года и в 10 раз (на 1 022 %) в конце 2007 года, таким образом, можно сделать вывод, что предприятие является динамично развивающимся и есть все основания полагать, что финансовое состояние данного предприятия является стабильным и устойчивым. 
 

    2.2. Постановка учета  и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на ООО «Маугли» 

    В ООО «Маугли» для обобщения информации о расчетах с поставщиками используется счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты субсчета:

    60-1 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками в рублях";

    60-2 "Авансы выданные".

    По  кредиту счета 60-1 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками" учитывается  задолженность предприятия за отгруженные товары (работы, услуги). Счет 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется в случае погашения задолженности перед поставщиком:

    -путем списания денежных средств с расчетного счета, в этом случае 
делается следующая бухгалтерская запись: Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 51 «Расчетные счета» на сумму погашенной задолженности;

    -уплатой наличных денежных средств: Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 50 «Касса организации» на сумму погашенной задолженности;

    -при проведении взаимозачета: Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на сумму зачета взаимных требований.

    На  субсчете 60-2 "Авансы выданные" учитываются  операции, когда предприятие осуществляет авансовые платежи в счет предстоящих поставок товаро-материальных ценностей.

    В этом случае дебетуется счет 60-2 "Авансы выданные" и кредитуются счета 51 «Расчетные счета» и 50 «Касса организации», таким образом, в отчетном периоде  формируется дебиторская задолженность.

    При расчетах по таким операциям как  страхование имущества организаций, расчеты по претензиям используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    В ООО «Маугли» действует форма расчетов с поставщиками, основанная на использовании выписываемого документа (например, накладной). На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета: 10 «Материалы», 01 «Основные средства» или счета по учету соответствующих расходов: 44 «Расходы на продажу», 41 «Товары». Задолженность на счете 60 отражают в пределах сумм акцепта.

    При обнаружении недостач по поступившим  товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором и арифметических ошибок, делают запись:

    Дебет 76.2 Кредит 60 - на соответствующую сумму.

    Если  поставщик выставляет счет по авансовым  платежам за разного рода услуги, то они относятся на счет 97 "Расходы  будущих периодов". Со счета 97 «Расходы будущих периодов» расходы списывают на счета затрат на производство по периодам, к которым они относятся.

    В случае отсутствия средств на счете  плательщика оплата пени поставщику за несвоевременный платеж относится  на счет 99 "Прибыли и убытки".

    В случае, когда оплата за услуги производится раньше времени их потребности, то их относят на счет 98 "Доходы будущих периодов", а в отчетный период списывают на счет расходов на продажу.

    Также в организации используется счет 94 "Недостачи и потери от порчи  материальных ценностей", на котором списываются суммы потерь, превышающие нормы естественной убыли в пути, разницу между ценами и тарифами, несоответствие качества или количества оплаченных ТМЦ спецификации и т.п. до решения судебных органов. Когда судебными органами иски подтверждены, то эти суммы относятся на счет 76 "Расчеты по претензиям", а если они отклонены, списываются на счет 99 "Прибыли и убытки".

    Когда расчеты производятся с помощью  векселей, то покупатель (плательщик) выдает поставщику вексель (в векселе обуславливается порядок расчетов, и он является акцептованным платежным документом), при этом задолженность, обеспеченная векселями, не списывается со счета 60. При наступлении срока оплаты банк списывает со счет векселедателя обозначенную сумму. Следует бухгалтерская проводка:

    Дебет 60 Кредит 66 "Краткосрочные займы". За предоставленные краткосрочные  займы предприятие выплачивает  банку-кредитору проценты, которые  относятся на счета издержек производства или обращения.

    При получении от поставщика материальных ценностей, делается запись по кредиту счета 60:

    Дебет 08(10,41,...) Кредит 60 — отражена задолженность перед поставщиком материальных ценностей.

    Эту проводку отражают, когда право собственности  на эти ценности перешло организации.

    Если  принимается выполненная работа (оказанные услуги), задолженность перед подрядчиком отражается так:

    Дебет 20(26,44,...) Кредит 60 — отражена задолженность перед подрядчиком по выполненным работам, оказанным услугам.

    Если  поставщик (подрядчик) является плательщиком НДС, то отражается и сумма налога:

    Дебет 19 Кредит 60 — учтен НДС, подлежащий уплате поставщику;

    Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 — НДС принят к вычету.

    Эти записи делаются на основании полученного  от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС.

    Погашение задолженности перед поставщиком (подрядчиком) отражается по дебету счета 60.

    При перечислении поставщику товаров денежных средств делается проводка:

    Дебет 60 Кредит 50(51,52,...) — перечислены деньги поставщику (подрядчику).

    Если  поставщик является одновременно и покупателем товаров ООО «Маугли», то можно произвести взаимозачет. Действует следующий порядок принятия к вычету НДС при взаимозачете.

    Налог, который принят к вычету при оприходовании  продукции, необходимо перечислить "живыми" деньгами поставщику продукции при проведении зачета.

    Отражается  это так:

    Дебет 60 Кредит 62 (76) — произведен взаимозачет  задолженностей (без НДС);

    Дебет 60 Кредит 51 — предъявленная сумма  НДС перечислена поставщику.

    Если  в счет предстоящей поставки материальных ценностей (работ, услуг) ООО «Маугли» перечислила поставщику аванс, то открывается к счету 60 отдельный субсчет "Расчеты по авансам выданным".

    Выданный  аванс отразится:

    Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам  выданным" Кредит 50(51,52,...) выдан аванс поставщику (подрядчику).

    При поступлении материальных ценностей (приемке выполненных работ, оказанных  услуг), в счет которых был перечислен аванс, делается проводка:

    Дебет 08 (10,20,26,41,...) Кредит 60 — оприходованы материальные ценности (работы, услуги), в счет оплаты которых был перечислен аванс.

    Одновременно  отражается НДС по оприходованным материальным ценностям (работам, услугам):

    Дебет 19 Кредит 60 — учтена сумма НДС  на основании счета-фактуры поставщика (подрядчика);

    Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 — НДС по материальным ценностям (работам, услугам) принят к вычету.

    Затем делается проводку по зачету аванса:

    Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам  выданным" — зачтен аванс.

    Для осуществления надлежащего контроля за исполнением обязательств при расчетах с дебиторами и кредиторами регулярно проводится инвентаризация задолженности, путем составления соответствующих актов сверок, после подписания документов сверки в бухгалтерской отчетности на основании этого акта формируется дебиторская (в случае уплаты авансовых платежей) или кредиторская задолженность.

    Для имущественного и финансового положения  организации характерно наличие  у нее кредиторской и дебиторской  задолженности. От правильного учета  кредиторской и дебиторской задолженности  зависит структура активов и пассивов баланса организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению.

    Рассмотрим  особенности проведения инвентаризации расчетов в ООО «Маугли».

    Для осуществления надлежащего контроля за исполнением обязательств при расчетах с дебиторами и кредиторами регулярно проводится инвентаризация задолженности, путем составления соответствующих актов сверок, после подписания документов сверки в бухгалтерской отчетности на основании этого акта формируется дебиторская (в случае уплаты авансовых платежей) или кредиторская задолженность.

    В ООО «Маугли» инвентаризация расчетов проводится один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

    Запрашиваются отчетные данные по учету расчетов с дебиторами и кредиторами у бухгалтера, осуществляющего учет и надлежащий контроль за правильностью отражения на счетах бухгалтерского учета соответствующих операций;

    Затем на основе запрошенных данных был  сформирован сводный регистр, который  показал реальную задолженность  по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в общей сумме 894785 рублей, затем акт сверки расчетов был направлен на согласование с конкретными контрагентами;

    После согласования и подписания актов  сверок обеими сторонами сумма задолженности была в полном объеме разнесена по соответствующим статьям бухгалтерского баланса.

    После инвентаризации инвентаризационные описи  и акты сверки расчетов хранятся в  архиве бухгалтерии в течение 5 лет.

    При инвентаризации первичных документов по учету расчетов с дебиторами и кредиторами были обнаружены следующие нарушения:

    20 сентября 2008 года подрядной организацией ЗАО «Окна века» были осуществлены работы по установке стеклопакета в помещении администрации предприятия. По итогам выполненной работы подрядной организацией были предъявлены акты выполненных работ свободной (не унифицированной) формы, кроме того, счет-фактура был составлен не по форме, действовавшей на дату оказания услуг.

    Таким образом, при принятии данных документов к учету возникает большой риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов.

    В учетной политике ООО «Маугли» предусмотрено, что при инвентаризации расчетов приказом директора по организации в обязательном порядке должна создаваться инвентаризационная комиссия в составе 3 человек: директор, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера.

    Однако, при проведении инвентаризации фактически не было создано инвентаризационной комиссии, что является грубым нарушением правил проведения инвентаризации, предусмотренных действующим законодательством о бухгалтерском учете.

    При использовании в расчетах с дебиторами и кредиторами векселей бухгалтером  по учету расчетов делаются следующие бухгалтерские записи: дебетуются счета по учету товаров и материалов (10 или 41), дебетуются счета по учету расчетов (60 и 76), далее дебетуется счет 19 и кредитуется соответственно счета 60 и 76, что полностью соответствует правилам ведения бухгалтерского учета и учетной политике на предприятии. По данному разделу замечаний выявлено не было.

Информация о работе Учёт и контроль расчётов с дебиторами и кредиторами