Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа

Краткое описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Егорченковой полный.doc

— 938.00 Кб (Скачать)
 

      В результате рассмотрения совокупности технико-экономических данных, приходим в итоге к следующим выводам.

     На  протяжении всего исследуемого периода производственная мощность ОАО «СЭЗ» увеличивалась, это означает, что на предприятии приобреталось новое производственное оборудование (в соответствии с портфелем заказов осваивали выпуск новой продукции). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. производственная мощность выросла на 25,1 млн. руб., а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 85,7 млн. руб.

      Показатель товарной продукции в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 51,5 млн. руб. или на 11%. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. этот показатель вырос на 69,8 млн. руб. или на 13%. Такая динамика обусловлена, во-первых, увеличением выпуска продукции, во-вторых, ростом цены единицы выпущенной продукции.

      В 2007 г. коэффициент использования  производственной мощности составлял 0,9, а в 2008 г. он увеличился до 0,96. В 2009 г. коэффициент несколько снизился по сравнению с 2008 г. и составил 0,94, что, однако же, больше показателя 2007 г. Сравнивая показатели выпуска продукции с показателями производственной мощности и исчисляя коэффициент их использования можно сделать вывод о достаточно эффективном использовании производственной мощности, поскольку коэффициент на всем протяжении исследуемого периода был равен или больше 0,9 (то есть, производственная мощность использовалась на 90 % и более). Такой высокий показатель использования производственной мощности обусловлен несколькими факторами. Во-первых, тем, что предприятие еще до начала года формирует на 80% портфель заказов на год. Во-вторых, высокий коэффициент использования производственной мощности обусловлен тем, что, благодаря эффективной маркетинговой политике удалось увеличить число заказов.

     В 2008 г. объем реализации увеличился по сравнению с 2007 г. на 7,8% и составил 399,5 млн. руб. В 2009 г. этот показатель вырос на 19,1% по сравнению с 2008 г. и составил 475,9 млн. руб. Такая динамика обусловлена как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и ростом цен на продукцию, увеличились заказы потребителей. Эти данные свидетельствуют о повышении спроса на продукцию предприятия.

      В анализируемом периоде был отмечен  рост стоимости основных фондов: в 2008 г. по сравнению с 2007 г. стоимость основных фондов выросла на 11,3 млн. руб. или 5,7%. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. стоимость основных фондов увеличилась на 39,79 млн. руб. или 19,1%. Было приобретено новое оборудование в цеха: роторный, статорный и на участок резки. Можно сделать вывод о том, что рыночная стоимость предприятия увеличивается. На рисунке 2.1 представлена динамика изменения стоимости основных фондов.

      

Рисунок 2.1 - Стоимость основных фондов ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» за 2007-2009 гг.

      Фондоотдача является основным показателем эффективности  использования основных фондов. Этот показатель вырос в 2008 г. по сравнению  с 2007 г. на 0,12 руб. (на 5%), что связано с превышением роста товарной продукции по сравнению с ростом стоимости основных фондов. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. показатель фондоотдачи уменьшился на 0,13 рубля (на 5 %), что связано с превышением роста стоимости основных фондов по сравнению с ростом товарной продукции.

     В 2008 г. по сравнению с 2007 г. рост численности промышленно-производственного персонала составил 104 чел., в 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошел рост на 40 чел. Рост потребности в промышленно-производственном персонале основан на росте показателей производственной программы предприятия (то есть, обусловлен выпуском новых видов продукции).

     Производительность труда в 2008 г. по сравнению с 2007 г. осталась неизменной, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 0,05 млн.руб. Рост производительности труда происходил за счет сокращения потерь рабочего времени и увеличения объема выработки продукции.

      Среднемесячная оплата труда возросла в 2008 г. по сравнению с2007 г. на 1400 руб., в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2100 руб., в связи с ежегодным повышением тарифных ставок, а также увеличением выработки на одного рабочего. По сути, рост заработной платы является закономерным следствием увеличения роста реализации продукции и роста производительности труда.

      В 2008 г. полная себестоимость реализованной  продукции увеличилась по сравнению с 2007 г. на 44,7 млн. руб., а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла еще на 67,2 млн. руб. Такая динамика обусловлена, во-первых, ростом объема производства, фонда оплаты труда, во-вторых, повышением стоимости сырья и материалов (инфляционный рост).

     Результатом от продаж в анализируемых периодах является прибыль от реализации продукции, которая в 2008 г. по сравнению с 2007г. уменьшилась на 15,9 млн. руб., что произошло из-за несоответствия темпа роста объема продаж по сравнению с приростом полной себестоимости реализованной продукции. В 2009г. по сравнению с 2008г. прибыль от реализации увеличилась на 9,3 млн. руб. Рост прибыли от продаж связан с более быстрым темпом прироста выручки от реализации по сравнению с приростом полной себестоимости реализованной продукции.

     Прибыль до налогообложения увеличилась в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 0,04 млн. руб. На это повлиял рост прочих доходов предприятия. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. прибыль до налогообложения  резко снизилась (на 79,05 млн. руб.), что произошло в связи с уменьшением прочих доходов предприятия, а также с весьма заметным ростом прочих расходов предприятия.

     В 2008 г. затраты на один рубль реализованной продукции выросли на 5% и составили 0,05 руб., в 2009 г. отмечается снижение затрат на 2% по сравнению с показателем 2008 г. (снижение составляет 0,02 руб.). Уровень затрат на рубль реализованной продукции достаточно высок, что свидетельствует о низкой эффективности управления производством и объективной необходимости разработки и внедрения системного подхода к управлению затратами.

     Доходность предприятия отражает рентабельность, которая в 2008 г. снизилась по сравнению с 2007 г. на 4,92 %, это происходит вследствие того, что темп роста себестоимости реализованной продукции больше, чем темп роста прибыли от продаж: себестоимость выросла на 12,9 %, а прибыль от продаж снизилась на 32,7%. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. рентабельность выросла на 1,68%, на это влияет гораздо быстрое увеличение прибыли от продаж по сравнению с себестоимостью: прибыль от продаж выросла на 98,9%, а себестоимость на 17,2%. На рисунке 2.2 представлена динамика рентабельности.

     

Рисунок 2.2 – Рентабельность продукции ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» за 2007 - 2009 гг. 

     Анализ  финансовых результатов хозяйственной  деятельности ОАО «СЭЗ» за 2007-2009 г.г. представлен в таблице 2.2.

     Анализируя  данные таблицы 2.2, отметим, что на формирование финансового результата в исследуемый  период времени влияли многие факторы. Рассмотрим формирование чистой прибыли подробнее.

     Прибыль от продаж в 2007 г. составила 25343 тыс. руб. В 2008 г. по причине экономического кризиса  многие клиенты предприятия оказались  неплатежеспособными, и для достижения безубыточности предприятие значительно снизило отпускные цены на продукцию. Это привело к снижению прибыли от продаж на 63% по сравнению с показателем 2007 г. (размер прибыли составил 9433 тыс. руб.). Однако отметим, что уже  в 2009 г. ситуация стабилизировалась, и прибыль составила 18667 тыс. руб., что на 98% больше уровня 2008 г. Но все же размер прибыли оказался значительно меньшим, нежели в 2007 г.

     Таблица 2.2 - Анализ финансовых результатов  хозяйственной деятельности за 2007 – 2009г.г. ОАО «Сафоновский электромашиностроительный  завод»

     
Показатели, тыс. руб. 2007г. 2008г. 2009г. Отклонение  в абсолютных величинах, тыс.руб. Отклонение  в относительном выражении, %
2008 г.

к 2007 г.

2009 г.

к 2008 г.

2008 г.

к 2007 г.

2009 г.

к 2008 г.

1 2 3 4 5 6 7 8
Чистая  прибыль отчетного периода 7806 6955 -57435 -851 -64390 89,10 -
Отложенные  налоговые активы - 263 8672 263 8409 - 3297,35
Пеня 160 1038 270 878 -768 648,75 26,01
Текущий налог на прибыль 5251 6299 - 1048 -6299 119,96 -
Прибыль (убыток) до налогообложения 13217 13254 -65837 37 -79091 100,28 -
Прочие  доходы 69687 396094 32726 326407 -363368 568,39 8,26
Проценты  к уплате 4286 2244 6622 -2042 4378 52,36 295,10
Проценты  к получению 29 - - -29 - - -
Прибыль (убыток) от продаж 25343 9433 18667 -15910 9234 37,22 197,89
Выручка от реализации продукции 370738 399540 475932 29162 76392 107,79 119,12
Коммерческие  расходы 1033 468 675 -565 207 45,30 144,23
Управленческие  расходы 76324 79287 105602 2963 26315 103,88 133,19
Себестоимость продукции 268038 310352 350988 42314 40636 115,79 113,09
 

     В 2008 г. отложенные налоговые активы составили 263 тыс. руб. Однако уже в 2009 г. отложенные активы увеличились еще на 8409 тыс. руб. и составили 8672 тыс. руб. Такое  положение обусловлено отсутствием  у предприятия средств для  оплаты налогов. Из сведений, полученных на предприятии, стало известно, что и в 2008 г., и в 2009 г. были периоды, когда счета предприятия стояли на картотеке.

     В 2007 г. пеня составляла 160 тыс. руб., а  в 2008 г. она увеличилась на 768 тыс. руб. и составила 1038 тыс. руб. в связи с увеличением периода просрочки уплаты налогов. В 2009 г. пеня составляла 270 тыс. руб. (уменьшилась на 74% по сравнению с 2008 г.).

     В 2007 г. размер прочих доходов, связанных с выручкой от продажи основных средств, материалов, нематериальных активов, от сдачи в аренду основных средств, нематериальных активов, составил 69687 тыс. руб. В 2008 г. прочие доходы оказались на 468% выше показателя 2007 г. и составили 396094 тыс. руб. В 2009 г. прочие доходы составили 32726 тыс. руб., что ниже не только показателя 2008 г., но и показателя 2007 г.

     В 2007 г. размер прочих расходов, связанных с продажей основных средств, материалов, нематериальных активов, списания просроченной дебиторской задолженности, отрицательных курсовых разниц, услуг банка, составил 81813 тыс. руб. В 2009 г. прочие расходы (как и прочие доходы) резко, значительно (на 379%) выросли и составили 392273 тыс. руб. В 2009 г. сумма прочих расходов существенно (на 70%) снизилась по сравнению с 2008 г. и составила 117230 тыс. руб.

     Размер прибыли до налогообложения в 2007 г. составил 13217 тыс. руб. В 2008 г. прибыль выросла на 1% и составила 13254 тыс. руб. А уже в 2009 г. был отмечен убыток в размере 65837 тыс. руб., что, по нашему мнению, во многом связано с недостаточной плановой работой финансистов предприятия – недостаточно качественной была работа по составлению бюджетов, дефицит которых превзошел значительно плановые ожидания.

     Текущий налог на прибыль в 2007 г. составил 5251 тыс. руб., в 2008 г. – 6299 тыс. руб., что  на 20% выше показателя 2007 г. В 2009 г. предприятие до налогообложения имело убыточный показатель, и поэтому не платило налог на прибыль.

     В 2007 г. размер чистой прибыли составил 7806 тыс. руб. В 2008 г.  предприятие получило на 11% меньше прибыли, чем в 2007 г. (размер прибыли составил 6955 тыс. руб.). В 2009 г. предприятие сработало в убыток: убытки составили 57435 тыс. руб. Таким  образом, предприятию ОАО «СЭЗ» необходимы мероприятия по разработке мер, направленных на стабилизацию финансового состояния. Уменьшение прибыли связано, во многом, с антикризисной ценовой политикой предприятия.

     Отметим, что проценты к получению в  размере 29 тыс. руб. были только в 2007 г. Это обусловлено тем, что в период кризиса предприятие свернуло свою инвестиционную деятельность в виде кредитов сторонним организациям.

     Проценты  к уплате в 2008 г. составили 2244 тыс. руб., что на 48% меньше показателя 2007 г. В 2009 г. проценты к уплате составили 6622 тыс. руб., что фактически в три раза больше показателя 2008 г. Это обусловлено тем, что в 2009 г. предприятие было вынуждено выплачивать проценты не только за 2009 г., но и частично за 2008 г. (в 2008 г. было недостаточно средств для своевременной уплаты процентов в полном объеме). В частности, это касалось процентов по займам, предоставленным корпорацией РУСЭЛПРОМ.

     В 2008 г. объем реализации увеличился  по сравнению с 2007 г. на 8% и составил 399540 тыс. руб. В 2009 г. этот показатель вырос на 19% по сравнению с 2008 г. и составил 475932 тыс. руб. Такая динамика обусловлена как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и ростом цен на продукцию. Эти данные свидетельствуют, что предприятие имеет спрос на продукцию.

     В 2008 г. коммерческие расходы составили 468 тыс. руб., что на 55% меньше показателя 2007 г., в связи с нестабильной рекламной кампанией предприятия. Однако в 2009 г. коммерческие расходы составили 675 тыс. руб., что на 44% больше показателя 2008 г. Это обусловлено новыми рекламными кампаниями предприятия для реализации политики расширения рынка сбыта продукции.

     В исследуемый период отмечается тенденция к росту управленческих расходов. Так, в 2008 г. этот показатель составил 79287 тыс. руб., что на 4% выше показателя 2007 г. В 2009 г. рост показателя составил уже 33% по сравнению с 2008 г. – управленческие расходы составили 105602 тыс. руб. Возросла доля управленческих расходов на заработную плату для обеспечения роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия на основе роста ее технологического уровня.

     В 2008 г. полная себестоимость реализованной  продукции составила 310352 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2007 г. на 16%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 13% по сравнению с 2008 г. и составила 350988 тыс. руб. Такая динамика обусловлена, во-первых, ростом объема производства, фонда оплаты труда, во-вторых, повышением стоимости сырья и материалов (инфляционный рост).

      В целом по предприятию в анализируемом периоде наблюдается ухудшение всех основных технико-экономических и финансовых показателей (увеличение себестоимости реализованной продукции, снижение прибыли от реализации, общей прибыли отчетного периода, рентабельности продукции), что непосредственно связано с ситуацией в стране и положением дел на предприятии ОАО «СЭЗ».

Информация о работе Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»