Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………
В результате рассмотрения совокупности технико-экономических данных, приходим в итоге к следующим выводам.
На протяжении всего исследуемого периода производственная мощность ОАО «СЭЗ» увеличивалась, это означает, что на предприятии приобреталось новое производственное оборудование (в соответствии с портфелем заказов осваивали выпуск новой продукции). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. производственная мощность выросла на 25,1 млн. руб., а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 85,7 млн. руб.
Показатель товарной продукции в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 51,5 млн. руб. или на 11%. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. этот показатель вырос на 69,8 млн. руб. или на 13%. Такая динамика обусловлена, во-первых, увеличением выпуска продукции, во-вторых, ростом цены единицы выпущенной продукции.
В 2007 г. коэффициент использования производственной мощности составлял 0,9, а в 2008 г. он увеличился до 0,96. В 2009 г. коэффициент несколько снизился по сравнению с 2008 г. и составил 0,94, что, однако же, больше показателя 2007 г. Сравнивая показатели выпуска продукции с показателями производственной мощности и исчисляя коэффициент их использования можно сделать вывод о достаточно эффективном использовании производственной мощности, поскольку коэффициент на всем протяжении исследуемого периода был равен или больше 0,9 (то есть, производственная мощность использовалась на 90 % и более). Такой высокий показатель использования производственной мощности обусловлен несколькими факторами. Во-первых, тем, что предприятие еще до начала года формирует на 80% портфель заказов на год. Во-вторых, высокий коэффициент использования производственной мощности обусловлен тем, что, благодаря эффективной маркетинговой политике удалось увеличить число заказов.
В 2008 г. объем реализации увеличился по сравнению с 2007 г. на 7,8% и составил 399,5 млн. руб. В 2009 г. этот показатель вырос на 19,1% по сравнению с 2008 г. и составил 475,9 млн. руб. Такая динамика обусловлена как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и ростом цен на продукцию, увеличились заказы потребителей. Эти данные свидетельствуют о повышении спроса на продукцию предприятия.
В
анализируемом периоде был
Фондоотдача является основным показателем эффективности использования основных фондов. Этот показатель вырос в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 0,12 руб. (на 5%), что связано с превышением роста товарной продукции по сравнению с ростом стоимости основных фондов. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. показатель фондоотдачи уменьшился на 0,13 рубля (на 5 %), что связано с превышением роста стоимости основных фондов по сравнению с ростом товарной продукции.
В 2008 г. по сравнению с 2007 г. рост численности промышленно-производственного персонала составил 104 чел., в 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошел рост на 40 чел. Рост потребности в промышленно-производственном персонале основан на росте показателей производственной программы предприятия (то есть, обусловлен выпуском новых видов продукции).
Производительность труда в 2008 г. по сравнению с 2007 г. осталась неизменной, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 0,05 млн.руб. Рост производительности труда происходил за счет сокращения потерь рабочего времени и увеличения объема выработки продукции.
Среднемесячная оплата труда возросла в 2008 г. по сравнению с2007 г. на 1400 руб., в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2100 руб., в связи с ежегодным повышением тарифных ставок, а также увеличением выработки на одного рабочего. По сути, рост заработной платы является закономерным следствием увеличения роста реализации продукции и роста производительности труда.
В 2008 г. полная себестоимость реализованной продукции увеличилась по сравнению с 2007 г. на 44,7 млн. руб., а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла еще на 67,2 млн. руб. Такая динамика обусловлена, во-первых, ростом объема производства, фонда оплаты труда, во-вторых, повышением стоимости сырья и материалов (инфляционный рост).
Результатом от продаж в анализируемых периодах является прибыль от реализации продукции, которая в 2008 г. по сравнению с 2007г. уменьшилась на 15,9 млн. руб., что произошло из-за несоответствия темпа роста объема продаж по сравнению с приростом полной себестоимости реализованной продукции. В 2009г. по сравнению с 2008г. прибыль от реализации увеличилась на 9,3 млн. руб. Рост прибыли от продаж связан с более быстрым темпом прироста выручки от реализации по сравнению с приростом полной себестоимости реализованной продукции.
Прибыль до налогообложения увеличилась в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 0,04 млн. руб. На это повлиял рост прочих доходов предприятия. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. прибыль до налогообложения резко снизилась (на 79,05 млн. руб.), что произошло в связи с уменьшением прочих доходов предприятия, а также с весьма заметным ростом прочих расходов предприятия.
В 2008 г. затраты на один рубль реализованной продукции выросли на 5% и составили 0,05 руб., в 2009 г. отмечается снижение затрат на 2% по сравнению с показателем 2008 г. (снижение составляет 0,02 руб.). Уровень затрат на рубль реализованной продукции достаточно высок, что свидетельствует о низкой эффективности управления производством и объективной необходимости разработки и внедрения системного подхода к управлению затратами.
Доходность предприятия отражает рентабельность, которая в 2008 г. снизилась по сравнению с 2007 г. на 4,92 %, это происходит вследствие того, что темп роста себестоимости реализованной продукции больше, чем темп роста прибыли от продаж: себестоимость выросла на 12,9 %, а прибыль от продаж снизилась на 32,7%. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. рентабельность выросла на 1,68%, на это влияет гораздо быстрое увеличение прибыли от продаж по сравнению с себестоимостью: прибыль от продаж выросла на 98,9%, а себестоимость на 17,2%. На рисунке 2.2 представлена динамика рентабельности.
Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «СЭЗ» за 2007-2009 г.г. представлен в таблице 2.2.
Анализируя данные таблицы 2.2, отметим, что на формирование финансового результата в исследуемый период времени влияли многие факторы. Рассмотрим формирование чистой прибыли подробнее.
Прибыль от продаж в 2007 г. составила 25343 тыс. руб. В 2008 г. по причине экономического кризиса многие клиенты предприятия оказались неплатежеспособными, и для достижения безубыточности предприятие значительно снизило отпускные цены на продукцию. Это привело к снижению прибыли от продаж на 63% по сравнению с показателем 2007 г. (размер прибыли составил 9433 тыс. руб.). Однако отметим, что уже в 2009 г. ситуация стабилизировалась, и прибыль составила 18667 тыс. руб., что на 98% больше уровня 2008 г. Но все же размер прибыли оказался значительно меньшим, нежели в 2007 г.
Таблица 2.2 - Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности за 2007 – 2009г.г. ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»
Показатели, тыс. руб. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | Отклонение в абсолютных величинах, тыс.руб. | Отклонение в относительном выражении, % | ||
2008
г.
к 2007 г. |
2009 г.
к 2008 г. | ||||||
2008
г.
к 2007 г. |
2009 г.
к 2008 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Чистая прибыль отчетного периода | 7806 | 6955 | -57435 | -851 | -64390 | 89,10 | - |
Отложенные налоговые активы | - | 263 | 8672 | 263 | 8409 | - | 3297,35 |
Пеня | 160 | 1038 | 270 | 878 | -768 | 648,75 | 26,01 |
Текущий налог на прибыль | 5251 | 6299 | - | 1048 | -6299 | 119,96 | - |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 13217 | 13254 | -65837 | 37 | -79091 | 100,28 | - |
Прочие доходы | 69687 | 396094 | 32726 | 326407 | -363368 | 568,39 | 8,26 |
Проценты к уплате | 4286 | 2244 | 6622 | -2042 | 4378 | 52,36 | 295,10 |
Проценты к получению | 29 | - | - | -29 | - | - | - |
Прибыль (убыток) от продаж | 25343 | 9433 | 18667 | -15910 | 9234 | 37,22 | 197,89 |
Выручка от реализации продукции | 370738 | 399540 | 475932 | 29162 | 76392 | 107,79 | 119,12 |
Коммерческие расходы | 1033 | 468 | 675 | -565 | 207 | 45,30 | 144,23 |
Управленческие расходы | 76324 | 79287 | 105602 | 2963 | 26315 | 103,88 | 133,19 |
Себестоимость продукции | 268038 | 310352 | 350988 | 42314 | 40636 | 115,79 | 113,09 |
В
2008 г. отложенные налоговые активы составили
263 тыс. руб. Однако уже в 2009 г. отложенные
активы увеличились еще на 8409 тыс.
руб. и составили 8672 тыс. руб. Такое
положение обусловлено
В 2007 г. пеня составляла 160 тыс. руб., а в 2008 г. она увеличилась на 768 тыс. руб. и составила 1038 тыс. руб. в связи с увеличением периода просрочки уплаты налогов. В 2009 г. пеня составляла 270 тыс. руб. (уменьшилась на 74% по сравнению с 2008 г.).
В 2007 г. размер прочих доходов, связанных с выручкой от продажи основных средств, материалов, нематериальных активов, от сдачи в аренду основных средств, нематериальных активов, составил 69687 тыс. руб. В 2008 г. прочие доходы оказались на 468% выше показателя 2007 г. и составили 396094 тыс. руб. В 2009 г. прочие доходы составили 32726 тыс. руб., что ниже не только показателя 2008 г., но и показателя 2007 г.
В 2007 г. размер прочих расходов, связанных с продажей основных средств, материалов, нематериальных активов, списания просроченной дебиторской задолженности, отрицательных курсовых разниц, услуг банка, составил 81813 тыс. руб. В 2009 г. прочие расходы (как и прочие доходы) резко, значительно (на 379%) выросли и составили 392273 тыс. руб. В 2009 г. сумма прочих расходов существенно (на 70%) снизилась по сравнению с 2008 г. и составила 117230 тыс. руб.
Размер прибыли до налогообложения в 2007 г. составил 13217 тыс. руб. В 2008 г. прибыль выросла на 1% и составила 13254 тыс. руб. А уже в 2009 г. был отмечен убыток в размере 65837 тыс. руб., что, по нашему мнению, во многом связано с недостаточной плановой работой финансистов предприятия – недостаточно качественной была работа по составлению бюджетов, дефицит которых превзошел значительно плановые ожидания.
Текущий налог на прибыль в 2007 г. составил 5251 тыс. руб., в 2008 г. – 6299 тыс. руб., что на 20% выше показателя 2007 г. В 2009 г. предприятие до налогообложения имело убыточный показатель, и поэтому не платило налог на прибыль.
В
2007 г. размер чистой прибыли составил
7806 тыс. руб. В 2008 г. предприятие получило
на 11% меньше прибыли, чем в 2007 г. (размер
прибыли составил 6955 тыс. руб.). В 2009
г. предприятие сработало в
Отметим, что проценты к получению в размере 29 тыс. руб. были только в 2007 г. Это обусловлено тем, что в период кризиса предприятие свернуло свою инвестиционную деятельность в виде кредитов сторонним организациям.
Проценты к уплате в 2008 г. составили 2244 тыс. руб., что на 48% меньше показателя 2007 г. В 2009 г. проценты к уплате составили 6622 тыс. руб., что фактически в три раза больше показателя 2008 г. Это обусловлено тем, что в 2009 г. предприятие было вынуждено выплачивать проценты не только за 2009 г., но и частично за 2008 г. (в 2008 г. было недостаточно средств для своевременной уплаты процентов в полном объеме). В частности, это касалось процентов по займам, предоставленным корпорацией РУСЭЛПРОМ.
В 2008 г. объем реализации увеличился по сравнению с 2007 г. на 8% и составил 399540 тыс. руб. В 2009 г. этот показатель вырос на 19% по сравнению с 2008 г. и составил 475932 тыс. руб. Такая динамика обусловлена как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и ростом цен на продукцию. Эти данные свидетельствуют, что предприятие имеет спрос на продукцию.
В 2008 г. коммерческие расходы составили 468 тыс. руб., что на 55% меньше показателя 2007 г., в связи с нестабильной рекламной кампанией предприятия. Однако в 2009 г. коммерческие расходы составили 675 тыс. руб., что на 44% больше показателя 2008 г. Это обусловлено новыми рекламными кампаниями предприятия для реализации политики расширения рынка сбыта продукции.
В исследуемый период отмечается тенденция к росту управленческих расходов. Так, в 2008 г. этот показатель составил 79287 тыс. руб., что на 4% выше показателя 2007 г. В 2009 г. рост показателя составил уже 33% по сравнению с 2008 г. – управленческие расходы составили 105602 тыс. руб. Возросла доля управленческих расходов на заработную плату для обеспечения роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия на основе роста ее технологического уровня.
В 2008 г. полная себестоимость реализованной продукции составила 310352 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2007 г. на 16%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 13% по сравнению с 2008 г. и составила 350988 тыс. руб. Такая динамика обусловлена, во-первых, ростом объема производства, фонда оплаты труда, во-вторых, повышением стоимости сырья и материалов (инфляционный рост).
В целом по предприятию в анализируемом периоде наблюдается ухудшение всех основных технико-экономических и финансовых показателей (увеличение себестоимости реализованной продукции, снижение прибыли от реализации, общей прибыли отчетного периода, рентабельности продукции), что непосредственно связано с ситуацией в стране и положением дел на предприятии ОАО «СЭЗ».