Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа

Краткое описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Егорченковой полный.doc

— 938.00 Кб (Скачать)

     Цель  метода АВС – достижение точности результатов калькулирования себестоимости  продукта и управление затратами.

     Сущность данного метода заключается в том, что затраты предприятия, учтенные по видам (элементам издержек и статьям калькуляции), группируют в начале по функциям (активностям) производственно-хозяйственной деятельности, а затем относят на себестоимость конкретных изделий, работ, услуг.

     Общая модель метода АВС [27] можно представить следующим образом (рисунок 3.2).

       
 
 
 
 

     Рис. 3.2 -   Общая модель метода АВС

     Чтобы данная модель работала на предприятии, необходимо внедрить подсистему АВС, для чего надо пройти ряд этапов [28] (рисунок 3.3).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3.3 - Механизм внедрения АВС-метода 

     Существуют  и другие точки зрения в отношении  механизма создания этой системы, но рассмотренный подход представляется наиболее обоснованным с точки зрения комплексного подхода к процессу калькулирования себестоимости  товаров.

     На  первом этапе выделяются объекты  бизнес-процессов, затрат и результатов  деятельности, которыми могут быть единица продукции, партия группы изделий, производственная линия, поставщики сырья  и пр. Для формирования же реестра, в котором отражаются все действия, выполняемые различными отделами (которые рассматриваются в качестве центров ответственности), используются различные методы: наблюдение, хронометрические системы, анкетное изучение, интервьюирование (самый популярный). На основе сформированного реестра разрабатывается единый классификатор видов действий предприятий, которые подлежат кодировке в наиболее удобной для управления форме.

     Далее выбирается драйвер (носители) затрат для каждого вида действия, под  которым понимают фактор, который  оказывает наибольшее влияние на затраты данного процесса и может быть количественно измерен (например, количество поставок сырья, заказов на покупку, количество наладок оборудования и пр.).

     Затем в соответствии с особенностями  организации формируют требования к первичным документам и оформляют их (документы) по требованиям АВС.

     На  пятом этапе осуществляется сбор и группировка информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостной  комплекс (проводится их классификация  и стоимостная оценка).

     Ставка  драйвера определяется как отношение суммы затрат по конкретной операции (функции) к величине фактора затрат (драйвера) по ней, определенного на втором этапе.

     Следующие два этапа, если выбраны правильно  драйверы действий, осуществлены привязка операций к драйверам, проводятся аналогично другим калькуляционным подсистемам.

     При внедрении АВС-метода в организациях, необходимо обращать внимание на то, что  существует 2 варианта его реализации:

     1) посредством внедрения специальной  ежемесячной отчетности, отражающей  результаты группировки затрат по функциям, и расчетов на основе этой группировки; отчетность используется для внутреннего управления предприятием;

     2) внедрение АВС-модели в рамках  действующей системы бухгалтерского  учета; для этого используют  дополнительную подсистему счетов [29].

     Несмотря  на такие преимущества второго варианта, как уменьшение трудозатрат (связанных  с дублированием информации о  затратах в двух параллельных системах); достаточный уровень точности учетных  данных (за счет первичного (при принятии информации к учету) и последующего (посредством специальных сопоставлений контрольных показателей) контроля); упрощение процедуры и увеличение скорости обработки информации и получения необходимых отчетов, он является менее разработанным и апробированным на практике.

     Система АВС имеет ряд преимуществ  и недостатков [27, 28, 30] (таблица 3.6), которые необходимо учитывать при принятии решения о внедрении АВС-метода и в процессе самого построения данной системы.

Таблица 3.6 - Достоинства и недостатки АВС-метода

Достоинства Недостатки 
1. Более  точное исчисление издержек на  продукт, что обуславливает более  обоснованные решения по ценообразованию. 1. Трудоемкость  расчетов.
2. Фокусирование  внимания на реальном характере  динамики затрат. 2. Затратоемкость  работ.
3. В рамках метода производится расчет надежного показателя долгосрочных переменных производственных затрат, имеющих отношение к принятию стратегических решений. 3. Трудности,  связанные с прослеживанием затрат  до продуктов
4. При  использовании метода определяются финансовые (ставки носителей затрат) и нефинансовые (объемы операций) показатели, что повышает эффективность управления затратами. 4. Трудности  определения перечня носителей  издержек.
5. Обеспечение  нахождения накладных расходов, подлежащих сокращению. 5. Проблема  перевода отделов в ранг центров  ответственности.
6. Позволяет  упорядочить структуру затрат.
 

     Таким образом, система управленческого  учета АВС предлагает удобные  инструменты формирования детальной  и точной информации о затратах, доходах, финансовых результатах, активах и обязательствах по множественным объектам учета (операциям, продуктам, клиентам, рынкам, центрам ответственности и пр.) и поэтому служит достоверным информационным фундаментом управления.

     На  рис. 3.4 предложена рекомендуемая нами схема проектной  Системы комплексного управления затратами (СКУЗ) для ОАО «СЭЗ».  
 
 
 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

       

       

Рис. 3.4 – Рекомендуемая для ОАО «СЭЗ» схема  СКУЗ   
 

     Рекомендуемая СКУЗ состоит из 4 блоков: Планирование затрат, Учет затрат, Управление СКУЗ, Мотивация.

     В блоке планирования, помимо нормирования прямых затрат вводится также функция  определения центров ответственности (по центрам возникновения затрат), определение целей и задач  для каждого центра. Следует отметить, что блок планирования, по сути, не является новым: к существующей системе планирования затрат добавляются функции планирования по центрам ответственности.

     Блок  учета затрат делится на бухгалтерский  и финансовый учет, а также на учет по методу АВС. Применение метода АВС позволяет устранить такие недостатки учета, как недостаточная оперативность учета; отсутствие надежных критериев оценки эффективности деятельности в области управления затратами; неразвитость системы мотивации.

     Для реализации поставленных целей учета разрабатывается классификатор затрат, система норм и нормативов, система поощрения; внедряется система планирования, план-фактного контроля, расчета и факторного анализа отклонений; устанавливается ответственность, порядок сбора и передачи данных; выстраивается система управленческого учета и пр.

     В блоке управления СКУЗ выполняются  следующие функции: оперативный  и итоговый контроль, централизация  и анализ фактической информации, корректировки целей, затрат и цен, создание и ведение гибкой базы данных (метод АВС). Для оптимального исполнения этих функций создается группа учета затрат (ГУЗ), речь о которой пойдет позже. Построение информационной системы заключается в постановке специальных программных средств для управления затратами. Адаптация документооборота заключается в дополнении существующих первичных документов новыми (вводимыми) и установлением графика движения документов в соответствии с периодичностью отчетов информационной системы.

     Распределение ответственности за формирование затрат - за текущие затраты несет ответственность руководитель соответствующего подразделения (центра затрат) в части регулируемых затрат, а за уровень долгосрочно прогнозируемых затрат отвечает руководитель центра инвестиционных затрат.

     Четвертый блок отвечает за мотивацию. Механизм мотивации строится по-разному - в виде премий за выполнение норм и нормативов, процента от экономии норм и т.д.

     Внедрение системы управления затратами и  обучение персонала, как показывает практика, наилучшим образом осуществляется специализированными внешними консультантами, работающими в непосредственном контакте с ответственными лицами на всех этапах построения системы - от диагностики до обучения.

     Отметим, что трудоемкость в базовом варианте была получена из данных предприятия, а проектная трудоемкость определена методом экспертных оценок.

     Приведем  пример расчета на один из видов  работ.

Таблица 3.7 - Результаты экспертизы  по определению  трудоемкости  операции  «Заполнение ведомости отпуска ТМЦ в производство»

Варианты (Н) 20н-ч. 21н-ч. 23н-ч. 25н-ч. итого
Эксперты (К)          
1 2 1 4 3  
2 1 2 4 3  
3 1 2 3 4  
4 2 1 4 3  
5 3 1 4 2  
6 1 2 4 3  
∑ рангов объектов 10 9 23 18 60
Результирующий ранг 2 1 4 3  
Средняя  ∑ рангов 15 15 15 15 60
∆² 25 36 64 9 134

Средняя ∑ рангов = ∑ рангов объектов / ∑ объектов

        Из таблицы 3.7 видим, что из предположений о трудоемкости операции «Заполнение ведомости отпуска ТМЦ в производство»  наиболее вероятным при автоматизации процесса заполнения станет 21 нормо-час. Проверим согласованность мнений экспертов. Для этого используем коэффициент  конкордации или согласия  (W). (При W = 0 считается, что каждый из экспертов высказал мнение, отличное от других. При W = 1 считается, что все эксперты высказали одно и тоже мнение.) Согласованность мнений экспертов считается достаточной, если значение W  по итогам экспертизы не менее 0.5 , то есть  W≥ 0,5.

        Согласованность мнений экспертов  проведем по формуле:

W =       12×∑∆²  : K²×(H³-H)

где ∑∆² - сумма квадратов,

K² - квадрат числа экспертов,

H³-H – число предложенных вариантов в кубе минус число предложенных вариантов.

Подставляя  данные в формулу, получим:

W =       12×(25+36+64+9) : 36×(64-4) =  (12× 134)/ 2160 = 0,74

     Таким образом, можно сделать вывод, что  мнения экспертов достаточно согласованны, так как W≥ 0,5 и равен W =  0,74.

     Подобным  образом определяется проектная  трудоемкость всех операций и составляется таблица: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3.8 - Характеристики проектной СКУЗ

Функция Исполнители Автоматизация работ (А), применение программного обеспечения (ПО) Трудоем-кость  работ годовая, нормо-час.
Блок 1. Планирование затрат
Нормирование   материальных затрат Специалист  по МТО А= 60%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

625
Нормирование  затрат на оплату труда Бухгалтерия А= 60%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

668
Определение центров возникновения затрат, определение  целей и задач для каждого  центра Специалист  по планированию А= 45%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

243
Блок 2. Учет затрат
Бухгалтерский и финансовый учет Бухгалтерия А= 80%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

1875
АВС-метод  учета затрат,

 в том числе:

Группа учета затрат (ГУЗ)    
Формирование  и утверждение реестра и классификатора действий ГУЗ А= 50%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

162
Выбор и утверждение драйверов затрат для каждого действия ГУЗ А= 50%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

75
Формирование  и утверждение требований к первичным  документам ГУЗ А= 50%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

75
Оформление  первичных документов в соответствии с требованиями Складское хозяйство, бухгалтерия А= 85%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

1563
Сбор  и группировка информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостной  комплекс ГУЗ А= 80%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

1000
Расчет  ставок драйверов (носителей затрат) в разрезе действий ГУЗ А= 80%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

200
Отнесение затрат по процессам на объекты в  соответствии с объемами потребленных действий ГУЗ, бухгалтерия А= 65%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

900
Калькуляция затрат на объекты ГУЗ, бухгалтерия А= 70%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

1312
Блок 3. Управление СКУЗ
Контроль, централизация и анализ фактической  информации, корректировки целей, затрат и цен, создание и ведение гибкой базы данных (метод АВС) ГУЗ А= 50%

ПО  - «1С»+СП

«АВС-модуль»

725
Блок 4. Мотивация
Мероприятия по мотивации  Специалист по кадрам А= 30%

ПО  - «1С»

725
ИТОГО: 10148

Информация о работе Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»