Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………
Цель
метода АВС – достижение точности
результатов калькулирования
Сущность данного метода заключается в том, что затраты предприятия, учтенные по видам (элементам издержек и статьям калькуляции), группируют в начале по функциям (активностям) производственно-хозяйственной деятельности, а затем относят на себестоимость конкретных изделий, работ, услуг.
Общая модель метода АВС [27] можно представить следующим образом (рисунок 3.2).
Рис. 3.2 - Общая модель метода АВС
Чтобы данная модель работала на предприятии, необходимо внедрить подсистему АВС, для чего надо пройти ряд этапов [28] (рисунок 3.3).
Рис.
3.3 - Механизм внедрения АВС-метода
Существуют и другие точки зрения в отношении механизма создания этой системы, но рассмотренный подход представляется наиболее обоснованным с точки зрения комплексного подхода к процессу калькулирования себестоимости товаров.
На первом этапе выделяются объекты бизнес-процессов, затрат и результатов деятельности, которыми могут быть единица продукции, партия группы изделий, производственная линия, поставщики сырья и пр. Для формирования же реестра, в котором отражаются все действия, выполняемые различными отделами (которые рассматриваются в качестве центров ответственности), используются различные методы: наблюдение, хронометрические системы, анкетное изучение, интервьюирование (самый популярный). На основе сформированного реестра разрабатывается единый классификатор видов действий предприятий, которые подлежат кодировке в наиболее удобной для управления форме.
Далее выбирается драйвер (носители) затрат для каждого вида действия, под которым понимают фактор, который оказывает наибольшее влияние на затраты данного процесса и может быть количественно измерен (например, количество поставок сырья, заказов на покупку, количество наладок оборудования и пр.).
Затем
в соответствии с особенностями
организации формируют
На пятом этапе осуществляется сбор и группировка информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостной комплекс (проводится их классификация и стоимостная оценка).
Ставка драйвера определяется как отношение суммы затрат по конкретной операции (функции) к величине фактора затрат (драйвера) по ней, определенного на втором этапе.
Следующие два этапа, если выбраны правильно драйверы действий, осуществлены привязка операций к драйверам, проводятся аналогично другим калькуляционным подсистемам.
При внедрении АВС-метода в организациях, необходимо обращать внимание на то, что существует 2 варианта его реализации:
1)
посредством внедрения
2)
внедрение АВС-модели в рамках
действующей системы
Несмотря на такие преимущества второго варианта, как уменьшение трудозатрат (связанных с дублированием информации о затратах в двух параллельных системах); достаточный уровень точности учетных данных (за счет первичного (при принятии информации к учету) и последующего (посредством специальных сопоставлений контрольных показателей) контроля); упрощение процедуры и увеличение скорости обработки информации и получения необходимых отчетов, он является менее разработанным и апробированным на практике.
Система АВС имеет ряд преимуществ и недостатков [27, 28, 30] (таблица 3.6), которые необходимо учитывать при принятии решения о внедрении АВС-метода и в процессе самого построения данной системы.
Таблица 3.6 - Достоинства и недостатки АВС-метода
Достоинства | Недостатки |
1. Более
точное исчисление издержек на
продукт, что обуславливает |
1. Трудоемкость расчетов. |
2. Фокусирование
внимания на реальном |
2. Затратоемкость работ. |
3. В рамках метода производится расчет надежного показателя долгосрочных переменных производственных затрат, имеющих отношение к принятию стратегических решений. | 3. Трудности,
связанные с прослеживанием |
4. При
использовании метода |
4. Трудности определения перечня носителей издержек. |
5. Обеспечение нахождения накладных расходов, подлежащих сокращению. | 5. Проблема
перевода отделов в ранг |
6. Позволяет упорядочить структуру затрат. |
Таким образом, система управленческого учета АВС предлагает удобные инструменты формирования детальной и точной информации о затратах, доходах, финансовых результатах, активах и обязательствах по множественным объектам учета (операциям, продуктам, клиентам, рынкам, центрам ответственности и пр.) и поэтому служит достоверным информационным фундаментом управления.
На
рис. 3.4 предложена рекомендуемая нами
схема проектной Системы комплексного
управления затратами (СКУЗ) для ОАО «СЭЗ».
Рис. 3.4
– Рекомендуемая для ОАО «СЭЗ» схема
СКУЗ
Рекомендуемая СКУЗ состоит из 4 блоков: Планирование затрат, Учет затрат, Управление СКУЗ, Мотивация.
В
блоке планирования, помимо нормирования
прямых затрат вводится также функция
определения центров
Блок учета затрат делится на бухгалтерский и финансовый учет, а также на учет по методу АВС. Применение метода АВС позволяет устранить такие недостатки учета, как недостаточная оперативность учета; отсутствие надежных критериев оценки эффективности деятельности в области управления затратами; неразвитость системы мотивации.
Для реализации поставленных целей учета разрабатывается классификатор затрат, система норм и нормативов, система поощрения; внедряется система планирования, план-фактного контроля, расчета и факторного анализа отклонений; устанавливается ответственность, порядок сбора и передачи данных; выстраивается система управленческого учета и пр.
В блоке управления СКУЗ выполняются следующие функции: оперативный и итоговый контроль, централизация и анализ фактической информации, корректировки целей, затрат и цен, создание и ведение гибкой базы данных (метод АВС). Для оптимального исполнения этих функций создается группа учета затрат (ГУЗ), речь о которой пойдет позже. Построение информационной системы заключается в постановке специальных программных средств для управления затратами. Адаптация документооборота заключается в дополнении существующих первичных документов новыми (вводимыми) и установлением графика движения документов в соответствии с периодичностью отчетов информационной системы.
Распределение ответственности за формирование затрат - за текущие затраты несет ответственность руководитель соответствующего подразделения (центра затрат) в части регулируемых затрат, а за уровень долгосрочно прогнозируемых затрат отвечает руководитель центра инвестиционных затрат.
Четвертый блок отвечает за мотивацию. Механизм мотивации строится по-разному - в виде премий за выполнение норм и нормативов, процента от экономии норм и т.д.
Внедрение системы управления затратами и обучение персонала, как показывает практика, наилучшим образом осуществляется специализированными внешними консультантами, работающими в непосредственном контакте с ответственными лицами на всех этапах построения системы - от диагностики до обучения.
Отметим, что трудоемкость в базовом варианте была получена из данных предприятия, а проектная трудоемкость определена методом экспертных оценок.
Приведем пример расчета на один из видов работ.
Таблица 3.7 - Результаты экспертизы по определению трудоемкости операции «Заполнение ведомости отпуска ТМЦ в производство»
Варианты (Н) | 20н-ч. | 21н-ч. | 23н-ч. | 25н-ч. | итого |
Эксперты (К) | |||||
1 | 2 | 1 | 4 | 3 | |
2 | 1 | 2 | 4 | 3 | |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
4 | 2 | 1 | 4 | 3 | |
5 | 3 | 1 | 4 | 2 | |
6 | 1 | 2 | 4 | 3 | |
∑ рангов объектов | 10 | 9 | 23 | 18 | 60 |
Результирующий ранг | 2 | 1 | 4 | 3 | |
Средняя ∑ рангов | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 |
∆² | 25 | 36 | 64 | 9 | 134 |
Средняя ∑ рангов = ∑ рангов объектов / ∑ объектов
Из таблицы 3.7 видим, что из предположений о трудоемкости операции «Заполнение ведомости отпуска ТМЦ в производство» наиболее вероятным при автоматизации процесса заполнения станет 21 нормо-час. Проверим согласованность мнений экспертов. Для этого используем коэффициент конкордации или согласия (W). (При W = 0 считается, что каждый из экспертов высказал мнение, отличное от других. При W = 1 считается, что все эксперты высказали одно и тоже мнение.) Согласованность мнений экспертов считается достаточной, если значение W по итогам экспертизы не менее 0.5 , то есть W≥ 0,5.
Согласованность мнений
W = 12×∑∆² : K²×(H³-H)
где ∑∆² - сумма квадратов,
K² - квадрат числа экспертов,
H³-H – число предложенных вариантов в кубе минус число предложенных вариантов.
Подставляя данные в формулу, получим:
W = 12×(25+36+64+9) : 36×(64-4) = (12× 134)/ 2160 = 0,74
Таким образом, можно сделать вывод, что мнения экспертов достаточно согласованны, так как W≥ 0,5 и равен W = 0,74.
Подобным
образом определяется проектная
трудоемкость всех операций и составляется
таблица:
Таблица 3.8 - Характеристики проектной СКУЗ
Функция | Исполнители | Автоматизация работ (А), применение программного обеспечения (ПО) | Трудоем-кость работ годовая, нормо-час. |
Блок 1. Планирование затрат | |||
Нормирование материальных затрат | Специалист по МТО | А= 60%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
625 |
Нормирование затрат на оплату труда | Бухгалтерия | А= 60%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
668 |
Определение центров возникновения затрат, определение целей и задач для каждого центра | Специалист по планированию | А= 45%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
243 |
Блок 2. Учет затрат | |||
Бухгалтерский и финансовый учет | Бухгалтерия | А= 80%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
1875 |
АВС-метод
учета затрат,
в том числе: |
Группа учета затрат (ГУЗ) | ||
Формирование
и утверждение реестра и |
ГУЗ | А= 50%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
162 |
Выбор и утверждение драйверов затрат для каждого действия | ГУЗ | А= 50%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
75 |
Формирование и утверждение требований к первичным документам | ГУЗ | А= 50%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
75 |
Оформление первичных документов в соответствии с требованиями | Складское хозяйство, бухгалтерия | А= 85%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
1563 |
Сбор и группировка информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостной комплекс | ГУЗ | А= 80%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
1000 |
Расчет ставок драйверов (носителей затрат) в разрезе действий | ГУЗ | А= 80%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
200 |
Отнесение затрат по процессам на объекты в соответствии с объемами потребленных действий | ГУЗ, бухгалтерия | А= 65%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
900 |
Калькуляция затрат на объекты | ГУЗ, бухгалтерия | А= 70%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
1312 |
Блок 3. Управление СКУЗ | |||
Контроль, централизация и анализ фактической информации, корректировки целей, затрат и цен, создание и ведение гибкой базы данных (метод АВС) | ГУЗ | А= 50%
ПО - «1С»+СП «АВС-модуль» |
725 |
Блок 4. Мотивация | |||
Мероприятия по мотивации | Специалист по кадрам | А= 30%
ПО - «1С» |
725 |
ИТОГО: | 10148 |