Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………
ОАО
«СЭЗ» обладает большим потенциалом
для развития, который обеспечивается
его устойчивым положением среди
российских производителей крупных
электрических машин, торговой маркой,
отождествляемой потребителем с
высоким качеством продукции
и наличием высококвалифицированных
кадров.
Бухгалтерия является
самостоятельным структурным
Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом директора. Главный бухгалтер в своей деятельности руководствуется: Законом о бухгалтерском учете и отчетности; нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Он несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методических принципов бухгалтерского учета.
В обязанности главного бухгалтера входит:
-
организация бухучета на
-
осуществление контроля за
- формирование учетной политики предприятия;
-
организация работы по
-
обеспечение порядка
-
обеспечение контроля за
-
обеспечение соблюдения
-
обеспечение рациональной
-
организация учета имущества,
обязательств, поступающих основных
средств, товарно-материальных
-
организация учета издержек
-
обеспечение законности, своевременности
и правильности оформления
-
составление экономически
- организация расчетов по заработной плате;
-
правильное исчисление и
-
участие в проведении
-
принятие мер по
-
участие в разработке и
-
обеспечение составления
- оказание методической помощи работникам предприятия по вопросам бухучета, контроля, отчетности и экономического анализа;
-
руководство работниками
Бюро по учету материальных ценностей, в частности бухгалтер выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению. Производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения вычислительной техники, а также в проведении инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств. Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Бюро производственного учета, в частности бухгалтер-ревизор осуществляет в соответствии с действующими инструкциями и положениями плановые и по специальным заданиям документальные ревизии хозяйственно - финансовой деятельности организаций, а также их подразделений, находящихся на самостоятельном балансе. Своевременно оформляет результаты ревизии и представляет их в соответствующие инстанции для принятия необходимых мер. Дает оперативные указания руководителям ревизуемого объекта об устранении выявленных нарушений и недостатков, проведении контрольных проверок выполненных работ. Контролирует достоверность учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных фондов, своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением, правильность расходования материалов, топлива, электроэнергии, денежных средств, соблюдении смет расходов, порядок составления отчетности на основе первичных документов, а также организацию проведения инвентаризаций и бухгалтерского учета в подразделениях организаций. Участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств, их экономию, усиление контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета. Контролирует деятельность работников организации по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Отдел по учету заработной платы, в частности счетовод выполняет под непосредственным руководством бухгалтера работу по заполнению учетных регистров и таблиц на основании данных первичных документов (требований на материалы, нарядов на сдельные работы и др.). Осуществляет регистрацию бухгалтерских проводок и разноску их по счетам. Производит несложные расчеты по отдельным участкам бухгалтерского учета. Принимает и контролирует правильность оформления первичных документов, подготавливает их к счетной обработке, а также для составления установленной бухгалтерской отчетности. Участвует в осуществлении мероприятий, направленных на укрепление хозяйственного расчета.
Структуру
и штатную численность
Структура бухгалтерской службы определена внутренними правилами и должностными инструкциями, которая является структурным подразделением общества, рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура бухгалтерии ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»»
Учетная
политика предприятия разрабатывается
главным бухгалтером и
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения хозяйственной деятельности.
Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.
Для ведения бухгалтерского учета на предприятии сформирована учетная политика.
Учетная политика ОАО «СЭЗ» разработана на основании: ФЗ «О бухгалтерском учете №129 ФЗ от 21.11.96г.; Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008), Положения по бухгалтерскому учету «Учет имущества о обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/ 2000), Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99), Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), различных методических указаний, Коллективного договора на 2010 г. по ОАО «СЭЗ».
При формировании учетной политики утверждается:
-
рабочий план счетов
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;
-
порядок проведения
-
методы оценки активов и
-
правила документооборота и
-
порядок контроля за
-
другие решения, необходимые
Принятая учетная политика предприятия обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она охватывает все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный [25].
Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.
Методический аспект включает:
- критерий отнесения предметов к основным средствам (по критериям формируется политика списания этих ценностей на себестоимость продукции);
- порядок начисления износа (амортизации) основных фондов (определяет быстроту окупаемости и обновления данных фондов);
- порядок начисления амортизации по нематериальным активам (обеспечивает эффективность использования этих долгосрочных активов и точность отражения расходов по ним в себестоимости продукции (работ, услуг);
- порядок финансирования ремонта основных средств;
- метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов) (определяются полнота и точность оценки темпов расходования материалов);
- формирование учетных групп материальных ценностей;
- способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей (зависят полнота и точность оценки материальных запасов);
- способ учета выпуска продукции (предопределяет высокую точность подсчета затрат на изготавливаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги) при минимальных сроках. Они также облегчают определение момента перехода права собственности к покупателю при реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг);
- сроки погашения расходов будущих периодов (дают возможность правильно соотносить доходы и расходы по конкретным видам продукции (работ, услуг), определять точную базу по налогообложению прибыли, получаемую при их реализации, и избегать необоснованного создания резервов);