Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа

Краткое описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Егорченковой полный.doc

— 938.00 Кб (Скачать)

     ОАО «СЭЗ» обладает большим потенциалом  для развития, который обеспечивается его устойчивым положением среди  российских производителей крупных  электрических машин, торговой маркой, отождествляемой потребителем с  высоким качеством продукции  и наличием высококвалифицированных кадров.  
 
 
 

     2.2 Организация бухгалтерского  учета в ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»

 

     Бухгалтерия  является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно  директору предприятия. Она создается и ликвидируется приказом директора одновременно с созданием и ликвидацией предприятия.

     Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом директора. Главный бухгалтер в  своей деятельности  руководствуется: Законом о бухгалтерском учете и отчетности; нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Он несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методических принципов бухгалтерского учета.

     В обязанности главного бухгалтера входит:

     - организация бухучета на предприятии;

     - осуществление контроля за экономным  использованием материальных, трудовых  и финансовых ресурсов;

     - формирование учетной политики  предприятия;

     - организация работы по подготовке  и принятию рабочего плана  счетов, форм первичных учетных документов (по которым не предусмотрены типовые формы);

     - обеспечение порядка проведения  инвентаризаций;

     - обеспечение контроля за проведением  хозяйственных операций;

     - обеспечение соблюдения технологии  обработки бухгалтерской информации и документооборота;

     - обеспечение рациональной организации  бухучета и отчетности на предприятии  на основе максимальной централизации  учетно-вычислительных работ;

     - организация учета имущества,  обязательств, поступающих основных  средств, товарно-материальных ценностей  и денежных средств. Обеспечение своевременного отражения на счетах бухучета всех операций, связанных с  их движением;

     - организация учета издержек производства  и обращения, исполнения смет  расходов, реализации продукции,  выполнения работ, результатов  хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовых и кредитных операций;

     - обеспечение законности, своевременности  и правильности оформления документов;

     - составление экономически обоснованных  отчетных калькуляций себестоимости  продукции, выполняемых работ;

     - организация расчетов по заработной плате;

     - правильное исчисление и перечисление  налогов и сборов в бюджеты,  страховых взносов, своевременное  погашение задолженностей;

     - участие в проведении экономического  анализа производственной и финансовой  деятельности предприятия в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

     - принятие мер по предупреждению  недостач, незаконного расходования  денежных средств и товарно-материальных  ценностей;

     - участие в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухучета на основе применения современных средств вычислительной техники;

     - обеспечение составления баланса  и оперативных сводных отчетов;

     - оказание методической помощи работникам предприятия по вопросам бухучета, контроля, отчетности и экономического анализа;

     - руководство работниками бухгалтерской  службы предприятия.

     Бюро  по учету материальных ценностей, в  частности бухгалтер выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению. Производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения вычислительной техники, а также в проведении инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств. Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

     Бюро  производственного учета, в частности  бухгалтер-ревизор осуществляет в соответствии с действующими инструкциями и положениями плановые и по специальным заданиям документальные ревизии хозяйственно - финансовой деятельности организаций, а также их подразделений, находящихся на самостоятельном балансе. Своевременно оформляет результаты ревизии и представляет их в соответствующие инстанции для принятия необходимых мер. Дает оперативные указания руководителям ревизуемого объекта об устранении выявленных нарушений и недостатков, проведении контрольных проверок выполненных работ. Контролирует достоверность учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных фондов, своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением, правильность расходования материалов, топлива, электроэнергии, денежных средств, соблюдении смет расходов, порядок составления отчетности на основе первичных документов, а также организацию проведения инвентаризаций и бухгалтерского учета в подразделениях организаций. Участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств, их экономию, усиление контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета. Контролирует деятельность работников организации по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности.

     Отдел по учету заработной платы, в частности счетовод выполняет под непосредственным руководством бухгалтера работу по заполнению учетных регистров и таблиц на основании данных первичных документов (требований на материалы, нарядов на сдельные работы и др.). Осуществляет регистрацию бухгалтерских проводок и разноску их по счетам. Производит несложные расчеты по отдельным участкам бухгалтерского учета. Принимает и контролирует правильность оформления первичных документов, подготавливает их к счетной обработке, а также для составления установленной бухгалтерской отчетности. Участвует в осуществлении мероприятий, направленных на укрепление хозяйственного расчета.

     Структуру и штатную численность бухгалтерии  утверждает директор предприятия по представлению главного бухгалтера и по согласованию с отделом кадров, отделом организации и оплаты труда.

     Структура бухгалтерской  службы определена внутренними правилами  и должностными инструкциями, которая является структурным подразделением общества, рисунок 2.1.

     Рисунок 2.1 – Структура бухгалтерии ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»»

     Учетная политика предприятия разрабатывается  главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя об учетной политике предприятия (см. Приложение А).

     Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения хозяйственной деятельности.

     Выбор учетной политики зависит от специфики  предприятия, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

      Для ведения бухгалтерского учета на предприятии сформирована учетная  политика.

      Учетная политика ОАО «СЭЗ» разработана  на основании: ФЗ «О бухгалтерском учете  №129 ФЗ от 21.11.96г.; Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008), Положения по бухгалтерскому учету «Учет имущества о обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/ 2000), Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99), Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), различных методических указаний, Коллективного договора на 2010 г. по ОАО «СЭЗ».

     При формировании учетной политики утверждается:

     - рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учета  и отчетности;

     - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;

     - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

     - методы оценки активов и обязательств;

     - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

     - порядок контроля за хозяйственными  операциями;

     - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

     Принятая  учетная политика предприятия обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она охватывает все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный [25].

     Методический  аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

     Методический  аспект включает:

     - критерий отнесения предметов к основным средствам (по критериям формируется политика списания этих ценностей на себестоимость продукции);

     - порядок начисления износа (амортизации) основных фондов (определяет быстроту окупаемости и обновления данных фондов);

     - порядок начисления амортизации по нематериальным активам (обеспечивает эффективность использования этих долгосрочных активов и точность отражения расходов по ним в себестоимости продукции (работ, услуг);

     - порядок финансирования ремонта основных средств;

     - метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов) (определяются полнота и точность оценки темпов расходования материалов);

     - формирование учетных групп материальных ценностей;

     - способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей (зависят полнота и точность оценки материальных запасов);

     - способ учета выпуска продукции (предопределяет высокую точность подсчета затрат на изготавливаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги) при минимальных сроках. Они также облегчают определение момента перехода права собственности к покупателю при реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг);

     - сроки погашения расходов будущих периодов (дают возможность правильно соотносить доходы и расходы по конкретным видам продукции (работ, услуг), определять точную базу по налогообложению прибыли, получаемую при их реализации, и избегать необоснованного создания резервов);

Информация о работе Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»