Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа

Краткое описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Егорченковой полный.doc

— 938.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, на основании приведенного анализа можно сделать следующие  выводы:

     - бухгалтерский учет в ОАО «СЭЗ»  ведется в соответствии с принятой  учетной политикой;

     - за анализируемый период 2007-2009 гг. ОАО «СЭЗ» по текущей деятельности получало все меньшую прибыль, а в 2009 г. сработало в убыток;

     - наблюдается тенденция роста  себестоимости реализованных услуг;

     - получение прибыли во многом  происходит за счет получения  прочих доходов.

     Таким образом, для эффективной деятельности предприятия необходима более эффективная  и рентабельная реализация услуг, которая  зависит от производительности труда, от себестоимости реализованных  услуг, фондоотдачи. Кроме того, необходима разработка мероприятий по совершенствованию учетной политики предприятия, по созданию системы бюджетирования.

     Учетная политика ОАО «СЭЗ» определяет правила бухгалтерского, хозяйственного ведения учета на предприятии, ее структуру. Выбор методов бухгалтерского и налогового учета в учетной политике нацелен на оптимизацию финансовых результатов деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Недостатки учетной  политики ОАО «СЭЗ» 

     Анализ  учетной политики ОАО «СЭЗ» показал, что учетная политика разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ и охватывает все сферы бухгалтерского учета организации. Однако, на наш взгляд, в условиях экономического кризиса этого недостаточно. По сути своей учетная политика является важным инструментом в разработке мероприятий экономического развития хозяйствующего субъекта.

       Приоритетной целью формирования  учетной политики в период кризиса должно стать повышение эффективности хозяйственной деятельности организации. И здесь мы считаем актуальными два направления – организация внутреннего аудита на предприятии и создание системы комплексного управления затратами. Совершенствование учетной политики по этим направлениям позволит разработать и реализовать эффективную программу антикризисного управления на предприятии.

     Повышение финансовой  и хозяйственной устойчивости, заключается в получении точной и своевременной информации по всем аспектам своей деятельности. В системе бухгалтерского управленческого учета ОАО «СЭЗ» объектами учета затрат являются не только сами затраты, но и места возникновения затрат.  В период кризиса это становится так называемым «узким местом» в системе учета. В таких условиях необходимо совершенствование методов и форм учета затрат для получения точной информации о себестоимости продукта, с которым ОАО «СЭЗ» выходит на рынок. В связи с этим учет затрат по центрам ответственности должен стать необходимым атрибутом деятельности современного предприятия.

     Эффективность управления затратами является одним из ключевых пунктов в экономическом управлении предприятием. Управление затратами в сочетании с контролем цен и объемов продаж позволяет достичь большего эффекта, чем управление ценами и объемами продаж при простом контроле затрат. А в условиях ограниченного спроса или высококонкурентного рынка (чем и была характерна ситуация  в 2008-2009гг., в период разгара экономического кризиса и падения платежеспособного спроса на продукцию) вопрос управления затратами становится жизненно важным. Покажем существующие проблемы на конкретном примере.

     Специалистами предприятия была составлена предварительная  смета затрат на производство двух видов комплектующих для ТСМД-10.01 – обозначим их как детали А  и В (табл. 3.1 и 3.2).

Таблица 3.1 - Предварительный расчет себестоимости изделия А , руб.

Статьи  затрат Затраты на ед. продукции, руб. Структура затрат, %
З2010 З2011 ∆З З2010 З2011 ∆З
Сырье и материалы 93,6 108,4 +14,8 31,7 33,9 +2,2
Зарплата  производственных рабочих 49,5 53,4 +3,9 16,8 16,7 -0,1
Отчисления 7,3 8,1 +0,8 2,5 2,5 -
Расходы на содержание оборудования 63,7 65,6 +1,9 21,6 20,5 -1,1
Общезаводские расходы 74,3 77,2 +2,9 25,2 24,1 -1,1
Прочие  производственные расходы 3,3 3,5 +0,2 1,1 1,1 -
Коммерческие  расходы 3,3 3,8 +0,5 1,1 1,2 +0,1
Полная  себестоимость 295 320 +25 100 100  
Оптовая цена 325 350        

Таблица 3.2 - Предварительный расчет себестоимости изделия В , руб.

Статьи  затрат Затраты на ед. продукции, руб. Структура затрат, %
З2010 З2011 ∆З З2010 З2011 ∆З
Сырье и материалы 36,5 42,4 +5,9 31,7 33,9 +2,2
Зарплата  производственных рабочих 19,3 20,9 +1,6 16,8 16,7 -0,1
Отчисления 2,8 3,1 +0,3 2,4 2,5 +0,1
Расходы на содержание оборудования 24,8 25,6 +0,8 21,7 20,5 -1,2
Общезаводские расходы 29 30,2 +1,2 25,2 24,2 -1
Прочие  производственные расходы 1,3 1,4 +0,1 1,1 1,1 -
Коммерческие  расходы 1,3 1,5 +0,2 1,1 1,2 +0,1
Полная  себестоимость 115 125 +10 100 100  
Оптовая цена 125 135        
 

     В табл. 3.3 приведен укрупненный вариант анализа с расчетом доли затрат.

Таблица 3.3 - Предварительная структура затрат

(на годовую  программу выпуска изделий А  и В)

Виды  затрат Размер  затрат, тыс. руб. Доли  затрат, %
А В А В
Прямые 3397,8 1455,9 50,6 50,6
Накладные 3322,2 1419,1 49,4 49,4
Итого 6720 2875 100 100
 

     Анализ  показал, что общая себестоимость  по этим двум видам изделий составит 9595 тыс. руб., причем себестоимость изделия  А равна 6720 тыс. руб., а себестоимость  изделия В равна 2875 тыс. руб.

     Отметим, что несмотря на различное денежное выражение прямых и накладных  затрат по этим изделиям структурный  состав их полностью идентичен: 50,6% составляют прямые затраты и 49,4% составляют накладные расходы. Но фактически так быть не может, поскольку технологический процесс производства этих изделий разный, задействовано различное количество материальных, машинных и человеческих ресурсов. Однако структура расходов одинакова. Это значит, что накладные расходы на предприятии рассчитываются следующим образом: по нормативам рассчитывается размер прямых затрат, а далее к этой сумме добавляется определенный (причем по разным изделиям одинаковый) процент различных накладных расходов. Этот факт подчеркивает, что себестоимость данных изделий может быть рассчитана неверно (завышена). Процентное отнесение затрат на накладные расходы формализует подход к учету затрат, в то время как существуют методики, позволяющие расчетным образом детализировать состав накладных расходов, тем самым понизив затраты (например, методика АВС). Очевидно, что на предприятии существует острая необходимость создания комплексной системы управления затратами, что является одним из направлений инжиниринга бизнес-процессов.

     На  основании выявленных проблем, на мой  взгляд, при построении системы комплексного управления затратами следует использовать подход, связанный с выделением и последующей интеграции преимуществ существующих методов управления затратами.

     На предприятии был также разработан проект создания системы управления затратами (СУЗ), схема которой представлена  ниже.

 

 

 

 
 

 
 

Рис. 3.1 - Проект системы управления затратами (базовый вариант)

     Проект  базовой СУЗ состоит из трех блоков:

  1. Планирование затрат
  2. Учет затрат
  3. Контроль и анализ фактических затрат

     В планировании затрат выполняются следующие  функции: нормирование материальных затрат и затрат на оплату труда, составление  плановых калькуляций себестоимости, разработка ценовой политики и предварительный  маржинальный анализ. Отметим, что четкое обоснование в этой системе дано только прямым затратам, а накладные расходы определяются путем прибавления определенного процента к сумме прямых затрат, причем эти проценты не имеют четкой расчетной базы.

     Под учетом затрат в СУЗ понимается складской учет материалов, учет затрат на оплату труда и учет прочих (накладных) затрат. Отметим, что данные функции фактически сводятся не к управленческому, а к бухгалтерскому учету затрат.

     Контроль  и анализ фактических затрат в  базовой СУЗ включает в себя сверку (сопоставление) фактических затрат с плановыми, определение расхождений и корректировку перспективных планов затрат.

     В табл. 3.4 приведены характеристики базового проекта СУЗ.  Результаты анализа его характеристик свидетельствуют о том, что работа этой системы будет организована недостаточно рационально и недостаточно эффективно. Среднеарифметический процент автоматизации работ в управлении затратами составляет всего 38%, программное обеспечение («1С:Предприятие») используется недостаточно – чаще всего используются не специальные возможности этих программ, а только унифицированные формы первичной документации и сводных таблиц учета.

Информация о работе Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»