Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа

Краткое описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Егорченковой полный.doc

— 938.00 Кб (Скачать)

     Общая трудоемкость работ в базовом проекте СУЗ составляет 16564 нормо-час.  
 
 
 
 
 

Таблица  3.4 - Характеристики базового проекта  СУЗ

Функция Исполнители Автоматизация работ (А), применение специального программного обеспечения (ПО) Трудоемкость  работ годовая, нормо-час.
Блок 1. Планирование затрат
Нормирование   материальных затрат Специалист  по МТО А= 25%

ПО не используется

2158
Нормирование  затрат на оплату труда Бухгалтер А= 34%

ПО не используется

1225
Составление плановых калькуляций себестоимости Специалист  по планированию А= 45%

ПО не используется

1691
Разработка  ценовой политики и предварительный маржинальный анализ Специалист  по планированию и специалист по маркетингу А= 35%

ПО не используется

1108
Блок 2. Учет затрат
Складской учет материальных затрат Специалист  по МТО, складское хозяйство, бухгалтерия А= 30%

ПО  - «1С»

5366
Учет  затрат на оплату труда Бухгалтерия А= 35%

ПО - «1С»

1808
Учет  прочих видов затрат Бухгалтерия А= 50%

ПО - «1С»

2216
Блок 3. Контроль и анализ фактических  затрат
Контроль  и анализ фактических затрат Бухгалтерия, специалист по планированию А= 50%

ПО - «1С»

992
ИТОГО: 16564
 

     Нормативный фонд рабочего времени на 1 специалиста  определяется по формуле:                          

     ФРВ = К×(20 смен×8 час.×12 мес.)

где К  – коэффициент учета праздничных  и предпраздничных дней, 0,9115.

ФРВ = 0,9115× (20×8×12) = 1750 чел./час.

     Следовательно, при трудоемкости 16564 нормо-час. работу СУЗ должны обеспечивать 10 специалистов:

     ЧСПЕЦ = 16564 : 1750 = 9,5 ≈ 10 чел.

     У предприятия есть возможность использовать четырех человек из имеющегося персонала  для выполнения работ в СУЗ, а 6 человек необходимо принимать на работу.

     Однако в период кризиса нерациональным будет решение об увеличении количества управленческого персонала на 6 человек. На мой взгляд, более эффективным будет применение автоматизации системы управления затратами, чтобы снизить трудоемкость работ.

     Можно отметить следующие недостатки базового проекта СУЗ:

  • Неэффективный контроль за   формированием накладных расходов.
  • Проблемы в сфере ценообразования вследствие ошибок, связанных с распределением накладных расходов.
  • Наличие избыточных и недостаточных расходов (продукты поглощают накладные расходы, которые должны быть отнесены на другие продукты).
  • Проблемы с сокращением затрат из-за отсутствия анализа природы накладных расходов,  который определяет факторы, влияющие на динамику данных затрат.
  • Постоянные накладные расходы изучаются слабо, в результате чего могут быть рассчитаны неверно.
  • Необоснованные базы распределения носителей затрат

     Весь  проведенный анализ показывает, что  при проектировании системы управления затратами необходим другой подход, например, автоматизированная система управления затратами на основе АВС-метода.

     Таким образом, предлагается совершенствовать учетную политику ОАО «СЭЗ» в  двух направлениях: создать систему  внутреннего аудита и разработать современную систему учета затрат на основе АВС-метода. 
 
 

3.2 Рекомендации по  совершенствованию  учетной политики  ОАО «СЭЗ» 

     Охарактеризуем  предложенные рекомендации по созданию службы внутреннего аудита в ОАО  «СЭЗ».

     Служба  внутреннего аудита создается с целью обеспечения эффективной деятельности аппарата управления по защите законных имущественных интересов организации.

     Основными задачами службы могут быть:

  • представление руководству обоснованных заключений:
  • о состоянии хозяйственно-производственной и финансовой деятельности и программ развития видов деятельности организации;
  • о соответствии системы организованных регламентов действующим нормативным актам и уставу организации;
  • о достаточности и соответствии правовым актам и уставу системы экономических регламентов и регуляторов;
  • по устранению выявленных недостатков и реализации системы защиты имущественных интересов организации;
  • консультации учредителей, специалистов, работников аппарата управления по исполнению хозяйственных операций, разработке внутрихозяйственных регламентов.

     В практической работе аудиторская служба должна руководствоваться законами Российской Федерации, постановлениями  Правительства РФ, положениями, инструкциями Минфина, Государственной налоговой  инспекции, Государственного комитета по статистике, справочниками, учредительными документами организации, учетной политикой предприятия, приказами и распоряжениями руководителя организации.

     Директор  организации должен создать необходимые  условия для работы аудиторской  службы; выделить помещение, специалистов и т.п. Аудиторская служба не должна вмешиваться в оперативную, распорядительную и производственную деятельность должностных лиц организации.

     Службы  внутреннего аудита могут выполнять  следующие функции:

  • экспертиза хозяйственно - финансовой деятельности организации;
  • проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;
  • проверка наличия, состояния и сохранности имущества;
  • проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и уставу;
  • проверка достаточности и соответствия правовым актам и уставу системы экономических регламентов и регуляторов.

     Службы  внутреннего аудита должна иметь  следующие права:

  1. Проверять бухгалтерские регистры и первичные документы, наличие денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, проверять сметы, планы и другие документы финансово-хозяйственной деятельности.
  2. Знакомиться с приказами, распоряжениями собрания учредителей, акционеров, правления и должностных лиц, заключаемыми договорами с другими организациями и другими документами хозяйственной деятельности.
  3. Обследовать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и другие производственные, хозяйственные и служебные помещения, места хранения продукции, оборудования.
  4. Проверять наличие, состояние и сохранность имущества, товарно-материальных ценностей у материально- ответственных лиц.

     Служба  внутреннего аудита должна нести  ответственность за:

  • обоснованность и своевременность предоставления заключений о состоянии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствии учредительных документов, внутрихозяйственных регламентов действующему законодательству и правовому статусу организации, о достигнутом уровне и факторах эффективности производственно - хозяйственной деятельности;
  • обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности должностных лиц, программ развития, распределению прибыли, фондов и др.;
  • правильность консультаций, оказанных учредителями, руководителями подразделений, специалистами и работниками аппарата управления по организации учета и контроля, методам анализа хозяйственной и финансовой деятельности и другим вопросам.

     Охарактеризуем  предлагаемые рекомендации по изменению  учетной политики в сфере управления затратами.

     Чтобы управлять компанией эффективно, необходимо помнить, что традиционные методы управления уже давно не обеспечивают способность принимать стратегически  верные решения. В сегодняшней динамичной среде необходимы инновационные  подходы, способные обеспечить успех в долгосрочной перспективе. Одним из таких подходов является процессно-ориентированное управление (Activity-based Management (АВМ)).

     Процессно-ориентированное  управление - подход достаточно сложный, но в то же время интересный и  перспективный. Развился он из финансового инструмента - процессно-ориентированного учета затрат (Аctivity-based Сosting (АВС)), который многие руководители называют идеальным управленческим инструментом, поскольку он позволяет не только снижать затраты, устраняя не приносящие добавочной стоимости работы, а соответственно повышать прибыльность бизнеса, но и принимать стратегически верные решения, ориентируясь на потребности клиента и игнорируя иерархические противостояния [25].

     Блок  АВС непосредственно связан с блоком учета и играет ключевую роль в формировании информационных потоков системы комплексного управления затратами [3].

     АВС – это система, выходящая за рамки  калькулирования и учетных технологий. Она обеспечивает накопление и систематизацию информации о различных финансовых показателях (затратах, доходах и пр.), вовлеченных в деятельность предприятия, в разрезе основных бизнес-процессов и операций.

     Существующие  традиционные системы учета затрат имеют ряд недостатков:

     1) не отвечают потребностям сегодняшней производственной и конкурентной среды;

     2) приводят к искажению информации, необходимой для принятия управленческих решений;

     3) следуют и во многом определяются требованиями финансового учета;

     4) сосредоточиваются почти целиком на внутренних операциях и сравнительно мало внимания уделяют внешнему окружению, в котором функционирует предприятие [26].

     Эти недостатки подтверждены данными таблицы  3.5 [3].

Таблица 3.5 - Сравнение традиционных систем учета с системой АВС

Признак Традиционные  системы учета полных затрат Традиционные  системы учета затрат на базе сокращенной  себестоимости Метод учета  затрат по видам деятельности (АВС)
1. Контроль и управле-ние затра-тами Контролируется  распределе-ние накладных расходов. Неэффективный контроль за  их формированием. Контролируются  переменные нак-ладные расходы. Постоянные накладные расходы контролируются не в полной мере. Жестко контролируются валовые накладные расходы.
2. Ценооб-разование На основе полной себестои-мости продукции. Проблемы в сфере ценообразования вследствие ошибок, связан-ных с распределением наклад-ных расходов. Используются  методы, базиру-ющиеся на расчете переменных затрат и маржинальной прибыли. На основе себестоимости  продукции, полученной путем точного  распределения накладных расходов.
3. Контроль избыточных и недоста-точных  расходов Наличие избыточных и недос-таточных расходов (продукты поглощают накладные расхо-ды, которые  должны быть от-несены на другие продукты). Наличие избыточных и недоста-точных расходов применительно  к производственным накладным расходам.  Показываются  реальные зат-раты, относимые на  продукты.
4. Докумен-тационное обеспечение Ведомости и  учетные регистры. 
 
 
 
Система управленческих производственных отчетов.
Продолжение табл. 3.5
5.Пути  сок-ращения затрат Проблемы с сокращением затрат из-за отсутствия анализа природы накладных расходов,  который опреде-ляет факторы, влияющие на динамику данных затрат.  Через определение  непокрытых накладных расходов (много-ступенчатая  форма покрытия). Через анализ  накладных расходов, основанный на такой группировке затрат, как переменные – постоянные (сокращается объем производства – сокращаются переменные накладные расходы). Сокращение  накладных рас-ходов через снижение числа носителей затрат. Опреде-ляются непокрытые маржи-нальной прибылью наклад-ные расходы на уровнях: единица, партия, группа продукции, предприятие в целом.
6. Постоян-ные наклад-ные расходы Не выделяются. Изучаются слабо, в результате чего могут быть рассчитаны неверно. Исследование  природы накладных расходов с делением их на краткосрочные переменные, долгосрочные переменные и постоянные накладные расходы.
7. Состав прямых затрат Прямые затраты  на материалы.

Прямые затраты  на оплату труда.

Прямые затраты  на материалы.

Прямые затраты  на оплату труда.

Прямые постоянные накладные расходы.

Прямые затраты  на материалы.

Прямые затраты  на оплату труда.

Прямые накладные  расходы (прямо списываются на продукты через систему носителей затрат).

8. Носители затрат Необоснованные  базы распределения Необоснованные  и обоснованные носители затрат применительно к переменным накладным расходам. Превалируют обоснованные носители затрат.

Информация о работе Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»