Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………
Для удобства работы можно оформить большинство организационно-технических и иных решений, необходимых внутренним пользователям (например, систему и План счетов бухгалтерского учета, порядок организации учетной работы в организации, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов), в виде отдельных приложений к приказу об учетной политике.
Это
позволит разбить учетную политику
на несколько самостоятельных
Способы ведения учета избранные предприятием, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного способа.
Создаваемые предприятия должны оформлять свою учетную политику по возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия при не укомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.
Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.
На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной политики. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ.
Обычно выбранная предприятием и оформленная приказом руководителя учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. У предприятия должны быть веские причины, чтобы изменить тот или иной элемент учетной политики.
Например,
организация предполагает в новом
финансовом году заняться еще одним
видом деятельности - посреднической
деятельностью. При этом возникает
необходимость в изменении
Изменения в учетной политике должны быть обоснованны, оформлены приказом руководителя и оценены в стоимостном выражении. Оценка последствий изменений в учетной политике производится на основании выверенных предприятием данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.
Например, организация приняла решение о переходе к применению ускоренного метода начисления амортизации основных средств. Тогда в пояснениях к приказу об изменении учетной политики следует указать причины перехода к новому методу начисления амортизационных отчислений:
«Планируется провести перевооружение технологического оборудования. Применение ускоренного метода амортизации позволит в более сжатые сроки произвести замену быстроустаревающего оборудования. Приводится расчет изменения себестоимости продукции (работ, услуг), оценивается изменение величины предполагаемой прибыли».
В ПБУ 1/08 пункт 15 сказано, что существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
В пункте 22 ПБУ 1/08 указывается, что изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Информация о них должна, как минимум, включать:
- причину изменения учетной политики;
- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Таким образом, еще до наступления следующего за отчетным года на предприятии следует провести следующие мероприятия:
- издать приказ, в котором перечислить изменения учетной политики, их причины и дать стоимостную оценку этих изменений;
-
все изменения отразить в пояснительной
записке при составлении годового отчета.
Наиболее
актуальными в настоящее время,
в период становления и
Учетная
политика организации является одним
из основных документов, позволяющих
налогоплательщику уменьшить
При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:
- сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;
- создать оптимальную систему налогового учета;
-
предусмотреть определенные
- создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.
Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо также учитывать специфику деятельности организации.
Есть еще один положительный аргумент в пользу разработки учетной политики: не секрет, что в силу различных обстоятельств бухгалтер, работающий в организации, не всегда в состоянии своевременно изучать нормативные документы и использовать их в своей деятельности. Так вот, именно разработка учетной политики будет способствовать изучению новых направлений и изменений в законодательстве РФ с целью их правильного использования.
Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета применяется с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Итак, понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления. Совершенно непринципиальным вопросом является разработка двух учетных политик, каждая из которых несет в себе отдельные направления, - бухгалтерского учета и налогообложения, или совмещение двух этих направлений в одной учетной политике. Каждая организация выбирает для себя свой приемлемый метод.
Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету.
Грамотно составленная учетная политика позволит упростить ведение учета и оптимизировать налоговые платежи. Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве несут изменения в учетной политики организации, значит, некоторые правила ведения бухгалтерского учета приходится пересматривать.
Иногда способ ведения учета отдельных хозяйственных операций не указывается в нормативных актах по бухгалтерскому учету. Например, порядок формирования групп однородных объектов основных средств для целей их переоценки в законодательстве не предусмотрен. В этом случае организация вправе самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике методику учета, соблюдая при этом действующее законодательство по бухгалтерскому учету, прежде всего нормы и положения соответствующих бухгалтерских стандартов. [13].
А что делать, если применение правил, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учету, не позволяет достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации? В такой ситуации данные правила можно не применять, но об этом следует обязательно проинформировать пользователей бухгалтерской отчетности в пояснительной записке к ней. Кроме того, необходимо раскрыть и обосновать факты подобных отступлений в учетной политике организации. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. [13].
От принятой учетной политики для целей бухгалтерского учета будет зависеть очень важный для акционеров, инвесторов и кредиторов показатель - размер чистой прибыли организации, а также величина налоговых платежей в бюджет. В частности, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется по данным бухгалтерского учета.
Организация может начать вести новый вид деятельности, либо в ее бухгалтерском учете возникнут ранее не встречавшиеся операции. Появление новых операций нередко связано с открытием филиала или с приобретением новых объектов учета (основных средств или нематериальных активов). Например, ранее у фирмы никогда не было в собственности нематериальных активов, и порядок их бухгалтерского учета в учетной политике не указывался.