Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа

Краткое описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Егорченковой полный.doc

— 938.00 Кб (Скачать)

      Для удобства работы можно оформить большинство организационно-технических и иных решений, необходимых внутренним пользователям (например, систему и План счетов бухгалтерского учета, порядок организации учетной работы в организации, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов), в виде отдельных приложений к приказу об учетной политике.

      Это позволит разбить учетную политику на несколько самостоятельных документов (приложений к приказу), перечень и  содержание которых можно изменять и дополнять по мере необходимости.

      Способы ведения учета избранные предприятием, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного способа.

      Создаваемые предприятия должны оформлять свою учетную политику по возможности  в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия при не укомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

      Особое  внимание должно быть обращено на процедуру  формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты  не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений  и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

      На  протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной  политики. При необходимости можно  внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ.

     Обычно  выбранная предприятием и оформленная  приказом руководителя учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. У предприятия должны быть веские причины, чтобы изменить тот или  иной элемент учетной политики.

     Например, организация предполагает в новом  финансовом году заняться еще одним  видом деятельности - посреднической деятельностью. При этом возникает  необходимость в изменении учетной  политики в части распределения  общехозяйственных расходов. В новом финансовом году в соответствии с требованиями законодательства по налогообложению прибыли они должны распределяться пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг). Что связано с разными ставками налога на прибыль полученной от разных видов деятельности. Поэтому в приказе об изменении учетной политики должен быть отражен новый принцип распределения общехозяйственных расходов.

     Изменения в учетной политике должны быть обоснованны, оформлены приказом руководителя и  оценены в стоимостном выражении. Оценка последствий изменений в учетной политике производится на основании выверенных предприятием данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.

     Например, организация приняла решение  о переходе к применению ускоренного метода начисления амортизации основных средств. Тогда в пояснениях к приказу об изменении учетной политики следует указать причины перехода к новому методу начисления амортизационных отчислений:

     «Планируется провести перевооружение технологического оборудования. Применение ускоренного метода амортизации позволит в более сжатые сроки произвести замену быстроустаревающего оборудования. Приводится расчет изменения себестоимости продукции (работ, услуг), оценивается изменение величины предполагаемой прибыли».

     В ПБУ 1/08 пункт 15 сказано, что существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.

     Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

     В пункте 22 ПБУ 1/08 указывается, что изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

     Информация  о них должна, как минимум, включать:

     - причину изменения учетной политики;

     - оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

     - указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

     Таким образом, еще до наступления следующего за отчетным года на предприятии следует  провести следующие мероприятия:

     - издать приказ, в котором перечислить  изменения учетной политики, их  причины и дать стоимостную  оценку этих изменений;

     - все изменения отразить в пояснительной записке при составлении годового отчета. 
 
 
 
 
 

     1.3 Учетная политика организаций как инструмент оптимизации

 

     Наиболее  актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные  с легализацией и одновременной  оптимизацией налогообложения предприятий  и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Налогоплательщикам предоставлены широкие возможности в решении вопросов минимизации налогового бремени, поэтому главной задачей остается изучение законодательства РФ и выбор направлений и методов оптимальных для конкретной организации и ее специфики деятельности.

     Учетная политика организации является одним  из основных документов, позволяющих  налогоплательщику уменьшить налоговое  бремя. Учетная политика - это определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые предприятием для формирования бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. Не секрет, что все большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тем более что этому способствует и реформа в налоговой политике, проводимая государством. Итак, теперь для того, чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов, следует не уводить денежные поступления из-под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения и с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

     При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

     - сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

     - создать оптимальную систему налогового учета;

     - предусмотреть определенные направления  минимизации налогов, не противоречащие  действующему законодательству РФ;

     -  создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

     Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные  задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо также учитывать специфику деятельности организации.

     Есть  еще один положительный аргумент в пользу разработки учетной политики: не секрет, что в силу различных  обстоятельств бухгалтер, работающий в организации, не всегда в состоянии  своевременно изучать нормативные  документы и использовать их в своей деятельности. Так вот, именно разработка учетной политики будет способствовать изучению новых направлений и изменений в законодательстве РФ с целью их правильного использования.

     Решение о внесении изменений в учетную  политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета применяется с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

     В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

     Итак, понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления. Совершенно непринципиальным вопросом является разработка двух учетных политик, каждая из которых несет в себе отдельные направления, - бухгалтерского учета и налогообложения, или совмещение двух этих направлений в одной учетной политике. Каждая организация выбирает для себя свой приемлемый метод.

     Разработка  учетной политики начинается с тщательного  изучения нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету.

     Грамотно  составленная учетная политика позволит упростить  ведение учета и  оптимизировать налоговые платежи.  Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве несут изменения в учетной политики организации, значит, некоторые правила ведения бухгалтерского учета приходится пересматривать.

     Иногда  способ ведения учета отдельных  хозяйственных операций не указывается в нормативных актах по бухгалтерскому учету. Например, порядок формирования групп однородных объектов основных средств для целей их переоценки в законодательстве не предусмотрен. В этом случае организация вправе самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике методику учета, соблюдая при этом действующее законодательство по бухгалтерскому учету, прежде всего нормы и положения соответствующих бухгалтерских стандартов. [13].

     А что делать, если применение правил, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учету, не позволяет достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации? В такой ситуации данные правила можно не применять, но об этом следует обязательно проинформировать пользователей бухгалтерской отчетности в пояснительной записке к ней. Кроме того, необходимо раскрыть и обосновать факты подобных отступлений в учетной политике организации. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. [13].

     От принятой учетной политики для целей бухгалтерского учета будет зависеть очень важный для акционеров, инвесторов и кредиторов показатель - размер чистой прибыли организации, а также величина налоговых платежей в бюджет. В частности, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется по данным бухгалтерского учета.

     Организация может начать вести новый вид  деятельности, либо в ее бухгалтерском учете возникнут ранее не встречавшиеся операции. Появление новых операций нередко связано с открытием филиала или с приобретением новых объектов учета (основных средств или нематериальных активов). Например, ранее у фирмы никогда не было в собственности нематериальных активов, и порядок их бухгалтерского учета в учетной политике не указывался.

Информация о работе Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»