Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, дипломная работа

Краткое описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых бы обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики предприятия……………..7
1.1.Сущность и значение учетной политики предприятия……………………..7
1.2.Структура и содержание приказа об учетной политике предприятия…...16
1.3. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации…………..27
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»…………………………………………..36
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...36
2.2.Структура бухгалтерии и учетная политика предприятия………………..38
2.3.Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности..........................................................................................................49
Глава 3 Практические аспекты совершенствования учетной политики предприятия…………………………………………………………………….60
3.1.Недостатки учетной политики ОАО «СЭЗ»……………………………..60
3.2.Рекомендации по совершенствованию учетной политики ОАО «СЭЗ»…………………………………………………………………………….67
Заключение……...……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Егорченковой полный.doc

— 938.00 Кб (Скачать)

     - способы ведения бухгалтерского учета (переоценка объектов основных средств, начисление амортизации основных средств, начисление амортизации нематериальных активов,  способы списания материально-производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции). Оценка товаров (для организаций и подразделений розничной торговли). Оценка незавершенного производства, порядок учета общехозяйственных расходов, порядок учета финансовых результатов при выполнении долгосрочных договоров, перечень создаваемых резервов предстоящих расходов и платежей и т. п.);

     - способы ведения бухгалтерского учета для целей налогообложения (организация учета для целей налогообложения, учет выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, методика корректировки себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) организациями, учитывающими выручку для целей налогообложения «по оплате» и т. п.).

     Согласно  пункту 2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться:

     - бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением;

     - бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и состоящим в штате организации;

     - специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом на договорных началах;

    - руководителем лично.

      К учетной политике могут прилагаться положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

      Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников бухгалтерии обычно включают в себя следующие разделы:

      - общие положения;

      - функции;

      - права и обязанности; ответственность;

      - взаимоотношения (служебные связи);

      - организация работы.

      При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений) следует иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации, так как это нарушает пункт 10 ПБУ 1/08.

      Организация должна встать на учет в налоговой  инспекции по месту своего нахождения и по местонахождению каждого  своего филиала (как выделенного  на отдельный баланс, так и невыделенного), где ей присваивается КПП код  причины постановки на учет в налоговом органе. С 1 января 2000 г. у организаций не будет приниматься отчетность, в которой не указан КПП. Об этом сообщило МНС России в своем письме от 6 сентября 1999 г. N АП-6-12/703.

      Кроме того, необходимо определить уровень централизации учетных работ: при централизованной форме весь учет ведется центральной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения.

      Если  организация производит распределение  расходов между головной организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок документального подтверждения такого перераспределения.

      В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также с пунктом 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, каждая организация на основе утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета должна разработать собственный рабочий план. В нем следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. При этом дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Минфином России.

      В соответствии с пунктами 8 и 19 Положения по ведению бухгалтерского учета организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то есть определяет совокупность учетных регистров, которые будут использоваться для отражения хозяйственных операций.

      Как известно, основанием для отражения  хозяйственных операций в бухгалтерском  учете являются первичные учетные  документы.

      Если  для оформления какой-либо хозяйственной  операции типовые (унифицированные) формы  первичных документов не утверждены, то организация может утвердить их самостоятельно. При этом такие формы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, составившей этот документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; перечень должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

      В зависимости от характера операции в первичные документы могут быть включены и дополнительные реквизиты.

      Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных  документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером. Данный порядок установлен пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также пунктом 14 Положения по ведению бухгалтерского учета.

      Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что организация должна утвердить правила документооборота.

      Документооборот в организации регламентируется графиком. Он составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

      Организация должна разработать номенклатуру материально-производственных запасов в разрезе их наименований или однородных групп (видов).

      При формировании учетной политики организация  также утверждает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Это требование предусмотрено в  пункте 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и пунктами 8 и 26 Положения по ведению бухгалтерского учета.

      Кроме этого, утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и  обязательств. Например, инвентаризация товаров в торговой организации может проводиться ежемесячно, а инвентаризация основных средств раз в год.

      Для целей бухгалтерского учета амортизация  основных средств может начисляться  следующими способами:

     - линейным;

     - способом уменьшаемого остатка;

     - способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

     - способом списания стоимости пропорционально объему реализованной продукции (работ).

      При этом организация может предусмотреть  в учетной политике сразу несколько  способов начисления амортизации основных средств. Однако при этом по одной и той же группе объектов может использоваться только один способ амортизации.

      Малые предприятия могут применять  ускоренную амортизацию. В этом случае действующие нормы амортизации  увеличиваются в два раза, а  также производится дополнительное списание до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств в первый год их эксплуатации.

      Амортизация нематериальных активов начисляется  одним из двух способов:

     - линейным;

     - способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг).

      На  предприятиях, осуществляющих массовый или серийный выпуск продукции, случаются  ситуации, когда производство этой продукции (или ее части) остается незавершенным. В соответствии с пунктом 64 Положения  по ведению бухгалтерского учета незавершенное производство может отражаться по:

     - фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

     - прямым статьям затрат;

     - стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

      Если  организация не ведет отдельный  учет незавершенного производства, а списывает все произведенные расходы на себестоимость реализованной продукции, это приводит к искажению финансовых результатов деятельности.

      Также организация может создавать  резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за реализованную продукцию (п. 15 Положения о составе затрат), а также резерв под обесценение вложений в ценные бумаги (п. 45 Положения по ведению бухгалтерского учета).

      Помимо  выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ организации об учетной политике может также устанавливать способы ведения учета для целей налогообложения.

      Следует отметить, что в условиях разделения бухгалтерского и налогового учета  многие специалисты не рекомендуют  включать в приказ об учетной политике положения, касающиеся начисления и уплаты налогов (например, способ определения выручки от реализации «по отгрузке» или «по оплате»). Такое мнение объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/08 учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

      По  моему мнению, бухгалтерский и  налоговый учет тесно связаны, поэтому  вполне оправданно объединить выбранные  организацией способы ведения как  бухгалтерского, так и налогового учета в едином документе в  приказе об учетной политике.

      Основными элементами налоговой политики организации  является выбор:

     - метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения;

     - методики корректировки себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) организациями, учитывающими выручку для целей налогообложения «по оплате».

      Учет  выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения

      В соответствии с пунктом 13 Положения  о составе затрат организация  может определять выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения:

     - по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу («по оплате»);

     - по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов («по отгрузке»).

      Выручка в целях исчисления НДС, согласно главы 21 НК РФ от 5.08. 2000 г. №117-ФЗ «Налог на добавленную стоимость», также может определяться либо «по оплате», либо «по отгрузке».

      В отношении других налогов, базой  расчета которых является выручка  от реализации продукции (работ, услуг), специальные нормы в законодательстве не содержатся. Но на практике выбранный организацией метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется и при исчислении других налогов с выручки (например, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы). Исключением является лишь налог с продаж, который исчисляется только после поступления оплаты.

      Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), который выбрала  организация, распространяется также на реализацию основных средств и прочего имущества.

      Метод определения выручки в целях  налогообложения («по оплате» или «по отгрузке») определяет также порядок формирования себестоимости реализованной продукции.

      Как известно, затраты организации отражаются в бухгалтерском учете по методу их начисления. Поэтому если организация определяет выручку «по оплате», то она должна произвести корректировку затрат, которые относятся к отгруженной, но еще не оплаченной продукции.

      Такая корректировка не вызывает затруднений у организаций, ведущих по объектный (позаказный) учет себестоимости. При учете затрат котловым способом организация должна определить методику корректировки себестоимости продукции (работ, услуг).

Информация о работе Учетная политика предприятия на примере ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод»