Учетная политика и ее аудит на предприятии ООО «ЖКХ УАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:59, дипломная работа

Краткое описание

Каждая организация должна сформировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и руководствоваться ею в дальнейшей работе. Такое требование закреплено в п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2].
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы формирования учетной политики, является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»[4].

Оглавление

Введение…………..………………………………………………………..
3
Глава 1 Учетная политика - главный инструмент организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии …………………...

6
1.1
Понятие и составные части учетной политики………......................
6
1.2
Роль и значение формирования учетной политики на современном этапе………………………………...………………...

15
Глава 2 Организация учетной политики предприятия …………………
23
2.1
Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета) на предприятии…………………………

23
2.2
Основные положения, отражаемые в учетной политике предприятия по налогообложению…………………………………

40
2.3
Раскрытие учетной политики предприятия…………………………
51
2.4
Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику………...
54
Глава 3 Аудит и оценка эффективности учетной политики…………….
57
3.1
Цель проведения аудита……………………………………………...
57
3.2
Методология проведения аудита…………………………………….
59
3.3
Порядок проведения аудита бухгалтерских данных и отчетности

69
на предмет соответствия учетной политики……………………………..
Заключение…………………………………………………………………
74
Список использованных источников…………………………………….
77
Приложения………………………………………………………………...
80

Файлы: 1 файл

Диплом Учетная политика и ее аудит на предприятии.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

 

3.2 Методология  проведения аудита

 

В качестве источников информации при проведении аудита учетной  политики

организации используют:

- учредительные документы аудируемой организации, содержащие сведения об аудируемой организации (осуществляемые виды деятельности, руководитель организации и т.д.);

- приказ об утверждении положения об учетной политике организации;

- приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации (если есть) - график документооборота, рабочий план счетов, образцы форм первичных документов, самостоятельно разработанных организацией, список (перечень) должностей лиц, имеющих право подписи первичных документов, список (перечень) должностей лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет, другие приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации;

- информацию о применяемых аудируемой организацией способах ведения бухгалтерского учета, подготовленную участниками аудиторской группы (проводящей аудит данного предприятия);

- другие источники в зависимости от специфики аудируемой организации.

Для аудиторских организаций, участвующих в конкурсах на проведение ежегодного обязательного аудита предприятий, имеющих долю государственной собственности, важной задачей является необходимость подготовки аудиторских рекомендаций по итогам аудита таких предприятий. Об этом говорится в п. 10 Правил проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Цель аудиторских рекомендаций по результатам аудита системы бухгалтерского учета - приведение в соответствие в  будущем и (или) в процессе проведения аудиторской проверки системы организации бухгалтерского учета проверяемого субъекта требованиям законодательства. Порядок подготовки аудиторских рекомендаций целесообразно включить в положения внутрифирменного стандарта. Аудиторские рекомендации должны, прежде всего, отвечать условиям "конкретности, адресности", т.е. быть адресованы непосредственно проверяемому субъекту.

На этапе планирования аудита аудитор определяет наличие  и состав распорядительных документов по учетной политике проверяемого экономического субъекта.

Опыт аудиторских проверок показывает, что в отдельных организациях не утверждается приказ (распоряжение) руководителя об учетной политике. Тем самым нарушается положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9.12.98 г. № 60н [4], согласно п. 3 которого формирование учетной политики является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовых форм, а раскрытие учетной политики обязательно для всех организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность.

Отсутствие утвержденной руководителем учетной политики (основного внутреннего нормативного документа по бухгалтерскому учету) дает основание аудитору на начальном  этапе проверки сделать вывод  о недостаточном внимании руководства  аудируемого предприятия к организации внутреннего контроля.

Помимо приказа (распоряжения) об учетной политике аудитору необходимо проверить наличие других внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский  учет, которые также являются частью учетной политики организации, в частности:

- рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

- утвержденных форм первичных документов для учета операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также форм внутренней бухгалтерской (управленческой) отчетности;

- положения о бухгалтерской службе организации;

- должностных инструкций работников бухгалтерии;

- плана (графика) документооборота.

В процессе планирования аудита целесообразно провести предварительный

анализ содержания утвержденных документов с целью оценить полноту отражения

в них всех существенных элементов учетной политики. Такой  анализ следует производить с  учетом информации о специфике деятельности организации, полученной на этапе предварительного ознакомления с деятельностью проверяемого экономического субъекта.

Как показывает практика, в документах по учетной политике организаций, предоставляющих имущество  за плату по договорам аренды, как  правило, не содержится информации о  том, признается ли аренда предметом  деятельности организации или отражается как прочие доходы и расходы. Если аудитор обнаружил, что отдельные существенные элементы учетной политики не зафиксированы документально, то он может изменить свое мнение о достоверности информации, предоставляемой заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организация должна раскрывать все способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями [4].

На данном этапе аудитор  также делает выводы о допустимости избранных вариантов с точки зрения нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Для проведения предварительного анализа учетной политики представляется целесообразным использовать форму  рабочего документа, позволяющего фиксировать  содержание документов по учетной политике проверяемого экономического субъекта и их соответствие действующим нормативным актам.

Рабочий документ аудитора позволяет зафиксировать: полноту раскрытия в документации по учетной политике всех избранных вариантов организации и ведения бухгалтерского учета; выявленные элементы учетной политики, не соответствующие действующим нормативным документам; варианты учета, применение которых в существующих условиях не является целесообразным.

В таблице 4 приведен фрагмент рабочего документа в части вариантов бухгалтерского учета, влияющих на формирование учетной стоимости передаваемых в аренду основных средств.

 

Таблица 4 - Форма рабочего документа для предварительного анализа полноты и содержания учетной политики

Учас-ток учета

Элемент учетной политики

Отраже-ние в учетной  полити-ке (+/-)

Допусти-мый вариант

Избран-ный вариант

Коммен-тарий

Основа-ние (норма-тивный документ)

1

2

3

4

5

6

7

             

В рабочем документе  предварительного анализа учетной  политики целесообразно выделить разделы  по методическим аспектам учетной политики, организационно-техническим аспектам, а также по учетной политике для целей налогообложения. При этом аудитору следует учитывать, что, как правило, не находят отражение в документах по учетной политике вопросы техники и организации учета, в частности, должностные инструкции бухгалтерских работников, положение о документообороте, положение о службе внутреннего контроля, порядок проведения инвентаризации и другое. Выявленные пробелы в отражении этих вопросов свидетельствуют о необходимости более тщательного анализа системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью обнаружения областей с наибольшим риском.

Изучение систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля производится как при планировании аудита, так и непосредственно в ходе проведения аудиторской проверки. Полезно использовать специально разработанные формы анкет, с помощью которых будет проводиться устный опрос персонала проверяемой организации. Такие анкеты должны включать вопросы, касающиеся учетной политики организации.

Форма анкеты для анализа учетной политики в ходе оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля представлена в Таблице 5, заполненная на основании аудита учетной политики предприятия ООО «ЖКХ УАЗ».

Таблица 5 - Анкета для опроса персонала аудируемой организации при проверке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (в части учетной политики)

Вопрос

Ответ

Примеча-ние

1

2

3

Система бухгалтерского учета

Какова организационная  структура бухгалтерии 

Бухгалтерия централизована

 

Какова структура  подчи-ненности работников бухгалтерии

1. Главный бухгалтер

2. Заместитель главного  бухгалтера

3. Бухгалтер-расчетчик, бухгалтер мате-риального стола, кассир.

 

Как распределены обязан-ности и полномочия между учетными работниками

Бухгалтер материального  стола ведет учет материалов;

бухгалтер-расчетчик ведет учет заработной платы и отчислений, кассовых операций, движение по расчетному счету, расчетов по подотчетным суммам; заместитель главного бухгалтера формирует себестоимость, выявляет финансовый результат, ведет учет расчетов с дебиторами и кредиторами и т.д.;

главный бухгалтер ведет налоговый учет и учет разниц в соответствии с ПБУ 18/02, а также учет расчетов с бюджетом.

 
     

Продолжение таблицы 5

Вопрос

Ответ

Примеча-ние

1

2

3

Утверждены  ли должностные инструкции  работников бухгалтерии

Да

 

Утверждены  ли формы первичных учетных документов, отличные от унифицированных форм        

Нет

 

Как организован  документооборот, утвержден  ли график документооборота                      

График документооборота не утвержден, сам документооборот  организован плохо.

 

Соответствует ли график документооборота должностным  инструкциям учетных работников       

-

 

Какая форма бухгалтер-ского  учета, каким обра-зом используется  вы чис-лительная техника при составление отчетности

Учет ведется автоматизированным способом в программах «1С Бухгалтерия 7.7» и «1С Зарплата»

 

Составляется   ли  внутрен-няя  отчетность  для представления информа-ции пользователям

Существует управленческая отчет-ность, предоставляется генеральному директору и ОАО «УАЗ» (единственный участник).

 
 

Продолжение таблицы 5

Вопрос

Ответ

Примеча-ние

1

2

3

Утверждены  ли формы внутрихозяйственной отчетности

В нее включены форма Баланса, Бюджета доходов и расходов, Бюджета движения денежных средств (прямой и косвенный метод), Расшифровка статей затрат, Расшифровка налогов начисленных и уплаченных, Расшифровка ФОТ, Анализ текучести кадров, Расшифровка кредиторской задолженности, Расшифровка дебиторской задолженности и т.д.

 

Как организована  взаимосвязь  бухгалтерского управленческого  и налогового учета

Управленческий  учет формируется на основании данных бухгалтерского учета. Увязка бухгалтерского и налогового учета происходит при  формировании налогооблагаемых постоянных и временных разниц

 

Система внутреннего  контроля

Позволяет ли распределе-ние обязанностей  между работниками бухгалтерии ограничить возможности злоупотреблений

Нет

 

Разделены ли функции  управления и учета  активов

   
 

Продолжение таблицы 5

Вопрос

Ответ

Примеча-ние

1

2

3

Закреплено  ли распределе-ние  обязанностей  во внут-ренних документах орга-низации            

Да 

 

Действует ли в  организа-ции подразделение внут-реннего аудита (ревизи-онная комиссия)

Нет

 

Определен ли приказом руководителя круг подот-четных лиц

Нет

 

Определен ли приказом  круг  лиц, имеющих право подписи  первичных учет-ных  документов

Нет

 

Проводятся  ли обязатель-ные инвентаризации

Да

 

Утвержден ли график проведения инвентариза-ций

Да

 

Дифференцированы  ли сроки проведения инвен-таризаций в зависимости  от  вида имущества и обя-зательств

Да

 
 

Продолжение таблицы 5

Вопрос

Ответ

Примеча-ние

1

2

3

Проводятся  ли внезапные инвентаризации  кассы, материалов на складе, незавершенного производ-ства

Да

 

Ограничен ли доступ к информации, содержа-щейся в  компьютерных  базах  данных  бухгал-терского учета

Да

 

Как организовано  хране-ние документов  бухгал-терского учета, обеспе-

чивается  ли сохранность бухгалтерских документов

Все документы  сшиты и хранятся в бухгалтерии. Изъятие в случае необходимости производится под роспись лица, получившего документ

 

На основании данных таблицы 1 можно сделать выводы о том, что внутренний контроль организован плохо.

Основанием для таких выводов служит то, что в организации нет существующего графика документооборота. В пользу этого вывода также говорит и тот факт, что одно и тоже лицо начисляет заработную плату, осуществляет перевод на лицевые счета, также на одно лицо возложены обязанности по учету материалов, расход которых больше никем не контролируется,  что позволяет сделать выводы о неограниченной возможности злоупотреблений.

При проведении анализа  учетной политики на стадии планирования аудита необходимо установить, соблюдается  ли в организации принцип последовательности применения учетной политики. Для этого следует рассмотреть приказы (распоряжения) об учетной политике не только за проверяемый период, но и за предшествующие, а в ряде случаев и последующие периоды. Аудитором проверяется обоснованность внесения изменений в учетную политику в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету 1/98 [4]. Следует учитывать, что изменения в учетную политику должны вноситься приказами (распоряжениями) руководителя. Кроме того, аудитор выясняет, раскрывались ли последствия изменений в учетной политике, существенно влияющих на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, в бухгалтерской отчетности. Для получения данной информации изучается пояснительная записка к бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Особое внимание аудитор  должен обращать на наличие в учетной  политике способов учета, отличных от установленных нормативными документами, и их раскрытие в пояснениях к  бухгалтерской отчетности.

Применение таких способов в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2] является обоснованным, если они в отличие от утвержденных в нормативных документах правил бухгалтерского учета позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты. При этом сведения о фактах неприменения общепринятых правил бухгалтерского учета с соответствующим обоснованием в обязательном порядке должны включаться в пояснительную записку к бухгалтерской отчетности.

 

3.3 Порядок  проведения аудита бухгалтерских данных и отчетности на предмет соответствия учетной политики

 

В ходе проведения аудиторской  проверки по отдельным участкам бухгалтерского учета аудитор делает выводы об обоснованности избранной учетной политики и  ее реализации.

При этом следует выделить два основных компонента аудита учетной  политики:

Информация о работе Учетная политика и ее аудит на предприятии ООО «ЖКХ УАЗ»