Учетная политика и ее аудит на предприятии ООО «ЖКХ УАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:59, дипломная работа

Краткое описание

Каждая организация должна сформировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и руководствоваться ею в дальнейшей работе. Такое требование закреплено в п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2].
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы формирования учетной политики, является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»[4].

Оглавление

Введение…………..………………………………………………………..
3
Глава 1 Учетная политика - главный инструмент организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии …………………...

6
1.1
Понятие и составные части учетной политики………......................
6
1.2
Роль и значение формирования учетной политики на современном этапе………………………………...………………...

15
Глава 2 Организация учетной политики предприятия …………………
23
2.1
Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета) на предприятии…………………………

23
2.2
Основные положения, отражаемые в учетной политике предприятия по налогообложению…………………………………

40
2.3
Раскрытие учетной политики предприятия…………………………
51
2.4
Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику………...
54
Глава 3 Аудит и оценка эффективности учетной политики…………….
57
3.1
Цель проведения аудита……………………………………………...
57
3.2
Методология проведения аудита…………………………………….
59
3.3
Порядок проведения аудита бухгалтерских данных и отчетности

69
на предмет соответствия учетной политики……………………………..
Заключение…………………………………………………………………
74
Список использованных источников…………………………………….
77
Приложения………………………………………………………………...
80

Файлы: 1 файл

Диплом Учетная политика и ее аудит на предприятии.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учета, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Начиная с 2002 года, это относится преимущественно по отношению к порядку исчисления налога на прибыль организаций согласно главы 25 Налогового кодекса РФ [1]. Это, в свою очередь, приводит к необходимости осуществления, наряду с бухгалтерским, еще одного вида учета - налогового, к выбору способов ведения налогового учета и, наконец, к необходимости закрепить способы и формы налогового учета внутренним документом предприятия. Таким документом должно стать Положение об учетной политике предприятия для целей налогообложения, которое приобретает самостоятельное значение, не менее важное по сравнению с Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организация должна руководствоваться следующим:

а) Для ведения бухгалтерского учета организация выбирает один способ из нескольких допускаемых законодательством о бухгалтерском учете.

Например, она  может выбрать один из методов оценки стоимости материально-производственных запасов при их выбытии или передаче в производство (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, методом ФИФО или ЛИФО). Если способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу нормативно не установлены, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, руководствуясь действующими Положениями по бухгалтерскому учету. Такое право предоставлено организациям п.8 ПБУ 1/98 [4]. Разработанный самостоятельно способ ведения учета должен быть обоснован исходя из основных подходов к формированию достоверной информации.

б) Выбранные способы ведения учета организация применяет длительное время - как минимум отчетный год.

Отчетный год - это период с 1 января по 31 декабря включительно.

Для вновь созданных  организаций первым отчетным годом  считается период с момента их государственной регистрации по 31 декабря этого же года.

Если организация  была зарегистрирована после 1 октября, то первым отчетным годом для нее будет период с момента регистрации по 31 декабря следующего года.

в) Выбранные способы ведения бухгалтерского учета организация фиксирует в соответствующем документе.

Согласно своим  полномочиям главный бухгалтер  формирует учетную политику организации, а руководитель ее утверждает. То есть все выбранные способы ведения учета излагаются на бумаге, а затем руководитель подписывает приказ по организации об утверждении учетной политики и начале ее применения.

д) Все выбранные способы ведения учета распространяются на организацию в целом, в том числе и на все структурные подразделения.

Таким образом, учетная политика при ее формировании должна учитывать все

 особенности  хозяйственной деятельности в  подразделениях и филиалах. Структурные  подразделения, в свою очередь, должны руководствоваться установленной в организации учетной политикой.

Поэтому утвержденный руководителем приказ об учетной  политике должен быть доведен до сведения всех обособленных и структурных  подразделений до начала следующего года.

Учетная политика организации должна формироваться  с учетом следующих допущений [4]:

а) Допущение имущественной обособленности.

Это означает, что  в балансе организации ее имущество  и обязательства учитываются  отдельно от имущества и обязательств других организаций и от имущества собственников этой организации.

б) Допущение непрерывности деятельности.

Это означает, что организация  создана для ведения деятельности в обозримом будущем. У нее  нет необходимости проводить  процедуру ликвидации или существенно  сокращать деятельность, обязательства будут погашаться своевременно.

в) Допущение последовательности применения учетной политики.

Это означает, что учетная  политика будет применяться из года в год.

д) Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

Это означает, что факты  хозяйственной деятельности отражаются именно в том периоде времени, в котором они имели место, и их отражение в учете не зависит  от поступления денежных средств  или оплаты. Иначе это допущение  называется методом начисления.

Организация, которая формирует  учетную политику с учетом этих допущений, специально в приказе об учетной  политике может их не перечислять.

В отличие от бухгалтерского учета в налоговом  законодательстве нет специального документа, который бы регулировал вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Более того, до недавнего времени большинство организаций не формировали отдельную учетную политику в целях налогообложения, а составляли единый приказ об учетной политике, в котором закреплялись как применяемые правила ведения бухгалтерского учета, так и нормы, затрагивающие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. Например, порядок определения выручки для целей налогообложения (по оплате или по отгрузке) устанавливался именно в таком едином приказе об учетной политике организации.

Необходимость формирования отдельной учетной  политики для целей налогообложения  возникла у организаций после  введения в действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ [1].

Глава 25 НК РФ обязывает  налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя [1].

Какие же требования предъявляются к учетной политике для целей налогообложения главе 25 НК РФ[1]?

а) Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета [1]. То есть выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому.

б) Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу

 соответствующих изменений законодательства [1].

в) Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике [1].

Требование  о формировании учетной политики для целей налогообложения содержится и в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, а именно в п.12 ст.167 НК РФ [1].

В этом пункте сформулированы следующие дополнительные требования к учетной политике, которых нет  в главе 25 НК РФ:

а) учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

б) учетная политика, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;

в) учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

Налоговое законодательство не содержит требования о представлении  учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Это означает, что  до момента проведения налоговой  проверки организация, по сути, является единственным пользователем (кроме  аудиторов) информации, содержащейся в  учетной политике для целей налогообложения.

Итак, требование о формировании специальной учетной  политики для целей налогообложения  предусмотрено в двух главах Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок  исчисления и уплаты налога на добавленную  стоимость и налога на прибыль  организаций.

Но это совсем не значит, что при формировании учетной политики для целей налогообложения организация должна раскрыть в ней только те моменты, которые

касаются исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль.

Если в связи  с исчислением и уплатой других налогов у организации возникают вопросы, требующие дополнительного обоснования или разъяснения, то все эти вопросы также должны быть раскрыты в учетной политике для целей налогообложения.

Так, например, ст.339 НК РФ [1] налогоплательщикам в целях исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых предоставлено право выбирать метод определения количества добытого полезного ископаемого из двух возможных (прямой или косвенный). Выбранный метод нужно зафиксировать в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, учетная политика для целей налогообложения - это документ, в котором должны найти свое отражение те правила и методы, которыми руководствуется организация при исчислении и уплате всех налогов. Вопросы, касающиеся отдельных налогов, могут быть раскрыты в соответствующих разделах единого приказа об учетной политике для целей налогообложения. А можно поступить и по-другому: для каждого налога составить свой отдельный документ (свою отдельную учетную политику) и утвердить эти документы в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Какие вопросы должны раскрываться в учетной политике для целей  налогообложения?

Во-первых, это организационно-технические  вопросы, к которым можно отнести  следующие:

- порядок ведения налогового учета (силами бухгалтерии, путем создания отдельного подразделения и т.п.);

- выбор программного обеспечения  для ведения налогового учета;

- разработка системы налоговых  регистров;

- разработка системы документооборота  и т.д.

При наличии у организации  филиалов, представительств и иных обособленных подразделений в учетной политике необходимо утвердить целый комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений между головной организацией и подразделениями (сроки представления данных в головную организацию, порядок уплаты налогов, порядок ведения книг покупок и продаж, выставления счетов-фактур и др.).

Во-вторых, в учетной политике должны найти отражение решения  организации в отношении тех  норм законодательства, которые оставляют  право выбора за организацией. Ведь по целому ряду вопросов налоговое законодательство дает налогоплательщикам право выбирать способ учета из нескольких возможных.

Например, в целях исчисления НДС налогоплательщики самостоятельно выбирают момент определения налоговой  базы (по отгрузке или по оплате), закрепляя свой выбор в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

В-третьих, по многим вопросам нормы налогового законодательства либо вообще отсутствуют, либо прописаны  настолько нечетко, что требуют  дополнительного обоснования в  учетной политике.

Так, например, в целях исчисления налога на прибыль  предусмотрено определение максимальной величины процентов по займам и кредитам, которую можно учесть в составе  расходов. При этом дается возможность  выбора способа определения этой максимальной величины из двух возможных вариантов. Одним из таких вариантов является способ расчета максимальной величины процентов исходя из данных о долговых обязательствах, полученных организацией в том же квартале на сопоставимых условиях. В главе 25 НК РФ [1] четко не определено, какие условия можно считать сопоставимыми. Поэтому если организация решает использовать именно этот способ определения максимальной величины процентов, то при формировании учетной политики ей необходимо также самостоятельно разработать и закрепить приказом критерии сопоставимости.

Грамотно составленная учетная политика для целей налогообложения  может помочь избежать многих спорных  ситуаций на практике. Если же спор с  налоговым органом мирным путем  разрешить не удасться, то в суде учетная политика может послужить мощным аргументом в пользу организации.

 

Глава 2 Организация учетной политики предприятия

 

 

2.1 Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета) на предприятии

 

Основные  средства

В учетной политике следует указать избранный организацией способ начисления амортизации основных средств и виды основных средств, стоимость которых не будет погашаться по средствам начисления амортизации.

В учетной политике ООО  «ЖКХ УАЗ» (приложение А) по основным средствам указано:

 К основным средствам относятся объекты со стоимостью  свыше 10000 рублей и сроком  полезного использования более 12 месяцев. Предметы на дату приобретения стоимостью не более 10000 рублей, но сроком  службы более года учитываются в составе материалов, за исключением  грузоподъемных  механизмов, нестандартного оборудования, оружия, бытовой, оргтехники, библиотечного фонда.

Информация о работе Учетная политика и ее аудит на предприятии ООО «ЖКХ УАЗ»