Учетная политика и ее аудит на предприятии ООО «ЖКХ УАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:59, дипломная работа

Краткое описание

Каждая организация должна сформировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и руководствоваться ею в дальнейшей работе. Такое требование закреплено в п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2].
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы формирования учетной политики, является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»[4].

Оглавление

Введение…………..………………………………………………………..
3
Глава 1 Учетная политика - главный инструмент организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии …………………...

6
1.1
Понятие и составные части учетной политики………......................
6
1.2
Роль и значение формирования учетной политики на современном этапе………………………………...………………...

15
Глава 2 Организация учетной политики предприятия …………………
23
2.1
Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета) на предприятии…………………………

23
2.2
Основные положения, отражаемые в учетной политике предприятия по налогообложению…………………………………

40
2.3
Раскрытие учетной политики предприятия…………………………
51
2.4
Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику………...
54
Глава 3 Аудит и оценка эффективности учетной политики…………….
57
3.1
Цель проведения аудита……………………………………………...
57
3.2
Методология проведения аудита…………………………………….
59
3.3
Порядок проведения аудита бухгалтерских данных и отчетности

69
на предмет соответствия учетной политики……………………………..
Заключение…………………………………………………………………
74
Список использованных источников…………………………………….
77
Приложения………………………………………………………………...
80

Файлы: 1 файл

Диплом Учетная политика и ее аудит на предприятии.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания; предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Письмом Минфина РСФСР утверждена Инструкция от 26 июля 1991 г. № 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан»[18]. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

в) Порядок проведения инвентаризации и методы оценки и видов имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имеющихся у организации имущества и обязательств. Она необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, в том числе и числящееся на забалансовых счетах, и все виды финансовых обязательств. 

В п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [2] указаны случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением  годовой бухгалтерской отчетности. Исключением из этого правила являются: инвентаризация основных средств, которая может проводиться один раз в три года; инвентаризация библиотечных фондов, которая может проводиться один раз в пять лет; и инвентаризация товаров, сырья и материалов в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая может проводиться в период наименьших остатков товаров, сырья и материалов;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим  наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

Несоблюдение законодательно-установленного требования об обязательном проведении инвентаризации может привести к искажению данных бухгалтерского учета и возникновению у организации налоговых обязательств или, наоборот, излишнему налоговому обременению.

Указанию в учетной  политике подлежат только те виды инвентаризации, которые организация планирует провести по собственной инициативе.

д) Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка и т. д.) - документооборот - регламентируется графиком. Основная цель введения графика состоит в рационализации документооборота в организации с тем, чтобы каждый первичный документ как можно быстрее проходил через все необходимые подразделения и конкретных исполнителей [24].

Чаще всего график документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением и отдельными исполнителями. При этом в обязательном порядке указываются сроки выполнения работ.

Все работники организации  должны соблюдать утвержденный график документооборота. Для этого им необходимо раздать выписки из графика с указанием документов, которые они должны обработать, и сроков выполнения соответствующих работ. Контроль над соблюдением графика осуществляет главный бухгалтер (бухгалтер);

е) Порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйственными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контроля. Она может быть представлена отделом внутреннего аудита или ревизионной комиссией. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно передаются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими (всеми) работниками.

Таким образом, учетную  политику можно определить как один из основных документов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета в организации. Обычно учетная политика состоит из двух разделов: общие положения и способы ведения бухгалтерского учета. Наряду с бухгалтерским учетом организация осуществляет налоговый учет. Учетная политика в целях налогообложения либо отражается в составе учетной политики (как самостоятельный раздел), либо оформляется отдельным документом.

Необходимо отметить, что учетная политика не должна быть совершенно излишне «перегруженной». Например, если организация не осуществляет и в ближайшее время не планирует осуществлять научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, то не следует включать в учетную политику раздел «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

Основными принципами учетной политики являются следующие постулаты:

а) Полнота. Этот принцип состоит в том, что в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции.

б) Своевременность. Данный принцип предполагает, что каждую операцию следует учитывать в том периоде, в котором она совершена, независимо от времени фактического получения или выплаты денег.

в) Непротиворечивость, состоящая в необходимости совпадения данных аналитического и синтетического учета. .

д) Рациональность. Затраты на ведение бухгалтерского учета должны быть  обоснованными, осуществляемыми соразмерно условиям хозяйственной деятельности и количеству сотрудников организации.

е) Последовательность. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. При этом учетная политика на предстоящий год подлежит ежегодному раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменения в учетной  политике возможны лишь в случаях  изменения законодательства, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности и др.).

ж) Сопоставимость. В целях соблюдения данного принципа изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

В отличие от изменений дополнения в учетную политику могут вноситься в течение всего текущего года. Так, дополнением является утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций (фактов хозяйственной деятельности), которые впервые возникли в деятельности организации и схема учета, которых ранее не была установлена.

и) Осмотрительность, состоящая в приоритете признания организацией своих расходов и обязательств перед возможными доходами.

к) Приоритет содержания перед формой. При учете операций первостепенную роль играет их экономическое содержание.

л) Имущественная обособленность организации, означающая, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

По общему правилу в учетной политике отражаются лишь те вопросы, в отношении которых в законодательстве содержится несколько возможных вариантов решения. В отношении таких вопросов правоприменитель (в данном случае - конкретная организация) имеет право выбрать один из таких вариантов.

Если же тот или  иной вопрос решается в законодательстве однозначно, он не требует отражения  в учетной политике организации. В частности, нормы Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательны для всех организаций при осуществлении бухгалтерского учета, поэтому в учетной политике не надо указывать, что она осуществляется в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Это ясно и без дополнительных пояснений.

Вместе с тем возможна ситуация, когда по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из имеющихся положений по бухгалтерскому учету.

В учетной политике также следует пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать организация. Таких форм четыре: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная и автоматизированная.

Ответственность за организацию учетной политики возлагается на руководителя организации, который утверждает ее своим приказом или распоряжением.

Разрабатывает учетную  политику главный бухгалтер или бухгалтер организации. При этом руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

- учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность  бухгалтера;

- передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета  централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

  - вести бухгалтерский учет лично.

Способы ведения учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Следовательно, для того чтобы учетная политика на 2006 год начала действовать с 1 января 2006 года, ее необходимо утвердить приказом руководителя организации, датированным 2005 годом.

В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» [4] организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Такими пользователями являются, например, инвесторы, вкладчики банков, государство.

Существуют два возможных способа раскрытия учетной политики:

-   публикация в печати;

- отражение в пояснительной  записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности [29].

Открытые акционерные  общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, все организации  при формировании годовой бухгалтерской отчетности должны включать в нее пояснительную записку, содержащую сведения об учетной политике на предстоящий год.

Особое внимание в  пояснительной записке следует  уделить изменениям Учетной политики на год, следующий за отчетным периодом.

 

 

1.2 Роль и значение формирования учетной политики на современном этапе

 

Как правило, до начала нового финансового года каждая организация пересматривает учетную  политику, которой пользовалась в  течение предшествующего отчетного  периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в документ, которым была закреплена учетная политика (приказ об учетной политике или положение об учетной политике).

Как показывает практика, изменение учетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года; во-вторых, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия; в-третьих, некоторые элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.

С учетом данных обстоятельств рекомендуется Положение об учетной политике предприятия оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике предприятия в области собственно бухгалтерского учета. Второй документ - учетной политике в области налогообложения.

Информация о работе Учетная политика и ее аудит на предприятии ООО «ЖКХ УАЗ»