Учетная политика и ее аудит на предприятии ООО «ЖКХ УАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:59, дипломная работа

Краткое описание

Каждая организация должна сформировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и руководствоваться ею в дальнейшей работе. Такое требование закреплено в п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2].
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы формирования учетной политики, является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»[4].

Оглавление

Введение…………..………………………………………………………..
3
Глава 1 Учетная политика - главный инструмент организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии …………………...

6
1.1
Понятие и составные части учетной политики………......................
6
1.2
Роль и значение формирования учетной политики на современном этапе………………………………...………………...

15
Глава 2 Организация учетной политики предприятия …………………
23
2.1
Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета) на предприятии…………………………

23
2.2
Основные положения, отражаемые в учетной политике предприятия по налогообложению…………………………………

40
2.3
Раскрытие учетной политики предприятия…………………………
51
2.4
Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику………...
54
Глава 3 Аудит и оценка эффективности учетной политики…………….
57
3.1
Цель проведения аудита……………………………………………...
57
3.2
Методология проведения аудита…………………………………….
59
3.3
Порядок проведения аудита бухгалтерских данных и отчетности

69
на предмет соответствия учетной политики……………………………..
Заключение…………………………………………………………………
74
Список использованных источников…………………………………….
77
Приложения………………………………………………………………...
80

Файлы: 1 файл

Диплом Учетная политика и ее аудит на предприятии.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

К раскрываемым способам относятся методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и т.д.

В п.12 Положения по бухгалтерскому учету 1/98 [4] оговаривается, что состав и содержание информации об учетной политике по конкретным вопросам учета, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, установлены соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

Хочется отметить излишнюю «перегруженность» учетной  политики ООО «ЖКХ УАЗ». Много из того, что отражено в ней, дублируется из Федеральных законов, Положений по бухгалтерскому учету и прочих законодательных актов. Как уже говорилось в начале работы,  учетная политика должна содержать избранные варианты учета по тем позициям, которым они существуют (варианты). Учетная политика ООО «ЖКХ УАЗ» содержит многое из того, что однозначно в толковании законов и Положений по бухгалтерскому учету должно применятся в учете. Поэтому этот документ такой громоздкий. Он больше похож на учебное пособие для тех, кто не знает учет. Нет необходимости рассматривать бухгалтерское и налоговое законодательство, достаточно прочитать учетную политику.

При этом документ не содержит того, что однозначно должно быть утверждено учетной политикой. В нем нет перечня лиц, которым должны выдавать в подотчет суммы. Также отсутствует график документооборота, что отрицательно сказывается на работе предприятия, не доведено кто, когда и куда должен предоставлять документы и отчеты. Учетной политикой утверждены разработанные формы налогового учета, но отсутствуют самостоятельно разработанные формы бухгалтерского учета.

На практике налоговые органы при сдаче годовой отчетности зачастую требуют представить вместе с бухгалтерской отчетностью за прошедший год и приказ об учетной политике на следующий год. Насколько это правомерно?

Как уже упоминалось, Положение по бухгалтерскому учету 1/98 [4] предусматривает необходимость сообщать пользователям отчетности ограниченный перечень сведений, отражая их в пояснительной записке.

В других нормативных  документах, регулирующих бухгалтерский  учет, нет требования предоставить полный текст приказа по учетной  политике всем внешним пользователям  отчетности.

Следовательно, если организация включила в пояснительную  записку необходимую информацию об учетной политике, она должна считаться выполнившей требования законодательства о ее раскрытии.

Законом "О  бухгалтерском учете" [2] предусмотрен перечень организаций, которые обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность [2]. К ним отнесены открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).

Таким образом, эти организации через публикацию бухгалтерской отчетности должны раскрыть пользователям и положения учетной политики, которые могут существенно повлиять на оценку пользователями бухгалтерской отчетности.

А вот те организации, которые не обязаны публиковать  бухгалтерскую отчетность, предоставляют заинтересованным пользователям информацию о применяемой учетной политике в отчетном году в пояснительной записке.

Помимо этого  требуется сообщать в пояснительной  записке также об изменениях в  учетной политике, которые будут  применяться в следующем году [2].

Следовательно, если организация в пояснительной  записке к годовому отчету за  истекший  отчетный   год, которая является частью  бухгалтерской отчет-ности, изложит требуемую нормативными документами по бухгалтерскому учету информацию об учетной политике на следующий отчетный год, то она выполнит свои обязательства перед всеми заинтересованными пользователями, в том числе и перед налоговыми органами.

Отдельно представлять в налоговые органы приказ об учетной  политике организации нет никакой необходимости.

ООО «ЖКХ УАЗ» в  пояснительной записке за 2004год не упоминало об изменениях в учете в связи с тем, что их не было. Так как предприятие было образовано в 2004году учетную политику на 2004год в инспекцию федеральной налоговой службы не представляли. Таким образом, информации о порядке ведения учета у налоговых органов нет.

 

2.4 Изменения  и дополнения, вносимые в учетную  политику

 

Сформировав учетную  политику, в определенных случаях  организация может ее изменить.

Законом "О  бухгалтерском учете" [2] и Положения по бухгалтерскому учету 1/98 [4] предусмотрено, что изменения в учетную политику организации вносятся в следующих случаях:

а) при изменениях законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету - обязательное изменение учетной политики;

б) в случаях разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета - добровольное изменение учетной политики;

в) если существенно изменяются условия деятельности организации - добровольное изменение учетной политики.

Все вносимые в учетную политику изменения утверждаются приказом руководителя организации и начинают применяться с 1 января нового финансового года [4].

При внесении изменений или дополнений в учетную политику нет необходимости переписывать весь приказ об учетной политике заново. Достаточно сформулировать и утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже применяемую учетную политику.

Обязательное  изменение учетной политики производится при изменении нормативного регулирования  бухгалтерского учета.

В этом случае возможны такие ситуации:

- законодательно  утверждаются новые варианты  по отдельным вопросам бухгалтерского  учета. Организация выбирает один  из утвержденных вариантов и  фиксирует его;

- утверждается  обязательный к применению новый  способ учета или исключается ранее применявшийся. Организация должна принять новый способ или отменить ранее применявшийся, если он стал противоречить законодательству.

Соответственно  дате вступления в силу изменений  законодательства вносятся и изменения  в учетную политику организации.

Разработав  новый способ ведения бухгалтерского учета, организация добровольно  вносит изменения в учетную политику.

Применение  нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более

достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

К новому способу  ведения учета относится и  переход организации с одной  автоматизированной системы ведения  бухгалтерского учета на другую.

При существенном изменении условий деятельности организации также производится добровольное изменение учетной  политики.

К существенным изменениям условий деятельности относятся: реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности.

Если в организации проводится реорганизация, то для отражения ее результатов в бухгалтерском учете необходимо также руководствоваться Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций.

Последствия изменения  учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из предположения, что измененный способ ведения учета применялся в предыдущем отчетном периоде.

Отражение последствий  изменения учетной политики заключается  в корректировке данных, включенных в бухгалтерскую отчетность за прошедший отчетный период.

Корректировка делается для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов.

Корректировки отражаются только в бухгалтерской  отчетности, и никакие проводки в  бухгалтерском учете не делаются. Все изменения учетной политики объясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

 Организация  может начать осуществлять какую-либо  дополнительную деятельность, которую  ранее не вела. В этом случае  она должна зафиксировать в учетной политике способ отражения новых фактов хозяйственной деятельности.

Но это не будет считаться изменением учетной  политики. Согласно п.16 ПБУ 1/98 [4] утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации, не признается изменением учетной политики.

Следовательно, организация может дополнять  учетную политику по мере возникновения  новых фактов хозяйственной деятельности, которых ранее не было. Поэтому при первоначальном формировании учетной политики не следует пытаться описать все возможные в будущем сферы деятельности.

Если организация  вносит дополнения в учетную политику из-за того, что у нее возник новый  факт хозяйственной деятельности, то ей следует руководствоваться ими сразу же.

В учетную политику ООО «ЖКХ УАЗ», несмотря на недочеты, не вносились дополнения. Изменения также не были внесены, хотя из изменения норм законодательства следует изменение учета в организации. 

Глава 3 Аудит и оценка эффективности  учетной политики

 

3.1 Цель  проведения аудита

 

Аудиторская проверка бывает внешней и внутренней. Внутренний аудит может осуществляться в зависимости от предприятия либо одним аудитором, либо отделом внутреннего аудита. На предприятиях, где существует внутренний аудит, как правило, проверка осуществляется (штатными сотрудниками) параллельно с ведением бухгалтерского учета, в отличие от внешнего аудита, который может проводиться один раз в год.

Целью аудита учетной политики является проверка соответствия учетной политики для целей бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства и специфике деятельности экономического субъекта.

Задачами аудита учетной  политики для целей бухгалтерского учета является проверка:

- наличия учетной политики;

- соответствия требованиям законодательства порядка утверждения учетной политики;

- полноты и соответствия требованиям законодательства положений учетной политики;

- полноты и соответствия положений учетной политики специфике деятельности субъекта.

Основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе аудита учетной  политики:

- наличие учетной политики для целей бухгалтерского учета у экономического субъекта;

- своевременность утверждения учетной политики для целей бухгалтерского учета;

- фактическое утверждение учетной политики распорядительным документом по аудируемой организации;

- обоснованность внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета;

- адаптивность учетной политики при изменении законодательства [28].

Многие организации  проводят аудит предварительно за девять месяцев. И если проверка выявит какие-то нарушения, то у организации будет достаточно времени, чтобы их исправить.

Вместе с тем необходимо помнить, что если организация не проводит обязательную аудиторскую проверку, то по решению суда может быть наложен штраф:

- на организацию - от 100 до 500 МРОТ;

- на руководителя этой  организации - от 50 до 100 МРОТ.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 07 августа 2001года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [3].

Согласно этим правилам, основная цель аудиторской деятельности - установить достоверность бухгалтерской  отчетности организации. В ходе проверки аудиторы выясняют, соответствуют ли сделанные финансово-хозяйственные операции действующему законодательству.

Реформа бухгалтерского учета и предстоящий переход  на применение международных стандартов финансовой отчетности изменили роль учета в организации: из простой  регистрации фактов хозяйственной  жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности - информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами.

Анализ порядка формирования и реализации учетной политики является важной составляющей аудиторской проверки, оказывающей большое влияние  на мнение аудитора о достоверности  бухгалтерской отчетности. В настоящее время в 6 из 11 действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности содержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации [27].

Учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой отчетности - от планирования до формирования аудиторского заключения, что отражено в таблице 3.

Таблица 3 - Направления проведения анализа учетной политики на разных стадиях аудиторской проверки

Этап аудита   

Направление анализа  учетной политики

Подготовка и планирование аудита    

Изучение учетной политики  позволяет аудитору  сделать выводы о состоянии внутреннего контроля проверяемого экономического субъекта, что необходимо для определения  уровня существенности  и  аудиторского риска. С помощью учетной политики дается  предварительная оценка системы  бухгалтерского учета,  на основе которой определяются объем, порядок  и сроки проведения аудиторских процедур

Аудиторская проверка

Проверяется  соблюдение  учетной  политики. Аудитор                 анализирует адекватность учетной  политики по каждому разделу бухгалтерского учета. Оцениваются влияние применяемых  методов учета на достоверность  показателей отчетности, а также  рациональность  избранных методов с точки  зрения трудоемкости  учета. Оценивается учетная политика с точки зрения налогового планирования. Делается вывод о соответствии существующей системы бухгалтерского учета потребностям управления        

Подготовка аудиторского заключения

При выражении мнения о достоверности финансовой отчетности аудитор принимает во внимание  свою оценку избранных организацией учетных методик и полноту  их раскрытия заинтересованным пользователям          

Информация о работе Учетная политика и ее аудит на предприятии ООО «ЖКХ УАЗ»