Аудит учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:26, реферат

Краткое описание

Цель аудита учетной политики – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачи аудита учетной политики:
– изучение системы организации бухгалтерского учета; оценка учетной политики;
– рассмотрение системы документации и документооборота;
– подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.

Оглавление

Цели и задачи аудита учетной политики;
Перечень основных документов, на основании которых производится аудит учетной политики;
Последовательность работ при аудите учетной политики;
Типичные ошибки при оформлении учетной политики;
Приложение.

Файлы: 1 файл

реферат Аудит учетной политики.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Аудит учетной политики.

  1. Цели и задачи аудита учетной политики;
  2. Перечень основных документов, на основании которых производится аудит учетной политики;
  3. Последовательность работ при аудите учетной политики;
  4. Типичные ошибки при оформлении учетной политики; 
  5. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Цель аудита учетной  политики.

Цель аудита учетной  политики – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей  в проверяемом периоде, нормативным  документам.

Задачи аудита учетной политики:

– изучение системы организации бухгалтерского учета; оценка учетной политики;

– рассмотрение системы документации и документооборота;

– подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям. 

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита"(приложение 1.1.) при разработке общего плана и программы аудита аудитору необходимо принимать во внимание учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения, а также влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.

 

Предприятие разрабатывает  и утверждает учетную политику в  соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"

(ПБУ 1/2008)(в ред. Приказа  Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н), основанную на Плане счетов бухгалтерского учета и правилах ведения бухгалтерского учета. 
Учетная политика предполагает целостность ведения системы бухгалтерского учета и охватывает все его составляющие: 
- методологическую, связанную с определением порядка проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам; 
- налоговую, позволяющую систематизировать данные бухгалтерского учета для правильного исчисления налогооблагаемой базы и конкретизировать варианты расчетов с бюджетом по налогам и сборам; 
- организационную, затрагивающую вопросы построения и определения места бухгалтерской службы в системе управления предприятием; 
- техническую, определяющую способы работы с документацией и информацией. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перечень основных документов, на основании которых производится аудит учетной политики

2.1.Основные нормативные документы:

• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. приказов Министерства Финансов РФ от 017.05.2003 №38н,18.09.2006 №115н);

• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н)

• приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». 

 

2.2.Предоставляемые аудитору документы:

  • приказ об учетной политике;
  • график документооборота;
  • рабочий план счетов;
  • описание технологического процесса компьютерной обработки данных;
  • перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методика учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительная записка к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменения в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

 

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета  является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут  повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудитору следует собрать  ответы на следующие вопросы:

  • имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
  • имеется ли в организации учетная политика;
  • утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
  • утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
  • ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
  • корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
  • оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
  • сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы;
  • утвержден ли график документооборота;
  • имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
  • имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
  • имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
  • утвержден ли график проведения инвентаризации;
  • проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
  • проводятся ли обязательные инвентаризации;
  • проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
  • ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
  • определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  • определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.
  • общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Последовательность  работ при проведении аудита  учетной политики

Последовательность работ  при проведении аудита учетной политики можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

  1. Ознакомительный этап

Аудитору необходимо выяснить лиц, ответственных за составление  и организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Следует изучить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы.

Учетная политика организации  должна быть сформирована главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основании  ПБУ 1/2008 и утверждена руководителем  организации. При этом необходимо проверить наличие:

– рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности). Следует обратить внимание на то, что организация может включить в рабочий план счетов корреспонденцию, используемую при отражении тех или иных операций;

– форм первичных учетных документов, применяемых для оформления трех фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Формы первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных  операций, по которым Госкомстатом России не утверждены унифицированные формы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц. 
     
      Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. 

– правил документооборота и технологии обработки учетной информации.

 

  1. Основной этап

2.2.1.Основной задачей аудита учетной политики является изучение системы организации бухгалтерского учета. Аудитору необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие положения:

– способ начисления амортизации основных средств.

Амортизация основных средств (ОС) согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, производится следующими способами: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

По активам, в отношении  которых выполняются условия  для отнесения их в состав основных средств (п. 4 ПБУ 6/01), а также имеющих стоимость в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, начисление амортизации производится одним из вышеназванных способов.

Регулярность (периодичность) проведения переоценки стоимости объектов основных средств в коммерческих организациях определяется с учетом требования ПБУ 6/01 о том, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости;

– способ оценки нематериальных активов (НМА).

Амортизация нематериальных активов согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденному приказом Минфина  России от 27.12.2007 № 153н, может начисляться: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Организации необходимо утвердить в учетной политике способ начисления амортизации по группам  однородных нематериальных активов. Кроме  того, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденному приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, указанные расходы, признанные в бухгалтерском учете при соблюдении установленных в ПБУ 17/02 условий в качестве вложений во внеоборотные активы, списываются на расходы по обычным видам деятельности теми же способами, как и при амортизации нематериальных активов;

– метод оценки материальных ресурсов и готовой продукции.

Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) (кроме товаров, учитываемых  по продажной стоимости) при выбытии  согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, производится следующими способами: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

Согласно Положению  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности:

• готовая продукция в бухгалтерском балансе может быть оценена либо по фактической, либо по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства ОС, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др., либо по прямым статьям затрат;

• отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги могут быть отражены либо по фактической, либо по нормативной (плановой) себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, которые связаны с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой;

• незавершенное производство в массовом и серийном производстве может быть отражено в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статьям затрат или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;

• расходы будущих периодов списываются в порядке, устанавливаемом организацией: равномерно, пропорционально объему продукции и др. в течение периода, к которому они относятся;

– формирование резервов.

Резервы предстоящих  расходов и платежей могут создаваться  в организации согласно Положению  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности. К  таким резервам относятся: резерв на предстоящую оплату отпусков работникам; резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год; резерв на ремонт ОС; резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; резерв на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; резерв на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденного приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н).

Кроме того, с 01.01.2009 на основании  Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, изменение оценочного значения (величины резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроков полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценки ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.) подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы (расходы) организации (перспективно):

Информация о работе Аудит учетной политики