Аудит учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:26, реферат

Краткое описание

Цель аудита учетной политики – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачи аудита учетной политики:
– изучение системы организации бухгалтерского учета; оценка учетной политики;
– рассмотрение системы документации и документооборота;
– подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.

Оглавление

Цели и задачи аудита учетной политики;
Перечень основных документов, на основании которых производится аудит учетной политики;
Последовательность работ при аудите учетной политики;
Типичные ошибки при оформлении учетной политики;
Приложение.

Файлы: 1 файл

реферат Аудит учетной политики.doc

— 171.00 Кб (Скачать)
  1. Характер нарушения: 
    Не соблюдение требований приказа об учетной политике. 
    Такая ситуация может складываться при формальном подходе к подготовке учетной политики со стороны руководителей предприятия: если руководство интересует только сам факт наличия приказа об учетной политике, нежели его содержание и фактическое применение. 
    Бывают случаи когда приказ об учетной политике подготовлен тщательно и даже может служить образцом как по содержанию, так и по оформлению, - но фактически не является основой для создания методологической базы бухгалтерского и налогового учета в организации.
  2. Характер нарушения: 
    В учетной политике проверяемого предприятия отсутствует методика отражения операций по возврату товара. 
    При возврате покупателем ранее оприходованного и оплаченного им в установленном порядке товара в связи с несоответствием количества и качества поставленной продукции условиям заключенного договора с отражением этой операции через счет учета реализация продукции (работ, услуг)", - счета - фактуры должны выписываться поставщиком (бывшим покупателем) как продавцом этого товара в общеустановленном порядке с последующим отражением всех реквизитов в книге продаж. В этом случае бывший поставщик некачественного товара является его покупателем. 
    Следовательно, принятие к зачету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком, а именно: по мере их оплаты (возврат ранее полученной платы) и оприходования при обязательном наличии счета - фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных (возвращенных) товаров с соответствующей регистрацией в книге покупок. 
    Перерасчеты по налогу на добавленную стоимость отражаются в налоговой декларации в том отчетном периоде, в котором получен счет - фактура, произведено оприходование возвращенного товара и возвращен полученный аванс. 
    Что касается случаев предъявления покупателем претензий в связи с недоливом или недогрузом товаров, то в соответствии с общими положениями договора поставки, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров, покупатель вправе отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы. 
    Если поставщик допоставляет покупателю недостающее количество товара, то записей ни в счете - фактуре, ни в книге продаж он не производит, а стоимость этого товара покрывается за счет собственных средств без изменения облагаемых оборотов. 
    Если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то выписывается новый счет - фактура на фактически полученный покупателем объем товаров с указанием "По пересчету" и ссылкой на номер ранее оформленного счета - фактуры, а в книге продаж делается сторнировочная запись с уменьшением кредитовых оборотов и соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный налоговый период. В этом случае отражение налога на добавленную стоимость в налоговых декларациях производится в те сроки, когда согласно нормативным документам по ведению бухгалтерского учета должны были быть произведены в учете операции по указанным претензиям.
  1. Заключительный этап

По окончании работ  аудитор формирует мнение по результатам  проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 1.2.) руководителю проверки.

Согласно аудиторскому Правилу (стандарту) N 4"Существенность в аудите"(приложение 1.3.)  аудитор обязан принимать во внимание качественный аспект существенности в ходе проверки, в частности примером качественного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности является недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием.

В соответствии с Правилом (стандартом) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита"(приложение 1.4.) , при оценке факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий со стороны аудируемого лица, аудитор может принять решение более внимательно проанализировать принципы выбора и применения руководством аудируемого лица учетной политики, особенно в части признания доходов, оценки активов и капитализации затрат.

В соответствии с Правилом (стандартом) N 6 "Аудиторское заключение"(приложение 1.4.) по финансовой (бухгалтерской) отчетности" аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если имеется разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таким образом, аудит  учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.1

Рабочий документ аудитора

Проверка правильности документального оформления результатов проверки основных положений учетной политики 

Организация_____________________

Аудитор_________________________

Проверяемый период_______________

Дата начала проверки______________

Предоставленные документы________

Проверяемый период_______________

Масштаб выборки _________________

Дата окончания проверки___________

Кто у клиента ведет бухгалтерский учет?

• Структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

• Бухгалтер в штате.

• Специализированная организация на договорных началах.

• Руководитель

Какие основные документы  регламентируют работу бухгалтерской  службы?

• Положение о бухгалтерской службе.

• Должностные инструкции.

• Положение о филиалах и других структурных подразделениях.

• Положение о внутренней отчетности.

• Организация системы внутреннего контроля

Как обрабатывается учетная  информация?

• Ручным способом.

• Ручным способом с частичным применением средств автоматизации.

• Автоматизированным способом

Как бухгалтерская программа  применяется и на каких участках?

• (Дается конкретный ответ)  

 

Есть ли приказ об учетной  политике?

• Да.

• Нет 

Утвержден ли рабочий  план счетов?

• Да.

• Нет.

• Используется типовой План счетов 

Утверждены ли формы  первичных документов, по которым  не предусмотрены унифицированные  формы?

• Да.

• Нет 

Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи первичных  документов?

• Да.

• Нет 

Утвержден ли график документооборота?

• Да.

• Нет 

Определен ли перечень лиц, ответственных за хранение документов?

• Да.

• Нет 

Определены ли порядок  и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств?

• Да.

• Нет 

Заключены ли договоры о  полной материальной ответственности с материально ответственными лицами?

• Да.

• Нет 

Имеются ли у организации  структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс?

• Да.

• Нет 

Какой способ начисления амортизации применяется?

• Линейный.

• Уменьшаемого остатка.

• Списания по сумме чисел лет срока полезного использования.

• Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) 

Установлен ли в учетной  политике организации стоимостной  лимит (не более 20 000 руб.) для включения активов в состав основных средств?

• Да.

• Нет 

Определен ли порядок  проведения переоценки ОС?

• Да.

• Нет 

Определен ли порядок  учета ремонта производственных ОС?

• Да.

• Нет 

Определен ли способ начисления амортизации НМА?

• Да.

• Нет 

Какой порядок отражения  в учете приобретения и заготовления МПЗ применяется?

• По фактической себестоимости их приобретения.

• По учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 

Определен ли способ списания отпущенных в производство материалов?

• Да.

• Нет 

Определен ли порядок  списания отклонений фактической себестоимости  МПЗ от их учетной цены?

• Да.

• Нет 

Определен ли порядок  учета готовой продукции по заготовке  и доставке на склад?

• Да.

• Нет 

Определен ли метод учета выпуска  готовой продукции (по фактической  производственной себестоимости, по нормативной (плановой) себестоимости (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»), по прямым статьям затрат?

• Да.

• Нет

Определен ли способ распределения косвенных расходов (по величине заработной платы производственных рабочих; по величине прямых материальных затрат; по величине общих прямых затрат; по величине выручки от реализации продукции (работ, услуг)?

• Да.

• Нет

Какой порядок списания расходов на продажу применяется?

• Полностью в отчетном году их признания в учете.

• Распределяются между проданными и непроданными товарами (продукцией, работами, услугами)

Какой порядок оценки незавершенного производства используется?

• По фактической производственной себестоимости.

• По нормативной (плановой) производственной себестоимости.

• По прямым статьям затрат.

• По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов 

Принято ли решение о  создании резервов (по предстоящим  расходам и платежам, по сомнительным долгам, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание)?

• Да.

• Нет

Переводится ли долгосрочная задолженность по заемным средствам  в краткосрочную?

• Да.

• Нет 

Определен ли способ оценки при выбытии стоимости финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется?

• Да.

• Нет

Определен ли способ списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим  работам

• Да;

• Нет

Как учитываются затраты  по обычным видам деятельности?

• С использованием счетов 20–29.

• С использованием счетов 20–39.

В рамках аудиторской  проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические  моменты ведения налогового учета  на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:

1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:

главным бухгалтером;

бухгалтерской службой;

структурным подразделением и др.

2. Как составлены формы  первичной учетной документации:

на основе первичных  документов бухгалтерского учета;

на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.

3. Какова технология  обработки информации для налогового  учета:

ручная;

автоматизированная.

4. Как составлены формы  аналитических регистров налогового  учета:

на основе первичных  документов бухгалтерского учета;

на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.

5. Установлен ли перечень  лиц, имеющих право подписи  налоговых регистров.

6. Утвержден ли график  документооборота.

В рамках методологического  раздела проверяется п равильность  исчисления налога на прибыль и НДС.

Например, при проверке исчисления налога на прибыль анализируются  следующие вопросы, которые обязательно  должны быть освещены в рабочих бумагах  аудитора:

1. Какой метод начисления  амортизации используется для  объектов основных средств (ОС):

линейный метод;

нелинейный метод;

с применением понижающих коэффициентов;

без применения понижающих коэффициентов.

2. Определен ли метод  начисления амортизации ОС, используемых  для работы в условиях агрессивной  среды и повышенной сменности.

Информация о работе Аудит учетной политики