Учет оплаты труда и расчетов с персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие порядка учета оплаты труда и расчетов с персоналом, определение наиболее важных моментов по учету операций, которые связаны с начислением заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки. В соответствии с поставленной целью определяются задачи:

– Рассмотреть нормативные акты по учету заработной платы.

– Изучить формы, виды и системы оплаты труда;

– Ознакомиться с синтетическим учетом оплаты труда;

– Уделить внимание организации учета удержаний из заработной платы;

– Рассмотреть документальное оформление личного состава, начисления и выплат заработной платы.

– Рассмотреть и освоить порядок учета расчетов с персоналом.

Оглавление

Введение 3
Учет оплаты труда и расчетов с персоналом 5
1. Виды, формы и системы оплаты труда 5
1.1. Тарифная система оплаты труда 5
1.1.1. Повременная форма оплаты труда 7
1.1.2. Сдельная форма оплаты труда 8
1.2. Бестарифная система и другие системы оплаты труда 10
1.3. Основная и дополнительная оплата труда 11
2. Порядок начисления оплаты труда 12
2.1. Оплата труда при нормальных условиях труда 12
2.2. Доплаты за отклонение от нормальных условий труда 12
2.3. Расчет удержаний из заработной платы работников 16
2.3.1. Обязательные удержания 16
2.3.2. Удержания по инициативе работодателя 19
2.3.3. Удержания по инициативе работника 20
3. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом 21
3.1. Синтетический учет расчетов по оплате труда 21
3.1.1. Первичные документы и аналитический учет оплаты труда 24
3.2. Учет удержаний из заработной платы 29
3.3. Учет расчетов с подотчетными лицами 30
3.4. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям 31
Практическая часть 33
Заключение 54
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

     Оформленные первичные документы учета личного  состава, начисления и выплат заработной платы передаются в бухгалтерию для последующей оплаты труда персонала.

     Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка  работника за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производятся в расчетно-платежной ведомости (ф. № Т-49), которая, кроме того, служит документом для выплаты заработной платы за месяц.

     В ряде организаций (особенно крупных) вместо расчетно-платежных ведомостей применяются  расчетные ведомости (ф. № Т-51) и платежные ведомости (ф. № Т-53). В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащей выплате работникам. Платежную ведомость используется для выплаты заработной платы.

     Расчетно-платежные  ведомости или замещающие их расчетные и платежные ведомости применяются для расчетов с работниками за месяц.

     Аналитический учет расчетов с персоналом, по оплате труда ведется в лицевых счетах (ф. № Т-54 и ф. № Т-54а), открываемых на каждое физическое лицо, где регистрируются расчеты по оплате труда. В лицевых счетах записываются необходимые сведения о работнике(семейное положение, разряд, оклад, категория, время поступления на работу и др.). Лицевые счета заводятся ежегодно, т.е. на каждый календарный год.

     В лицевом счете отражаются все виды начислений и удержаний из заработной платы на основании первичных документов по учету выработки, выполненных работ, отработанного времени и других документов на разные виды оплаты труда.

     3.2. Учет удержаний  из заработной  платы

     Удержания из начисленной заработной платы  отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и  кредиту счетов:

     – 68 «Расчеты по налогам и сборам» (на сумму налога на доходы физических лиц);

     – 28 «Брак в производстве» (на сумму  удержаний с виновников брака);

     – 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на суммы по исполнительным листам).

     Погашение задолженности перед бюджетом отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» с кредита счета 51 «Расчетный счет», по алиментам – по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счета 50 «Касса» (при выдаче удержанных сумм из кассы), 51 «Расчетный счет» (при переводе по почте или зачислении на счет получателя в банке).  
 

     3.3. Учет расчетов  с подотчетными лицами

     Расходы на приобретение материальных ценностей, канцелярские расходы, командировочные и другие расходы могут оплачиваться наличными средствами через подотчетных лиц.

     Подотчетные лица – это работники организации, получившие под отчет наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-управленческие, хозяйственные или командировочные расходы.

     Список  должностей и лиц, имеющих право  получать наличные денежные средства под отчет, утверждается руководителем  организации, а средства на командировочные расходы выдаются на основе его приказа.

     Полученные  под отчет денежные средства разрешается  расходовать только на цели, на которые  они выданы.

     Основные  документы, которые используются при  учете расчетов с подотчетными лицами: расходный кассовый ордер, приходный кассовый ордер; командировочное удостоверение, платежная ведомость, авансовый отчет, прочие документы (счет, квитанция, билеты, торгово-закупочный акт).

     В установленные сроки подотчетное  лицо обязано представить авансовый  отчет об израсходованных суммах с приложением оправдательных документов (авансовые отчеты по командировкам – в течение трех дней, по заграничным командировкам – в течение десяти дней). Авансовый отчет утверждается руководителем организации, неизрасходованные суммы возвращаются в кассу, новый аванс выдается только после полного отчета по ранее выданному авансу.

     Для учета расчетов с подотчетными лицами применяется активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Схема бухгалтерских проводок такова:

     Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», кредит счета 50 «Касса» - выдан аванс под отчет (перерасход по авансовому отчету).

     Дебет счета 50 «Касса», кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - сдан в кассу  остаток аванса.

     Расходы, оплаченные за счет подотчетных сумм, на основании авансового отчета и в зависимости от назначения относятся:

Дебет Кредит
08 «Вложения во внеоборотные активы» 71 «Расчеты  с подотчетными лицами»
10 «Материалы»
15 «Приобретение  материалов»
20 «Основное  производство»
23 «Вспомогательные производства»
25 «Общепроизводственные  расходы»
26 «Общехозяйственные  расходы»
 
 

     Аналитический учет расчетов ведется в журнале-ордере № 7 по каждому подотчетному лицу и по каждому выданному авансу.

     3.4. Учет расчетов  с персоналом по  прочим операциям

     Учет  расчетов с персоналом по прочим операциям ведется на счете           73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», который предназначен для обобщения информации по расчетам с персоналом организации, кроме расчетов по оплате труда, а также по подотчетным и депонированным суммам.

     По  дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается задолженность  работников, а по кредиту – ее погашение.

     Если  организация осуществляет расчеты  с персоналом по займам, то в бухгалтерском  учете (на основании распоряжения администрации и кассовых документов) производятся следующие записи:

     Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по предоставленным  займам», кредит счетов 50 «Касса»,                       51 «Расчетный счет» – выдан заем (ссуда) работнику за счет средств организации.

     Дебет счетов 50 «Касса», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по предоставленным  займам» - погашена задолженность по займу работником.

     Расчеты по возмещению материального ущерба учитываются на счете 73 «Расчеты с  персоналом по прочим операциям», субсчет  «Расчеты по возмещению материального  ущерба».

     Это расчеты за ущерб, причиненный работниками  организации в результате хищений, брака, недостач и т.д. Подобные расчеты производятся на основании распоряжения руководителя организации, либо по решению суда.

     Суммы, подлежащие взысканию с работников организации, списываются в дебет  счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба», с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 28 «Потери от брака» и др.

     Взысканные  с работников суммы  удержаний  относятся с кредита счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» в дебет счетов 50 «Касса» на сумму внесенных платежей, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на сумму удержаний из заработной платы; 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на сумму списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.

     Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по работникам организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Практическая  часть 

Журнал  регистрации хозяйственных  операций за декабрь 2000г.

Табл. 1

№ п/п Описание операций текущего месяца Дт Кт сумма

(руб.)

1 Закуплено новое оборудование на сумму 60000руб. (в том числе НДС 18%).

Счет оплачен  в этом же месяце:

1.1  Закуплено новое оборудование 08 60 50847
    1.2. Учтен НДС по приобретенному оборудованию
19 60 9153
1.3. Оплачен счет поставщика 60 51 60000
1.4. НДС к вычету 68 19 9153
2 Произведены затраты на монтаж оборудования:
2.1. Списаны материалы по учетным  ценам 08 10 2000
2.2. Списано отклонение по ним 08 16 496
2.3. Оплата труда 08 70 10000
2.4. Отчисления на социальные нужды  26 % 08 69 2600
2.5. Списаны услуги сторонней организации 08 76 1017
2.5.1.  Выделен НДС 18% 19 76 183
2.6. Данные услуги в этом же  месяце оплачены 76 51 1200
    2.7. Списано в монтаж оборудование, требующее монтажа
08 07 6000
2.8. Объект основных средств оприходован: 01.1 08 22113
3 3. Получен  безвозмездно объект основных  средств
3.1. Получен безвозмездно объект  основных средств 08

98-2

98.2

91-1

5000

5000

3.2. Объект оприходован на баланс предприятия 01-1 08 5000
 
    3.3. Начислена  амортизация (срок полезного использования  8 лет) 
20 02 208
4 У арендодателя отражено:
4.1. Ежемесячное поступление арендной  платы 76 91-1 2360
4.2. Отражен НДС 18 % по арендной  плате 91-2 68.2 360
4.3. Арендная плата поступила на  расчетный счет  51 76 2360
4.4. Начислен износ по сданным  в аренду ОС 91-2 02 300
5 Реализуется объект основных средств:
    5.1. Отражена  выручка от реализации объекта  по рыночной стоимости 
62 91.1 18000
    5.2. Списана балансовая  стоимость реализованного объекта 
01.2 01 10000
    5.3.1. Списан износ  по данному объекту
02 01-2 500
    5.3.2. Списана  остаточная стоимость реализованного  объекта (1000-500)
91-2 01-2 9500
    5.4.Начислен  НДС на выручку от реализации объекта основных средств 18%
91-2 68.2 2746
5.5. Выручка поступила на расчетный  счет  51 62 18000,00
6 Начислен  износ по нематериальным активам

12000/(20х12)=12000/240=50

20 05 50
7 Согласно  учетной политики предприятия процесс  заготовления материалов ведется с учетом счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:
7.1. Акцептован счет поставщика за  материалы 15 60 37627
7.1.1. Выделен НДС 18% 19 60 6773
7.1.2. НДС к вычету 68 19 6773
    7.2. Материалы  получены и оприходованы по  учетным ценам
10 15 30000
    7.3. Отклонение  по приобретенным материальным  ценностям составило
16 15 7627
8 Реализованы материалы на сторону
    8.1. На прочие  расходы списана учетная стоимость  реализуемых материалов
91-2 10 3000
    8.2. Отражена  реализация  материалов по рыночной  стоимости
62 91-1 5040
8.2.1. В том числе НДС 18% 91 68 769
8.3. В составе прочих расходов  списано отклонение в стоимости  материальных ценностей в части,  приходящейся на реализованные материалы (отклонение из таблицы № 2) 91-2 16 743
9 Процесс производства:
    9.1. Списаны материалы  в основное производство по  учетным ценам
20 10 6000
    9.2. Списано отклонение  по ним (отклонение из таблицы  № 2)
20 16 1487
    9.3. Списаны материалы на общепроизводственные нужды
25 10 2000
9.4. Списано отклонение по ним 25 16 496
    9.5. Списаны материалы  на общехозяйственные цели
26 10 1000
9.6. Списано отклонение по ним 26 16 248
10 Услуги  сторонней организации
    10.1. На общепроизводственные цели списаны услуги сторонней организации
 
25
 
76
 
7800
10.2. По ним оприходован НДС 18% 19 76 1404
10.2.1. НДС к вычету 68 19 1404
    10.3. На общехозяйственные  нужды списаны услуги сторонней  организации
26 76 4200
10.3. По ним оприходован НДС 18% 19 76 756
10.3.1. НДС к вычету 68 19 756
11 Начислена заработная плата:
11.1. Рабочим основного производства 20 70 12000
11.2. Общепроизводственному персоналу 25 70 2000
11.3. Административному персоналу  26 70 1000
12 Начислен  социальный налог 26%:
12.1. На оплату  рабочих основного  производства 20 69 3120
    12.2.На оплату  рабочих обслуживающих производств
25 69 520
12.3.  На оплату труда управленческих  кадров 26 69 260
13 Начислена амортизация:
13.1. На оборудование основного производства 20 02 85
13.2. На общепроизводственный инвентарь 25 02 250
13.3. На общехозяйственный инвентарь 26 02 100
14 Материально ответственному лицу выдано:
14.1. В подотчет деньги из кассы 71 50 4000
14.2. Деньги согласно сданного авансового  отчета истрачены на
14.2.1. Общепроизводственные нужды 25 71 2000
14.2.2. Общехозяйственные нужды 26 71 1500
15 Списаны расходы будущих периодов, относящиеся  к отчетному периоду 20 97 10500
16 Начислен (фактический расход резерва)
16.1. Резерв на оплату отпусков 26 96 7000
16.2. Резерв на выплату за выслугу  лет 26 96 5000
16.3. Резерв в ремонтный фонд ОС 26 96 12000
17 Списаны на основное производство в конце  месяца
17.1. Общепроизводственные расходы 20 25 15066
17.2. Общехозяйственные расходы 20 26 42808
    17.3. Списана  готовая продукция по фактической  производственной себестоимости
43 20 40000
18 Реализована готовая продукция:
18.1. акцептован счет покупателем 62 90 60000
18.1.1. В том числе НДС 18% 90-3 68 9153
    18.2. Списана  фактическая себестоимость реализованной продукции
90-2 43 35000
    18.3. На расчетный  счет поступили средства в  счет отгруженной продукции
51 62 60000
19 К концу  года установлено, что часть готовой  продукции потеряла первоначальное значение, и ее цена снижена на 3% от суммы остатка счета 43 на начало года. Снижение произведено за счет резервов (счет 14) под снижение стоимости материальных ценностей.

25000 х 10%=2500

91.2 14 2500
20 20.1. Судом  присуждены штрафы и пени в  пользу нашего предприятия 76 91-1 7200
20.2. В том числе НДС 18% 91-2 68 1098
    20.3. В этом  же месяце деньги перечислены  на расчетный счет предприятия
51 76 7200
21 В связи  с истечением срока исковой давности списана кредиторская задолженность 76 91-1 2000
22
    22.1. На финансовый  результат списан остаток неиспользованного резерва по сомнительным долгам за прошлый год
63 91-1 3000
22.2. Вновь образован резерв по  сомнительным долгам в конце  года за текущий год 91-2 63 4000
23 На валютном счете организации числятся 140 долларов США по курсу 28,00 руб. за 1 доллар. На отчетную дату (31.12) курс вырос до 28,5 руб. за 1 доллар США
23.1. Определена положительная курсовая  разница 52 91-1 70
24 Начислен  налог на имущество 91-2 68.8 2000
25 Определен финансовый результат
25.1. Прибыль от продаж 90-9 99 15847
25.2. Прочие доходы 91-9 99 17154
26. Списаны услуги пожарной охраны по ликвидации стихийных бедствий 99 76 1000
27. Начислен  налог на прибыль по ставке 24% 99 68 7920
28. Выявлена  чистая прибыль 99 84 25081
  ИТОГО:   909334
 

Расчет валовой  прибыли: 15847 + 17154 = 33001

Об.д. 90-9 = 60000 – 44153 = 15847

Об.д. 91-9 = 17154 

Расчет налога на прибыль по ставке 24% :

33001 х 24% = 7920

Таблица 1 «Износ основных средств»

Содержание 

записи

Оборудование  основного производства Общепроизводственный  инвентарь Общехозяйственный инвентарь
Первоначальная  стоимость 102000 5000 12000
Годовая норма амортизации 1% 6% 10%
Годовая сумма 1020 3000 1200
Ежемесячная сумма 85 250 100
 

Таблица  2 «Определение процента отклонения по материальным ценностям" 

Содержание

операции

Плановая с/б  материалов

Дебет сч. 10

Фактическая с/б  материалов

Дебет сч. 15

Отклонение 

сч. 16

Остаток на начало месяца 25000 - 6000
Поступило в течение месяца 30000 37627 +7627
Израсходовано

или реализовано 

за месяц

5000 37627 -496
Остаток материалов на конец месяца 50000 - +13131

Информация о работе Учет оплаты труда и расчетов с персоналом