Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:23, курсовая работа
Минимальными государственными критериями в оплате труда в Республике Беларусь являются: минимальная заработная плата, Единая тарифная сетка работников республики и тарифная ставка первого разряда, которая устанавливается правительством страны с участием профсоюзов.
Минимальная заработная плата (месячная, почасовая) в настоящее время выполняет функцию минимальной оплаты труда в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников.
1. Расчеты с персоналом по оплате труда как объект бухгалтерского учета.
1.1 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь.
Вопросы труда, трудовых отношений работника и нанимателя, вопросы заработной платы, укрепления дисциплины труда являются наиважнейшими для каждого работника и для республики в целом.
Вопросы труда и трудовых отношений регулируются Конституцией Республики Беларусь, новым Трудовым кодексом, который вступил в силу с 1 января 2000 года, другими законодательными актами:
Декретом Президента Республики Беларусь № 29 от 26.07.99г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины»;
Постановлением Совета Министров от 2.08.99г. № 1180 «Об утверждении Положения о порядке и условиях контрактов нанимателей с работниками».
Система
государственного регулирования оплаты
труда в Республике Беларусь отображена
на схеме. (Рис.1.)
Рисунок 1. Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
В условиях рыночной экономики на величину заработной платы воздействуют ряд рыночных и нерыночных факторов, в результате которых складывается определенный уровень оплаты труда. (Рис 2)
Рисунок 1.2 Факторы, воздействующие на величину заработной платы
Минимальными государственными критериями в оплате труда в Республике Беларусь являются: минимальная заработная плата, Единая тарифная сетка работников республики и тарифная ставка первого разряда, которая устанавливается правительством страны с участием профсоюзов.
Минимальная заработная плата (месячная, почасовая) в настоящее время выполняет функцию минимальной оплаты труда в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников.
Минимальная заработная плата — это минимальный социальный стандарт в сфере оплаты труда в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.
Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и её применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.
Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, соотношения между её размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем - минимальным потребительским бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их размеров. [22]
Размер минимальной заработной платы ежегодно с января устанавливает правительство страны, исходя из показателей величины бюджета государства, утвержденного на очередной финансовый год, и размера среднемесячной заработной платы. Правительство определяет соотношение между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем — минимальным потребительским бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их параметров.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2011 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460000 руб., часовая – 2710 руб. [22]
В настоящее время бывшие функции минимальной заработной платы возложены на категорию «базовая величина». Штрафы, надбавки к заработной плате и др. исчисляются исходя из величины последней.
Правительство республики регулирует Единую тарифную сетку (ЕТС), которая является для предприятий различных форм собственности основой для определения уровня оплаты труда различных категорий работников производственной и бюджетной сферы. Тарифные сетки представляют собой ряд тарифных коэффициентов, соответствующих определенному числу установленных для данной отрасли разрядов. Тарифные коэффициенты показывают, насколько ставка какого-либо разряда выше ставки первого разряда, определяя тем самым соотношение в оплате труда разной сложности.
В настоящее время в реальном секторе экономики предприятиям предоставлено право самостоятельно устанавливать тарифные ставки, исходя из эффективности их работы.
Государственное управление оплатой труда включает доплаты к тарифным ставкам за работу в ночные смены, сверхурочные работы, праздничные и выходные дни, вредные условия производства, а также персональные надбавки для работников бюджетной сферы, в том числе для работников науки. Непосредственно вопросами управления оплатой труда, определения ее размеров, совершенствования ЕТС, других нормативов по оплате труда занимается Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. [24]
Существующая система оплаты труда в Беларуси сформирована в рамках социально направленной государственной политики. Соответственно, она сопряжена с выполнением общегосударственных программ социально-экономического развития и характеризуется высокой степенью вмешательства государства в установление ставок заработной платы, как для государственных, так и для частных предприятий.
Общие приоритеты системы оплаты труда в Беларуси в контексте существующей государственной политики можно резюмировать следующим образом:
3) обеспечение высоких поступлений в Фонд социальной защиты населения перераспределение этих средств в социальную сферу;
В отличие от англо-саксонской системы права, где существует свобода контракта, в белорусском праве доминируют общие для всех организаций правила оплаты труда работников.
Система оплаты труда в Беларуси формировалась с середины 90х гг., когда был принят ряд законов, ограничивающих возможности предприятий различных форм собственности независимо устанавливать ставки заработной платы для работников. Сейчас она представлена множеством нормативных правовых актов, которые не всегда согласуются между собой, а также с Конституцией и Трудовым кодексом. В частности, по оценкам бизнес-союзов, система регулирования оплаты труда допускает нарушения в предоставлении равных условий хозяйствования различным категориям предприятий (государственные, частные предприятия, предприятия с иностранными инвестициями), прав собственников и нанимателей.
Статья 63 Трудового кодекса утверждает право нанимателя устанавливать системы и размеры оплаты труда самостоятельно, правительство должно определять их лишь для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями. Тем не менее, в постановлении Министерства труда и социальной защиты от 20.09.2002 №123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения единой тарифной сетки работников РБ» установлено обязательное использование тарифной сетки для всех коммерческих организаций, и государственной и частной формы собственности, за исключением лишь организаций с иностранными инвестициями.
Вся система законодательного регулирования оплаты труда строилась первоначально с ориентацией на государственные предприятия, а затем постепенно распространилась и на частные. По мнению руководителей и топ-менеджеров частных малых и средних предприятий, принявших участие в фокус группе, проведенной Исследовательским центром ИПМ в июне 2008 г., а также представителей бизнес союзов, существующее законодательство в сфере оплаты труда в Беларуси запутанное и противоречивое, а сама система зарегулирована.
Помимо непосредственно Трудового кодекса
в Беларуси действуют более 200 нормативных
правовых актов по вопросам регулирования
труда, включая декреты и указы президента,
постановления Совета министров, Министерства
труда и социальной защиты, Министерства
экономики, Министерства финансов и других.
Более того, органы надзора за исполнением
трудового законодательства зачастую
требуют от предприятий выполнения тех
норм, которые прямо в нормативных актах
не указаны, а профессиональных разъяснений
относительно их применения, как отмечали
участники фокус группы, предприятиям
предоставить не могут. [20]
1.2
Формы и виды
заработной платы.
Состав фонда заработной
платы.
Существуют два главных вида оплаты труда:
1) основная, к
которой относится заработная
плата, начисляемая работникам
за отработанное время,
2)дополнительная – выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду (оплата очередных отпусков, льготных часов подростков, выходных пособий при увольнении и т.п.)
В зависимости от отрасли, производства, а также от категории работников существуют две основных формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременная форма оплаты труда основана на количестве отработанного времени и качестве (квалификации) затраченного труда. Она применяется на рабатах, где не возможно или не целесообразно использование сдельной оплаты, и рассчитывается с помощью тарифных ставок и должностных окладов. [ 17]
Повременная состоит из систем:
1. простой повременной системы, при которой оплата труда производится за определенное количество отработанного рабочего времени независимо от качества выполненных работ. Данная система оплаты труда недостаточно обеспечивает непосредственную связь между конечным результатами труда работника и его заработной платой. Поэтому широко распространен второй метод повременной оплаты труда;
2. повременно-премиальной системы, при которой производится не только оплата отработанного времени, но и существуют премии за качество работы. Премирование в этом случае является способом дополнительного материального вознаграждения работника за результаты труда и может производиться за ликвидацию простоев оборудования и простоев рабочих, экономию времени, безаварийную работу машин, оборудования, экономию материалов.
Премии
могут начисляться рабочим-
Сдельная форма оплаты труда базируется на объеме выполненной работы (количестве изготовленной продукции) и сдельной расценке за единицу работы (продукции). Она применяется на тех работах, где можно нормировать и точно учитывать результаты труда, а увеличение объема продукции не приведет к снижению ее качества и стимулирует повышение производительности труда и квалификации рабочих. На практике реализуется в виде следующих систем: прямой сдельной, сдельно-премиальной, сдельно-прогрессивной, косвенной сдельной, аккордной и аккордно-премиальной. Каждая из перечисленных систем в зависимости от норм организации труда может быть индивидуальной или коллективной (бригадной). [17]
Сдельная форма оплаты труда состоит из:
1. Прямая сдельная форма оплаты, при которой оплата труда рабочих повышается в прямой зависимости от количества выработанной ими продукции и выполненных работ, исходя из сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации.
Информация о работе Учет расчетов с персоналом по оплате труда