Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии и движении материально-производственных запасов может привести к неверному управленческому учету и как следствие, к убыткам.
Затраты на материально-производственные запасы служат основой и являются необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Особо важное значение имеет использование материально-производственных запасов и их расход.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….4
Понятие, содержание и классификация материально-производственных запасов…………6
Нормативно-правовое регулирование учета поступлания материалов………………………6
Понятие, содержание, задачи и требования, предъявляемые к учету материально-производственных запасов………………………………………………………………………….8
Классификация материально-производственных запасов……………………………………10
Оценка МПЗ…………………………………………………………………………………………..11
Документальное оформление заготовленияи приобретения МПЗ…………………………....17
Синтетический учет заготовления и пробретения материалов…………………………….…24
Учет материалов, приобретенных за плату……………………………………………………..27
Учет материалов, изготовленных собственными силами…………………………………….29
Особенности учета материалов поставки заказчика…………………………………………..30
Особенности учета материалов поставки инвестора…………………………………………..32
Особенности учета материалов поставки дольщика…………………………………………..33
Учет материалов, переданных в качестве давальческого сырья…………………………….34
МПЗ, полученные по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами……………………………………………………………………………………..……..35
МПЗ, полученные в результате списания имущества………………………………………………………………………………………...…35
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)…………………………………………………..36
Аналитический учет материальных запасов…………………………………………………….38
Учет неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути……………………41
Учет НДС по поступившим материальным запасам…………………………………………...46
Инвентаризация материалов………………………………………………………………………48
Порядок отражения учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов в отчетности………………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 105.63 Кб (Скачать)

На  субсчете  19-3 "Налог  на добавленную стоимость по  приобретенным материально-производственным     запасам"     учитываются      уплаченные (причитающиеся  к  уплате)  организацией  суммы  налога  на   добавленную стоимость, относящиеся  к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.

  • Счет  002  "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"  предназначен для обобщения информации  о  наличии  и  движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

     Организации-покупатели  учитывают на счете 002  "Товарно-материальные  ценности,  принятые  на  ответственное  хранение"  ценности,  принятые  на хранение,   в  случаях:  получения  от  поставщиков   товарно-материальных ценностей,  по  которым организация на  законных основаниях отказалась  от акцепта счетов платежных  требований и их оплаты; получения  от поставщиков неоплаченных  товарно-материальных  ценностей,  запрещенных  к расходованию

по  условиям  договора  до   их  оплаты;  принятия   товарно-материальных ценностей    на    ответственное    хранение    по    прочим    причинам.

Аналитический  учет  по  счету  002 "Товарно-материальные  ценности, принятые  на  ответственное  хранение" ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения.

  • Счет  003  "Материалы,  принятые  в  переработку"  предназначен  для обобщения  информации о наличии и движении сырья и материалов  заказчика, принятых   в   переработку   (давальческое   сырье),   не    оплачиваемых организацией-изготовителем.  Учет  затрат  по  переработке  или доработке сырья  и  материалов  ведется  на  счетах  учета  затрат на производство, отражающих связанные  с этим  затраты (за  исключением стоимости  сырья и

материалов  заказчика).   Сырье  и   материалы  заказчика,   принятые   в переработку, учитываются  на счете 003 "Материалы, принятые в  переработку" по ценам, предусмотренным  в договорах.

     Аналитический  учет по счету 003 "Материалы,  принятые в  переработку"  ведется  по  заказчикам,  видам,  сортам сырья и материалов  и  местам  их нахождения.

4.1 Учет материалов, приобретенных  за плату

 

Документами системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета предусмотрено два способа  отражения в бухгалтерском учете  поступления на предприятия материалов, приобретенных за плату, - с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» и без их использования. Выбор  способа закрепляется в учетной  политике предприятия.

Первый способ (без использования  счетов 15 и 16) предполагает следующую  схему бухгалтерских проводок:

Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и заказчиками», субсчет  «Авансы выданные» Кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму произведенной  оплаты поставщикам материалов;

 Дебет счета 10 Кредит  счета 60 – на сумму стоимости  поступивших материалов по договорным  ценам;

Дебет счета 10 Кредит счета 60 – на сумму работ и услуг  сторонних организаций, которые  в соответствии с нормативными документами  могут быть включены в фактическую  себестоимость приобретения материалов.

Кроме того, при этом возникают  отношения, связанные с налогом  на добавленную стоимость:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 – на сумму НДС  со стоимости приобретенных товаров, а также работ и услуг сторонних  организаций.

Вычет уплаченного НДС  производится в общем порядке  – при условии фактически произведенной  оплаты, оприходования материалов и  использования их при производстве товаров, работ, услуг.

В том случае, когда расходы  организации, связанные с приобретением  или заготовлением материалов, предварительно аккумулируются на счете 15, а счет 16 не используется, схема бухгалтерских  проводок будет аналогичной:

Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и заказчиками», субсчет  «Авансы выданные» Кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму произведенной  оплаты поставщикам материалов;

Дебет счета 15 Кредит счета 60 – на сумму стоимости поступивших  материалов по договорным ценам;

Дебет счета 15 Кредит счета 60 – на сумму работ и услуг  сторонних организаций, которые  в соответствии с нормативными документами  могут быть включены в фактическую  себестоимость приобретения материалов;

Дебет счета 10 Кредит счета 15 – на сумму фактической себестоимости  приобретения материалов.

В случае, если применяется  счет 16, схема проводок будет несколько  иной (при этом, как правило, используется и счет 15):

Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и заказчиками», субсчет  «Авансы выданные» Кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму произведенной  оплаты поставщикам материалов;

Дебет счета 15 Кредит счета 60 – на сумму стоимости поступивших  материалов по фактической себестоимости  приобретения;

Дебет счета 15 Кредит счета 60 – на сумму работ и услуг  сторонних организаций, которые  в соответствии с нормативными документами  могут быть включены в фактическую  себестоимость приобретения материалов;

Дебет счета 10 Кредит счета 15 – на сумму стоимости приобретенных  материалов по учетным ценам;

Дебет счета 16 Кредит счета 15 – на сумму отклонений в стоимости  приобретенных материалов (транспортно-заготовительных  расходов);

Дебет счетов учета производственных затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и т.д.) Кредит счета 10 –  на сумму стоимости использованных материалов по учетным ценам;

Дебет счетов учета производственных затрат Кредит счета 16 – на сумму  положительных отклонений стоимости  материалов

Или

Дебет счетов учета  производственных затрат Кредит счета 16 – на сумму отрицательных отклонений стоимости материалов.

Одна из двух последних  проводок оформляется одновременно с проводками, которыми материалы  списываются в производство.

Перечень расходов, включаемых в фактическую себестоимость  материалов, приобретенных за плату, изложен в пункте 68 Методических указаний и включает:

  • стоимость материалов по договорным ценам;
  • транспортно-заготовительные расходы;
  • расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Приведены и соответствующие  определения:

  • Стоимость материалов по договорным ценам представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.
  • Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

4.2. Учет материалов, изготовленных  собственными силами

 

При оприходовании материалов, изготовленных силами организации, схема бухгалтерских проводок существенно  проще – используются счета учета  производственных затрат и счета  учета материалов:

Дебет счета 23 Кредит счетов учета производственных затрат (10, 20, 23, 29, 70 и т.д.) – на сумму стоимости  работ, услуг вспомогательных производств  по изготовлению материалов;

Дебет счета 10 Кредит счета 23 – оприходование материалов на сумму фактической себестоимости  их изготовления.

Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов. Кроме случая изготовления материалов силами организации, накладная на внутреннее перемещение оформляется в следующих  случаях:

  • продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;
  • осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;
  • производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;
  • осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;
  • других аналогичных случаях.

Операции по передаче материалов из одного подразделения  организации в другое оформляются  также накладными на внутреннее перемещение  материалов.

4.3. Особенности учета материалов  поставленных заказчиком

 

Возложение обязанностей по обеспечению стройки материалами  на заказчика было весьма распространено в период плановой экономики –  когда поставщики материалов определенной номенклатуры фондировались, а фондодержателями являлись заказчики строительства  в центре, отраслевые, ведомственные и территориальные органы управления.

С переходом на рыночные отношения обеспечение строек материалами  существенно упростилось. Тем не менее, в ряде случаев по договору строительного подряда предусматривается  поставка заказчиком определенной номенклатуры материалов. Это обусловлено тем, что специализированные заказчики, давно работающие в этой сфере, располагают  собственными складскими помещениями, транспортом, а также квалифицированными работниками для приобретения, хранения и передачи в производство материально-производственных запасов. В этих условиях обеспечение  строительства материалами поставки заказчика может существенно  снизить затраты на производство строительной продукции, позволит оптимизировать размер оборотных средств, а также  осуществить действенный контроль за эффективностью использования материалов.

Необходимо помнить, что  организации-заказчики учитывают  материалы, предназначенные для  использования при производстве строительно-монтажных работ, на субсчете «Строительные материалы», открываемому к счету 10, независимо от вида материалов.

Так как передача материалов от заказчика к подрядчику не является реализационной операцией, то для отражения  их в бухгалтерском учете использование  счетов учета реализации не нужно. Специфика  учета строительной продукции такова, что подрядчик включает в себестоимость  выполненных строительно-монтажных  работ стоимость всех использованных материалов – независимо от того, оплачивались ли они подрядной организацией или  поступили от других участников договора строительного подряда.

Поэтому заказчику целесообразно  учитывать стоимость переданных подрядчику материалов в составе  авансов выданных – на счете 60, субсчет  «Расчеты по авансам выданным»:

Дебет счета 60 Кредит счета 10 – на сумму стоимости переданных подрядчику строительных материалов;

Дебет счета 60 Кредит счета 60 – на сумму стоимости материалов, зачтенных при расчетах за строительную продукцию.

В этом случае подрядная  организация учитывает стоимость  материалов поставки заказчика  (в  согласованной оценке) в составе  авансов полученных:

Дебет счета 10 Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным»  – на сумму стоимости полученных материалов;

Дебет счета 20 Кредит счета 10 – на сумму стоимости материалов, отпущенных в производство

и т.д.;

Дебет счета 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит счета 62, субсчет «Расчеты за выполненные  строительно-монтажные работы» –  на сумму стоимости материалов, зачтенную  при расчетах за выполненные работы.

Важно, что, несмотря на то, что  стоимость полученных материалов относится  в состав полученных авансов, включение  их в налоговую базу по НДС налоговым  законодательством не предусмотрено. Статья 162 части второй НК РФ обязывает  учитывать при определении налоговой  базы только суммы авансовых платежей – то есть авансы, полученные в денежной форме.

Списание материалов поставки заказчика на себестоимость выполненных  строительно-монтажных работ производится в общем порядке.

Если организацией-застройщиком приобретаются материалы, используемые в деятельности, не связанной с  производством строительных работ  или содержанием дирекции заказчика-застройщика, то они учитываются на других субсчетах  счета 10.

Кроме того, по операциям, связанным  с движением материалов, возникает  необходимость учета так называемых «возвратных сумм». В общем случае – при учете расходования материалов на промышленных предприятиях – возвратные материалы уменьшают себестоимость  продукции, работ, услуг. Однако в строительном производстве возвратные материалы  появляются и по причинам, не обусловленным  технологией процесса.

В случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляется разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных  расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие  размеры выделяемых заказчиком капитальных  вложений. Эти суммы не исключаются  из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой по названием «В том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также по итогам расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов