Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии и движении материально-производственных запасов может привести к неверному управленческому учету и как следствие, к убыткам.
Затраты на материально-производственные запасы служат основой и являются необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Особо важное значение имеет использование материально-производственных запасов и их расход.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….4
Понятие, содержание и классификация материально-производственных запасов…………6
Нормативно-правовое регулирование учета поступлания материалов………………………6
Понятие, содержание, задачи и требования, предъявляемые к учету материально-производственных запасов………………………………………………………………………….8
Классификация материально-производственных запасов……………………………………10
Оценка МПЗ…………………………………………………………………………………………..11
Документальное оформление заготовленияи приобретения МПЗ…………………………....17
Синтетический учет заготовления и пробретения материалов…………………………….…24
Учет материалов, приобретенных за плату……………………………………………………..27
Учет материалов, изготовленных собственными силами…………………………………….29
Особенности учета материалов поставки заказчика…………………………………………..30
Особенности учета материалов поставки инвестора…………………………………………..32
Особенности учета материалов поставки дольщика…………………………………………..33
Учет материалов, переданных в качестве давальческого сырья…………………………….34
МПЗ, полученные по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами……………………………………………………………………………………..……..35
МПЗ, полученные в результате списания имущества………………………………………………………………………………………...…35
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)…………………………………………………..36
Аналитический учет материальных запасов…………………………………………………….38
Учет неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути……………………41
Учет НДС по поступившим материальным запасам…………………………………………...46
Инвентаризация материалов………………………………………………………………………48
Порядок отражения учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов в отчетности………………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 105.63 Кб (Скачать)

Так как по своему экономическому содержанию стоимость таких материалов принадлежат стороне, финансирующей  строительство, а использоваться такие  материалы могут, как правило, только подрядными организациями, то возникает  необходимость применения особой схемы  бухгалтерского учета возвратных сумм.

На практике такие суммы  чаще всего учитываются в составе  прочих источников финансирования. Для  этих целей открывается отдельный  субсчет к счету 86 «Целевое финансирование».

При отражении этих сумм в расчетных документах делаются бухгалтерские проводки:

Дебет счета 60 Кредит счета 86 – на величину возвратных сумм

и

Дебет счета 60 Кредит счета 60 – на суммы, направленные на уменьшение задолженности перед подрядной  строительной организацией по стоимости  строительно-монтажных работ.

Конструкции, материалы и  изделия, учитываемые в возвратных суммах, следует отличать от так  называемых «оборачиваемых материалов» (опалубка, крепление и т.п.),  применяемых  в соответствии с технологией  строительного производства по нескольку  раз при выполнении отдельных  видов работ. Неоднократная их оборачиваемость  учтена в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие  конструкции и виды работ.

В бухгалтерском учете  подрядных строительных организаций  возвратные и оборачиваемые материалы  могут учитываться за балансом (на счете 002 «Товаро-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»), либо не учитываться (в том случае, когда условиями договора строительного  подряда не предусмотрена ответственность подрядчика за подобные материалы в течение периода между монтажом и оприходованием на складской учет).

Если перечисленные виды материалов остаются в собственности  подрядной организации, в бухгалтерском  учете это отражается обычным  порядком:

Дебет соответствующих субсчетов  счета 10 Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

4.4. Особенности  учета материалов поставки инвестора

 

Весьма распространенной практикой является поставка некоторых  видов материально-производственных запасов инвесторами строительства. Ранее, когда существовала единая схема  финансирования капитального строительства, различий между учетом материалов поставки заказчика и материалов поставки инвестора не существовало. В настоящее  время положение изменилось –  специализированный заказчик и инвестор все чаще представляют собой различные  коммерческие организации, каждая из которых  ведет собственный учет операций, связанных с осуществляемым строительством. Поэтому возникает необходимость  отдельного рассмотрения ситуации, когда  поставка материалов осуществляется инвестором.

В данном случае имеет смысл  поставку материалов осуществлять исключительно  через заказчика. Это обусловлено  тем, что в противном случае организовать нормальный учет использования выделенных ассигнований (источников финансирования) вряд ли будет возможно. Разумеется, заказчик строительства в этом случае учитывает полученные материалы, с  одной стороны, как имущество, а  с другой стороны как источник финансирования (целевое финансирование).

Следовательно, в бухгалтерском  учете поступление и списание материалов должно оформляться следующим  образом:

Дебет счета 10 Кредит счета 86 – на сумму стоимости материалов, поступающих в счет целевого финансирования;

Дебет счета 60 Кредит счета 10

и

Дебет счета 86 Кредит счета 86 – на сумму стоимости материалов, переданных подрядчику.

В бухгалтерском учете  инвестора суммы переданных материалов отражаются также, как и суммы  целевого финансирования, перечисленного в денежной форме. Необходимо отметить, что документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета  и отчетности вопросы учета таких  сумм однозначно не урегулированы. С  уверенностью можно сказать только одно: суммы использованных источников финансирования должны быть списаны  не позднее момента принятия законченных  объектов к учету. Так как основным источником финансирования капитальных  вложений (по терминологии новой Инструкции по применению Плана счетов – вложений во внеоборотные активы) является нераспределенная прибыль, то при списании источников дебетоваться должны источники ее учета.

По моему мнению, наиболее целесообразным представляется зачисление перечисленных сумм (сумм стоимости  имущества, переданного в счет целевого финансирования) на счет учета разных дебиторов и кредиторов, с которого они списываются после ввода  построенных объектов в эксплуатацию:

Дебет счета 76 Кредит счета 10 – на сумму переданных материалов;

Дебет счета 84 Кредит счета 76 – на сумму использованных источников финансирования.

В бухгалтерском учете  подрядной организации движение таких материалов отражается так  же, как движение материалов поставки заказчика.

4.5. Особенности учета материалов  поставки дольщика

 

 В настоящее время  широкое распространение получило  строительство (чаще всего жилых  домов и объектов социальной  сферы) на условиях долевого  участи нескольких участников  – юридических или физических  лиц.

В этом случае выделенные средства аккумулируются на счетах одной организации (специализированного заказчика  или одного из дольщиков, на которого возлагаются функции заказчика).

При этой схема бухгалтерского учета движения материалов будет  полностью аналогичной схеме, когда  поставщиком материалов является инвестор. Единственное различие заключается  в том, что по завершении строительства  каждый дольщик приходует у себя основные средства в части, которую  этот дольщик профинансировал.

Так как при долевом  финансировании строительства речь идет, как правило, о жилищном строительстве, то речь о вычете на добавленную  стоимость не идет.

4.6. Учет материалов, переданных  в качестве давальческого сырья

 

Методические указания допускают  ситуацию, при которой условиями  договора строительного подряда  предусмотрено приобретение части  строительных материалов заказчиком и  передача их подрядчику в качестве давальческого сырья. Следует отметить, что при строительстве традиционно  применяется иная схема – заказчик списывает материалы со своего баланса, а подрядчик приходует их по своему учету (по учетным, планово-учетным  или иным согласованным ценам):

Дебет счета 10 Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».

Подобная схема обеспечивает контроль за соблюдением сводного сметного лимита и существенно облегчает  процесс определения инвентарной  стоимости законченных объектов. Тем не менее, учет материалов поставки заказчика (или инвестора) как давальческого  сырья, может иметь место. Такая  схема, в частности предполагает иной подход к формированию проектно-сметной  документации и исключение стоимости  материалов из стоимости строящихся объектов. Как минимум, это требует  четкого определения количества и номенклатуры материалов поставки заказчика. Любое отклонение от ранее  согласованной структуры поставки материалов повлечет за собой необходимость  внесения изменений в проектно-сметную  документацию и корректировки расчетов.

В описанной ситуации в  учете подрядной организации  материалы, поступившие от заказчика, отражаются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». По окончании  выполнения строительно-монтажных  работ, для которых переданы материалы, заказчику представляется счет только на стоимость строительно-монтажных  работ (без включения в них  стоимости материалов). Суммы, учтенные на забалансовом счете 003, списываются  после документального оформления приемки объемов выполненных  работ.

В этом случае, заказчик стоимость  материалов со своего баланса не списывает, в учете делается внутренняя проводка по субсчетам счета 10 (дебетуется субсчет  «Материалы, переданные в переработку  на сторону» и кредитуется субсчет  «Строительные материалы»), а по окончании строительства – стоимость ранее переданных материалов включается в инвентарную стоимость законченного строительством объекта заказчиком строительства.

 

 

4.7 МПЗ, полученные по договорам,  предусматривающим оплату неденежными  средствами

 

Согласно статье 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется  передать в собственность другой стороны один товар в обмен  на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который  она обязуется передать, и покупателем  товара, который она обязуется  принять в обмен.

В случае заключения договора мены организация, получившая МПЗ, сможет принять их к бухгалтерскому учету  только после того, как выполнит свою часть обязательств по договору и передаст МПЗ другой стороне. До этого момента полученные МПЗ  должны учитываться на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Однако, для определения  суммы НДС, принимаемой к вычету при подобных операциях, нужно учитывать  положения пункта 2 статьи 172 НК РФ:

При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе  векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются  исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством  Российской Федерации), переданного  в счет их оплаты.

Таким образом, НДС, принимаемый  к вычету, исчисляется не со стоимости  полученных МПЗ, а с себестоимости  переданных МПЗ или продукции. В  соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01 суммы  НДС, не принимаемые к вычету, подлежат включению в фактическую себестоимость  полученных МПЗ.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина  РФ от 28 декабря 2001г. №119н, если договором  мены предусмотрен обмен неравноценных  товаров, разница между ними в  денежной форме числится у стороны, передавшей товар большей стоимости, по дебету счета расчетов. Образовавшаяся задолженность погашается в порядке, установленном договором.

4.8. МПЗ, полученны в результате  списания имущества

 

Оприходование пригодных  к дальнейшему использованию  запасных частей отражается в бухгалтерском  учете по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части», оприходование  металлолома – по дебету счета 10, субсчет 10-6 «Прочие материалы», в  корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

 

5. Транспортно - заготовительные  расходы (ТЗР)

 

Транспортно - заготовительные  расходы (ТЗР) организации принимаются  к учету путем: 
а) отнесения ТЗР на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов" согласно расчетным документам поставщика; 
б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы"; 
в) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально - производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение  ТЗР в фактическую себестоимость  материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и  групп материалов.

Конкретный вариант учета  ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной  политике.

Транспортно - заготовительные  расходы учитываются по отдельным  видам и (или) группам материалов. Если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в  случаях невозможности их отнесения  непосредственно по конкретным видам  и (или) группам материалов (например: по расходам, связанным с содержанием  заготовительно-складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций  и т.п.) допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету "Материалы" или в целом по счету "Заготовление и приобретение материалов".

При применении метода учета  ТЗР путем присоединения указанных  расходов к счету "Заготовление и  приобретение материалов" в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной  ценой) входит сумма ТЗР и разница  между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.

Сумма отклонений по окончании  месяца (отчетного периода) в полном объеме списывается на счет "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

В остатке по счету "Заготовление и приобретение материалов" у  организации - покупателя может числиться  только стоимость материалов, указанная  в расчетных документах поставщика (счет, счет - фактура, платежное требование - поручение и т.п.), на которые от последнего к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили.

Транспортно - заготовительные  расходы или отклонения в стоимости  материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды  управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета  производства, обслуживающих производств  и др.).

Списание отклонений в  стоимости материалов или ТЗР  по отдельным видам или группам  материалов производится пропорционально  учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих  отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение  месяца (отчетного периода) по учетной  стоимости.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов