Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии и движении материально-производственных запасов может привести к неверному управленческому учету и как следствие, к убыткам.
Затраты на материально-производственные запасы служат основой и являются необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Особо важное значение имеет использование материально-производственных запасов и их расход.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….4
Понятие, содержание и классификация материально-производственных запасов…………6
Нормативно-правовое регулирование учета поступлания материалов………………………6
Понятие, содержание, задачи и требования, предъявляемые к учету материально-производственных запасов………………………………………………………………………….8
Классификация материально-производственных запасов……………………………………10
Оценка МПЗ…………………………………………………………………………………………..11
Документальное оформление заготовленияи приобретения МПЗ…………………………....17
Синтетический учет заготовления и пробретения материалов…………………………….…24
Учет материалов, приобретенных за плату……………………………………………………..27
Учет материалов, изготовленных собственными силами…………………………………….29
Особенности учета материалов поставки заказчика…………………………………………..30
Особенности учета материалов поставки инвестора…………………………………………..32
Особенности учета материалов поставки дольщика…………………………………………..33
Учет материалов, переданных в качестве давальческого сырья…………………………….34
МПЗ, полученные по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами……………………………………………………………………………………..……..35
МПЗ, полученные в результате списания имущества………………………………………………………………………………………...…35
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)…………………………………………………..36
Аналитический учет материальных запасов…………………………………………………….38
Учет неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути……………………41
Учет НДС по поступившим материальным запасам…………………………………………...46
Инвентаризация материалов………………………………………………………………………48
Порядок отражения учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов в отчетности………………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 105.63 Кб (Скачать)

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при  списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных  материалов.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или  величины отклонений в стоимости  материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов: 
- при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет "Основное производство", "Вспомогательное производство" и на увеличение стоимости проданных материалов; 
- удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков); 
- в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца; 
- ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах; 
- ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов.

 

6. Аналитический учет материальных  запасов

 

Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется  на основе использования:

  • оборотных ведомостей;
  • сальдовым методом.

Учет ведется в разрезе  каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп  материалов, субсчетов и синтетических  счетов бухгалтерского учета.

  1. Учет материалов с использованием оборотных ведомостей.

П.137 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:

1. Вариант - с ведением  карточек учета материалов

В бухгалтерской службе ведутся  карточки учета материалов, которые  открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В  карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании  первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким  образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с  той лишь разницей, что в бухгалтерской  службе ведется количественный и  суммовой учет, а на складах и  подразделениях - только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в  бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.

В оборотных ведомостях указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • приход за месяц - количество и сумма;
  • расход за месяц - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

В каждой оборотной ведомости  выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий  итог по складу (подразделению). Группировка  материалов по субсчетам и синтетическим  счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования  номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие  отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная  ведомость, в которую переносятся  итоги оборотных ведомостей складов  и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам  и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов. Сводные оборотные ведомости  сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов  и подразделений.

  1. Вариант - без ведения карточек учета материалов

По данному варианта учета  карточки аналитического учета в  бухгалтерской службе не ведутся, все  приходные и расходные документы  группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в  оборотную ведомость. Оборотные  ведомости и сводные оборотные  ведомости ведутся так же, как  в первом варианте. Остатки в оборотных  ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов  и подразделений.

  1. Сальдовый метод учета материалов.

Сальдовый метод учета  материалов заключается в том, что  в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости  по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе  групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой  только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов. Материально ответственные  лица складов (подразделений) на основании  первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или  книгах складского учета, а в случаях, предусмотренных П.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, также и суммовой учет. Указанным П.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что если в  бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом. По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами. Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.

Исходя из этого, в сальдовой  ведомости указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

Целесообразно вести сальдовую  ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год. В сальдовой  ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две  графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма. На основании указанных сальдовых  ведомостей составляется сводная сальдовая  ведомость, в которую переносятся  итоги сальдовых ведомостей складов  и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим  счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый.

 

7. Учет неотфактурованных поставок  и материалов, находящихся в пути.

 

Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие  в организацию, на которые отсутствуют  расчетные документы (счет, платежное  требование, платежное требование - поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).

К неотфактурованным поставкам  не относятся поступившие, но неоплаченные материальные запасы, на которые имеются  расчетные документы. Такие материальные запасы принимаются и приходуются  организацией в общеустановленном  порядке с отнесением задолженности  по их оплате на счета расчетов.

На практике бывают случаи, когда запасы на конец месяца поступили  на склад, но расчетные документы  на их оплату от поставщика не получены. Либо оплаченные запасы отгружены поставщиком  и право собственности на них  перешло к организации, ее оплатившей, но запасы на отчетную дату не поступили  на склад организации. В первом случае полученные запасы рассматриваются  как неотфактурованные поставки, во втором – как запасы, находящиеся  в пути. В указанных случаях  организация отражает их стоимость  в составе собственных запасов, однако для контроля за их окончательной  оценкой и оприходованием на складе должны организовать их бухгалтерский  учет в специальных регистрах.

Запасы, поступившие на склад  без расчетных документов поставщиков (неотфактурованные поставки), оформляются  актом о приемке материалов типовой  ф. № 7 как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с  данными сопроводительных документов поставщика.

Акт в двух экземплярах  составляет приемная комиссия (в составе, установленном приказом по организации, с обязательным участием материально  ответственного лица и (или) представителя  незаинтересованной организации, например, аудиторской или профсоюза. В  приемном акте делается запись "Неотфактурованные  поставки" и производится оценка полученных запасов по учетным ценам.

В качестве учетной цены запасов согласно учетной политике организации может быть указана:

  • планово-расчетная цена запасов, установленная по их видам плановым отделом на определенный отчетный период – как правило, отчетный год. В этом случае по установленным ценам учитываются все запасы как при их принятии на учет, так и при списании на производство или использовании на иные цели;
  • договорная цена – цена поставщика, установленная в договоре поставки;
  • фактическая себестоимость покупных запасов (рыночная стоимость), сложившаяся на остаток запасов на начало отчетного месяца, в оценке, принятой в положении по учетной политике (средняя себестоимость; ФИФО, ЛИФО).

Оприходование неотфактурованных  поставок производится на основании  первого экземпляра указанного акта.

После оприходования запасов  приемные акты передаются с приложением  имеющихся документов в бухгалтерию. В дальнейшем второй экземпляр акта необходимо направить поставщику для  подтверждения принятия запасов  и отсутствия претензий.

В бухгалтерии проверяют, не относятся ли приемные акты на данные запасы к тем счетам поставщиков, по которым запасы числятся в учете  как находящиеся в пути. Если условиями  договора предусмотрено, что право  собственности на полученные запасы переходит к покупателю после  их оплаты, т. е. возможность их использования  в производстве и на иные цели наступает  после осуществления расчетов, то данные запасы, как и обязательства  перед поставщиками, учитываются  за балансом на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение" до момента их оплаты.

В бухгалтерии стоимость  запасов, поступивших как неотфактурованные  поставки, отражается в специальной  ведомости учета неотфактурованных  поставок. В данной ведомости запасы, поступившие на склад, отражаются по учетным ценам по их видам и  поставщикам. Ведомость открывается  на год и служит регистром аналитического учета поставок.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов