Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:54, курсовая работа
Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии и движении материально-производственных запасов может привести к неверному управленческому учету и как следствие, к убыткам.
Затраты на материально-производственные запасы служат основой и являются необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Особо важное значение имеет использование материально-производственных запасов и их расход.
Введение……………………………………………………………….4
Понятие, содержание и классификация материально-производственных запасов…………6
Нормативно-правовое регулирование учета поступлания материалов………………………6
Понятие, содержание, задачи и требования, предъявляемые к учету материально-производственных запасов………………………………………………………………………….8
Классификация материально-производственных запасов……………………………………10
Оценка МПЗ…………………………………………………………………………………………..11
Документальное оформление заготовленияи приобретения МПЗ…………………………....17
Синтетический учет заготовления и пробретения материалов…………………………….…24
Учет материалов, приобретенных за плату……………………………………………………..27
Учет материалов, изготовленных собственными силами…………………………………….29
Особенности учета материалов поставки заказчика…………………………………………..30
Особенности учета материалов поставки инвестора…………………………………………..32
Особенности учета материалов поставки дольщика…………………………………………..33
Учет материалов, переданных в качестве давальческого сырья…………………………….34
МПЗ, полученные по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами……………………………………………………………………………………..……..35
МПЗ, полученные в результате списания имущества………………………………………………………………………………………...…35
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)…………………………………………………..36
Аналитический учет материальных запасов…………………………………………………….38
Учет неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути……………………41
Учет НДС по поступившим материальным запасам…………………………………………...46
Инвентаризация материалов………………………………………………………………………48
Порядок отражения учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов в отчетности………………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………
Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре. К такому роду запасов относятся товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также материалы, принятые в переработку.
Оценка материально-
Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами.
Формы первичных учетных
документов утверждаются:
а) Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике по согласованию
с Министерством финансов Российской
Федерации - унифицированные формы первичной
учетной документации;
б) соответствующими министерствами и
иными органами федеральной исполнительной
власти - отраслевые формы;
в) организациями - формы первичных документов
для оформления хозяйственных операций,
по которым не предусмотрены унифицированные
и отраслевые формы. При разработке и утверждении
указанных форм учитывается специфика
деятельности этих организаций.
Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете.
Может составляться отдельный список наименований и устанавливаться особые правила оформления первичных учетных документов на выдачу особо дефицитных и (или) дорогостоящих запасов (запасов особого учета). Перечень таких запасов и особые правила оформления первичных учетных документов на их выдачу и порядок контроля за их расходованием (использованием) устанавливаются руководителем организации по представлению главного бухгалтера.
Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года.
Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
Программы кодирования, идентификации
и машинной обработки данных документов
на машинных носителях должны обладать
системой защиты и храниться в
организации в течение срока,
установленного для хранения соответствующих
первичных учетных документов.
В соответствии с Методическими указаниями
и ПБУ 5/01, материалы могут поступать следующим
образом:
приобретение за плату;
изготовление силами организации;
внесение в качестве вклада в уставный капитал;
безвозмездное получение;
поступление в результате товарообменной операции.
Методические указания подробно регламентируют документооборот, образующийся при поступлении материалов (особенно, при поступлении материалов, приобретенных за плату). В частности, установлено следующее: в соответствии с пунктом 44 основанием для осуществления расчетов при оплате материалов, поступивших по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам от поставщиков (грузоотправителей) являются следующие документы:
расчетные документы:
платежные требования;
платежные требования-поручения;
счета;
товарно-транспортные накладные
и т.п.
сопроводительные документы:
спецификации;
сертификаты;
качественные удостоверения
и т.п.
Нетрудно убедиться, что
формы перечисленных документов
не являются унифицированными формами
по учету МПЗ и не утверждены в
установленном порядке
Обычно рекомендуется
следующая схема
зарегистрировать документы
в журнале учета поступающих
грузов (форма журнала учета
Записи в журнал делаются уполномоченными работниками по мере поступления запасов на основании сопроводительных товаро-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приемке;
проверить соответствие данных
этих документов договорам поставки
(другим аналогичным договорам) по ассортименту,
ценам и количеству материалов, способу
и срокам отгрузки и другим условиям
поставки, предусмотренных договором.
Выполнение данной функции целесообразно
проводить в два этапа. Во-первых,
проводить проверку непосредственно
при поступлении грузов. Для этого
комиссия, принимающая грузы, должна
располагать необходимой
проверить правильность расчетов в расчетных документах. Проверку расчетов (прежде всего, арифметическую) также уместно проводить и при приемке, и при обработке документов – то есть в местах поступления или хранения материалов и в бухгалтерии;
акцептовать (оплатить) расчетные
документы полностью или
определить фактические
размеры ответственности в
передать документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.
Для получения материалов
со склада поставщика или от транспортной
организации уполномоченному
В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда от 13 августа 1996г. № 1792/96 и пунктом 45 Методических указаний доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами или распоряжением руководителя с приложением печати организации.
Доверенность от имени
юридического лица, основанного на
государственной или
Унифицированная форма доверенности
утверждена постановлением Госкомстата
РФ от 31 октября 1997г. № 71а «Об утверждении
унифицированных форм первичной
документации по учету труда и
его оплаты, основных средств и
нематериальных активов, материалов, МБП,
работ в капитальном
Поступившие в организацию
счета-фактуры, товарно-транспортные накладные,
акты и другие сопроводительные документы
на поступившие грузы передаются
соответствующему подразделению организации
(отделу материально-технического снабжения,
складу и т.п.) как основание для
приемки и оприходования
Поступившие материалы должны быть своевременно оприходованы. При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.
Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.
Приемка и оприходование
поступающих материалов и тары (под
материалы) оформляется соответствующими
складами, как правило, путем составления
приходных ордеров (типовая межотраслевая
форма № М-4 утверждена постановлением
Госкомстата России от 30 октября 1997г.
№ 71а), при отсутствии расхождений
между данными поставщика и фактическими
данными (по количеству и качеству).
Форма № М-4 применяется для
учета материалов, поступающих от
поставщика или из переработки. Приходный
ордер в одном экземпляре составляет
материально ответственное лицо
в день поступления ценностей
на склад. Приходный ордер должен
выписываться на фактически принятое
количество ценностей. Графа «Номер
паспорта» заполняется при
В приходном ордере указываются следующие реквизиты: организация; структурное подразделение; дата составления; склад; поставщик; страховая компания; корреспондирующий счет; номер документа; наименование материала; номенклатурный номер; единица измерения; количество; цена; сумма без НДС; сумма НДС; сумма с учетом НДС; номер паспорта; порядковый номер в складской картотеке.
На массовые однородные грузы,
прибывшие от одного и того же поставщика
несколько раз в течение дня,
допускается составление одного
приходного ордера в целом за день.
При этом на каждую отдельную приемку
материала в течение этого
дня делаются записи на обороте ордера,
которые в конце дня
Форма штампа нормативными документами не утверждена и, значит, может быть произвольной.
При перевозке грузов автотранспортом
приемка поступающих материалов
осуществляется на основе товарно-транспортной
накладной, получаемой от грузоотправителя
(при отсутствии расхождений между
данными накладной и
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.
В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.
Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.
Форма акта о приемке материалов (форма № М-7) также утверждена постановлением Госкомстата РФ № 71а. В указаниях по заполнению формы № М-7 уточнено, что она составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Акт о приемке материалов является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику или отправителю. Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе «Другие данные». Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.
Информация о работе Учет материально-производственных запасов