Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию учета кассовых операций на основе проведенного исследования нормативной базы, бухгалтерских положений, правил организации кассы, анализа порядка ведения учета и проведения ревизии в кассе исследуемого предприятия.
Введение…..……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Экономическая сущность учета денежных средств и пути совершенствования их учета в трудах ученых практиков……………….….........5
1. Сущность, понятие, стоимость денег…………………………………………..5
2. Пути совершенствования учета денежных средств в трудах ученых и практиков .. ..……………………………………………………………………..8
3. Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств в кассе…………………………………………. ………..……………………………12
Глава 2. Организационно-правовая характеристика и постановка учетно-финансовой работы в ТОО «Ингострой»…………………………………………18
2.1 Организационно-экономическая деятельность ТОО………………………...18
2.2 Организация учетной, налоговой работы ТОО………………………………23
Глава 3. Бухгалтерский учет кассовых операций в ТОО «Ингострой»………...26
3.1 Учет кассовых операций……………………………………………………….26
3.2 Инвентаризация кассовых операций…………………………………………31
3.3 Компьютерный учет кассовых операций……………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………………...40
Приложение…………………………………………………………………………42
Ф.Сейдахметова
(20) в своей статье «Деньги - основа оборотных
средств предприятия», поднимает вопросы
правильной организации учета денежных
средств. «В Учетной политике и в рабочем
плане счетов необходимо предусмотреть
правильную организацию учета денежных
средств с учетом специфики предприятия,
так как денежные взаиморасчеты являются
основой любой хозяйственной сделки. Так,
например, в хозяйственных договорах следует
отдельным пунктом выделять условия по
сделке, чтобы исключить конфликтные ситуации».
1.3 Нормативно-правовое
регулирование учета денежных средств
в кассе
Бухгалтерский учет в Республике Казахстан регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства, Министерства финансов, Национального Банка, Государственного комитета по статистике РК при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РК.
В
зависимости от назначения и статуса
нормативные документы
Таблица 1.1
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РК
1 уровень |
Законодательные акты, указы Президента РК и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации |
2 уровень |
Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности |
3 уровень |
Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РК и других ведомств |
4 уровень |
Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.) |
Законодательные акты, указы Президента РК и постановления Правительства, прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета и учета кассовых операций в организации обязательны к применению.
Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РК и других ведомств носят рекомендательный характер.
Указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, создаются непосредственно в организации и являются внутрифирменными документами.
Нормативным регулированием ведения денежных расчетов занимается Национальный банк РК, применяя разработанные им следующие нормативные документы:
Краткая
характеристика основных нормативных
актов и документов регулирования бухгалтерского
учета денежных средств в РК приведена
в таблице 1.2 .
Таблица 1.2
Краткая характеристика других основных нормативных актов и документов регулирования бухгалтерского учета в РК
№ | Название нормативного документа | Краткое содержание |
1 | 2 | 3 |
Гражданский кодекс Республики Казахстан | Определяет основания приобретения и перехода права собственности на денежные средства, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера. | |
Налоговый кодекс Республики Казахстан | Определяет налогообложение операций по движению денежных средств. | |
Закон РК от 15.02.2007 г. № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» | Определяет правовые основы бухгалтерского учета денежных средств, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности. | |
Закон РК от 29.06.1998 г.. № 237-I «О платежах и переводах денег» | Определяет порядок проведения платежей и переводов в наличной и безналичной форме. | |
Национальные
стандарты бухгалтерской |
Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требование к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета денежных средств. | |
Мин. Финансов РК от 22.06.2007 г. № 221 «Правила ведения бухгалтерского учета» | Определяет порядок ведения бухгалтерского учета. | |
1 | 2 | 3 |
7. |
Мин. Финансов РК от 23.05.2007 г. № 185 «Типовой план счетов бухгалтерского учета» |
Устанавливают состав и формы бухгалтерской отчетности. |
8. | Мин .Финансов РК от 21.06.2007 г. № 215 «Формы налоговых регистров» | Определяет понятие доходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания дохода в отчетности. |
9. | Мин. Финансов РК от 21.06.2007 г. № 216 «Об утверждении форм первичных учетных документов» | Определяет формы первичных учетных документов. |
10. | Мин. Финансов РК от 24.03.1997 г. № 9-3-2-3/1847 «По применению контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью» | Порядок применения
контрольно-кассовых аппаратов с
фискальной памятью.
. |
11. | Рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.) | Определяют правила и порядок ведения бухгалтерского учета денежных средств в конкретной организации. |
Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета разработаны в разное время, в силу чего некоторые из них вступают в противоречие друг с другом. В этой связи, при использовании данных нормативных актов в практической деятельности хозяйствующие субъекты должны руководствоваться следующими правилами:
Таким образом, обзор нормативной базы позволяет сделать вывод о том, что она обширна, довольно сложна и в условиях рыночной экономики динамична, вследствие чего от бухгалтеров на участке учета денежных средств требуется не только внимательность, скрупулезность и хорошая память, но и ее знание. А соблюдение законодательства может обеспечить правильную постановку бухгалтерского учета кассовых операций.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров.
При несоблюдении организациями условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в РК применяются следующие меры административной ответственности:
В соответствии со статьей 203 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (далее КоАП) установлена административная ответственность за осуществление юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше 4 000 МРП.
Согласно
статье 636 КоАП составление протоколов
об административных правонарушениях,
предусмотренных статьей 23 КоАП, отнесено
к компетенции органов
На руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством РК размере минимальной месячной оплаты труда (МРП).
Неприменение ККМ в установленных законом случаях влечет наложение административного штрафа на организацию (юридическое лицо).
Наложение административного штрафа за неприменение ККМ на юридическое лицо не освобождает от ответственности должностное лицо (руководителя организации, главного бухгалтера, кассира) данной организации.
Контроль
организаций по выполнению ими порядка
ведения кассовых операций и соблюдению
правил организации наличного
В ходе проверок банками контролируются:
Материалы проверок оформляются справкой и при необходимости копии справок направляются в соответствующие в органы РК по месту учета организаций для принятия к организациям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью.
В
целях проверки правильности обращения
с наличными денежными
В сроки, установленные руководителем организации или учреждения, а также при смене кассиров производится внезапная инвентаризация (ревизия) кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.
Инвентаризация наличных денежных средств, разных ценностей и документов проводится комиссией, назначаемой приказом (решением, постановлением, распоряжением) руководителя организации или учреждения.
До начала проверки фактического наличия денежных средств и денежных документов инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств.
Материально ответственные лица должны дать расписки о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества.
Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета.
Остаток денежной наличности сверяется с данными учета по кассовой книге. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Для
отражения результатов
Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица.
При
смене материально
Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств и денежных документов не производятся.
Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и помарок в акте не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.