Учет денежных средств на текущем банковском счете в национальной и иностранной валютах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С этих пор сохранились многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит, котировка и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учета была написана выдающимся итальянским математиком Лукой Пачоли (1445-1515 ), в разделе которой «Трактат о счетах и записях» и был описан способ ведения двойной бухгалтерии.

Оглавление

Введение
3
1. Теоретические аспекты операций на текущих банковских счетах
7
1.1 Открытие и порядок ведения операций на текущих счетах банка
7
2. Учет денежных средств на текущем банковском счете
12
2.1 Документальное оформление учета денежных средств на текущем банковском счете
14
3. Учет денежных средств на текущем счете в иностранной валюте
24
Заключение
30
Список литературы
33
Приложения

Файлы: 1 файл

Учет в национальной и иностарнной валютах.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством  которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие исполняющие банки.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и  инкассовые поручения предъявляются  получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через  банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные  документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемых в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.

При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика  и при отсутствии в договоре банковского  счета условия об оплате расчетных  документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в  очередности, установленной законодательством.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются  при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и  без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика  расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

  • установленных законодательством;
  • предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

 

Платежное требование составляется на специальном бланке. В платежном  требовании обязательно указываются:

  • условие оплаты;
  • срок для акцепта;
  • дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) плательщику;
  • наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара.

 

Срок для акцепта  платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе и в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотива отказа.

Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется  заявлением об отказе от акцепта, составленном в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.

Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

При неполучении в  установленный срок отказа от акцепта  платежных требований они считаются акцептованными.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств  со счетов плательщиков на основании  законодательства в поле «Условие оплаты»  получатель средств проставляет  «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия), на основании которого осуществляется взыскание. В поле «Назначение платежа» взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы.

Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

Отсутствие условия  о безакцептном списании денежных средств  в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня.

При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке  предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня.

Ответственность за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание денежных средств  несет получатель средств.

Инкассовое поручение  является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

 

Инкассовые поручения  применяются:

  • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • для взыскания по исполнительным документам;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

 

Инкассовое поручение составляется на специальном бланке. Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

  • по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;
  • при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
  • по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

 

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового  поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.

При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи.

Аккредитив открывается  для расчетов только с одним получателем. Получатель средств может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями  аккредитива.

В основной договор могут  быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.

Платеж по аккредитиву  производится в безналичном порядке  путем перечисления суммы аккредитива  на счет получателя средств. Допускаются  частичные платежи по аккредитиву.

За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Аккредитивы бывают:

  • покрытые (депонированные);
  • непокрытые (гарантированные).

 

В случае покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент переводит собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

В аккредитиве должно быть указано, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован  банком-эмитентом без предварительного согласия с поставщиком. Безотзывной  аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учет денежных средств на текущем счете в иностранной валюте

 

Операции с иностранной  валютой могут осуществлять любые  предприятия. С этой целью необходимо открыть в банке, имеющем разрешение (лицензию) от Национального банка Республики Казахстан и на совершение операций в иностранной валюте, текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными банками.

Валютный счет - это  счет в банковском учреждении, принадлежащий юридическому или физическому лицу, на котором накапливаются и расходуются их средства в иностранной (конвертируемой) валюте. По средствам на валютных счетах банками начисляются проценты в тех валютах, в которых они имеют доходы от размещения средств на международном валютном рынке.

Предприятия любой формы  собственности и хозяйствования могут заниматься внешнеторговой деятельностью, для осуществления которой они  могут открывать валютный счет на территории Республики Казахстан. Такой счет может быть открыт в банке, который имеет лицензию Национального банка РК на проведение операций с иностранной валютой.

Работая по договорам-контрактам, заключенным российскими предприятиями - участниками внешнеэкономической  деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, предприятия обязаны 50% выручки продавать на валютном рынке, через уполномоченные банки, в течение 14 дней со дня ее зачисления. Эта особенность требует первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте на так называемый транзитный счет. Банк сообщает клиенту о зачисленных суммах с целью своевременного получения от него документа о продаже и зачислении инвалютных средств на текущий счет. Если распоряжение от предприятия о продаже инвалюты не получено, то банк может проводить ее самостоятельно.

К поручению на обязательную продажу валюты прилагается платежное  поручение для возмещения рублевого  эквивалента проданной валюты и  ее зачисления на расчетный счет предприятия. Таким образом, вся выручка в иностранной валюте делится на две части: 50% в виде инвалюты зачисляется на текущий валютный счет, остальные 50% в тенговом эквиваленте (по курсу, установленному НБ РК) - на расчетный счет.

При ведении операций, приносящих иностранную валюту, предприятия имеют право зачислять на валютный счет выручку, получаемую в соответствии с внешнеэкономической деятельностью, покупать и продавать валюту. При поступлении выручки в иностранной валюте в соответствии с законом предприятие обязано 50% выручки продавать на валютном рынке через уполномоченные банки. Остальные 50% поступают на валютный счет.

Согласно пп.4 п.1 ст. 1  Закона РК от 13 июня 2005г №57-III   «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие валютные операции включают в себя:

  • операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;
  • ввоз, пересылка и перевод на территорию РК, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которого выражен в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами.

 

В соответствии с МСБУ (IAS) №21  компания может осуществлять валютные операции двумя способами:

Информация о работе Учет денежных средств на текущем банковском счете в национальной и иностранной валютах