Учет денежных средств на текущем банковском счете в национальной и иностранной валютах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С этих пор сохранились многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит, котировка и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учета была написана выдающимся итальянским математиком Лукой Пачоли (1445-1515 ), в разделе которой «Трактат о счетах и записях» и был описан способ ведения двойной бухгалтерии.

Оглавление

Введение
3
1. Теоретические аспекты операций на текущих банковских счетах
7
1.1 Открытие и порядок ведения операций на текущих счетах банка
7
2. Учет денежных средств на текущем банковском счете
12
2.1 Документальное оформление учета денежных средств на текущем банковском счете
14
3. Учет денежных средств на текущем счете в иностранной валюте
24
Заключение
30
Список литературы
33
Приложения

Файлы: 1 файл

Учет в национальной и иностарнной валютах.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

2.1. Документальное оформление движения  денежных средств на счетах  в банках

 

Банк контролирует операции, совершаемые по расчетному счету. В частности проверяет, не проводит ли предприятие - владелец счета операции, не соответствующие характеру его деятельности, предусмотренной уставом, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов.

Все операции по расчетному счету банк проводит с  согласия владельца или на основании его распоряжений   (документально установленной формы).

Наличные деньги с расчетного счета выдаются предприятию (на оплату труда, пособий по временной  нетрудоспособности, премий, на командировочные, представительские и хозяйственные  расходы, на приобретение горюче-смазочных материалов) на основании чеков. Денежный чек представляет собой распоряжение предприятия банку выдать указанную в нем сумму наличных денег с его расчетного счета. Предприятие получает чековые книжки в обслуживающем его учреждении банка. Чек заполняют от руки чернилами или шариковой ручкой. В нем указывают сумму, дату выдачи, наименование получателя, а также сведения о назначении полученных сумм (на оплату труда, на хозяйственные, представительские или командировочные расходы и т.д.).

 

Прием и выдача денег  или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной  формы, утвержденной им же. Движение средств на расчетном счете оформляется документами, утвержденными банком. В таблице 1 представлены формы безналичных и наличных расчетов денежных средств.

 

Таблица 1

Формы расчетов

 

БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

Платежное поручение

Объявление на взнос  наличными 

Платежное требование

Денежный  чек 

Чек расчетный

 

Инкассовое поручение

 

Аккредитив 

 

Чек - это ценная бумага, содержащая распоряжение банку выдать определенную сумму денег лицу, предъявившему чек к оплате.

Чек денежный представляется банку для снятия с расчетного счета предприятия указанной  в чеке суммы наличных денег, необходимых  на выплату заработной платы, пособий или пенсий, командировочные расходы, хозяйственные нужды.

Одновременно с заполнением  чека его реквизиты переносятся  в корешок, остающийся у предприятия  в чековой книжке и являющийся оправдательным документом. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки. Чеки подписывают лица, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету, и скрепляют печатью предприятия. Какие-либо исправления, хотя и оговоренные, в чеках не допускаются. Чеки бывают именными и на предъявителя. Именной чек выписывается на конкретное лицо (кассира) с указанием его фамилии, имени, отчества и паспортных данных.

Объявление  на взнос наличными представляется банку при внесении наличных денег на расчетный счет.

Объявление на взнос  наличными заполняют в одном  экземпляре, в нем обязательно  указывают источник вносимых денег (выручка за реализованную продукцию, оказанные услуги, депонированная заработная плата и др.). В подтверждение  получения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправдательным документом и основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе.

Платежным поручением (приложение2) является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежное поручение  исполняется банком в срок, предусмотренный  законодательством, или в более  короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

Платежными поручениями  могут производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата (размещения) кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями  основного договора платежные поручения  могут использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

Предприятие периодически (ежедневно  или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку  из расчетного счета, т.е. перечень произведенных  им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Платежными поручениями рассчитываются:

  • по взносам в бюджет;
  • с органами страхования и социального обеспечения;
  • при переводе заработной платы на счета работников в банке;
  • при погашении задолженности;
  • для предварительной и последующей оплаты счетов за выполненные работы и услуги, за товарно-материальные ценности.

Платежные поручения  выписываются на специальном бланке и предъявляются в банк в течение 10 дней со дня выписки (день выписки  в расчет не принимается). Платежное  поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на расчетном счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета  по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских  записей. Все приложенные к выписке  документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 6280 «Прочие доходы», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях проверенной  выписки против сумм операций и в  документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 1030 «Денежные  средства на текущем банковском счете», а на документах указывается еще  и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

Для осуществления безналичных  расчетов и хранения временно свободных  денежных средств субъекты открывают  текущие и другие (валютные) расчетные  счета в зависимости от вида и характера их деятельности. Расчетному счету банк присваивает номер (ИИК), который сообщается представителю субъекта.

Операции по снятию денежных средств с расчетного счета банк производит по письменному распоряжению владельца счета (платежное поручение, денежный чек, письменных согласий при оплате документов поставщиков и подрядчиков), а также по документам, взыскиваемым денежные средства в бесспорном порядке (по решению арбитража, суда, налоговых органов).

В сроки (ежедневно, через день, еженедельно и т.д.) согласованные между субъектом и банком, субъект забирает выписку со своего расчетного счета с приложением подтверждающим каждую операцию по данной выписки. В конце года банк и клиент производят сверку наличности на расчетном счете.

В соответствии с действующим  законодательством все субъекты обязаны хранить денежные средства на расчетном счете в обслуживающем  их учреждении банка. Расчетный счет открывается на основании следующих  документов:

  • заявление на открытом счете;
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати;
  • справка органа налоговой службы, подтверждающая факт постановки субъекта на налоговый учет;
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия устава;
  • копия учредительного договора (при числе учредителей более одного).

Операции по расчетному счету регулируется действующим  законодательством и производится, как правило, на основании письменных приказов владельца счета в пределах свободного остатка денежных средств. С согласия (акцепта) владельца счета  осуществляется списание денежных средств по платежным требованиям-поручениям поставщиков и подрядчиков. Без согласия владельца счета списание средств производится при взыскании недоимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для которых установлен бесспорный порядок списания средств по распоряжениям взыскателей.

Все платежи со счетов субъектов, включая платежи в  бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке календарной  очередности поступления в банк расчетных документов (наступления  сроков платежей). Очередность платежей по обязательствам субъектов, объявленных банками неплатежеспособными, определяется руководителем учреждения банка.

Требования к содержанию расчетных документов определяет Национальный банк Республики Казахстан.

Субъект может оспаривать правильность списания средств путем обращения к взыскателю, а в соответствующих случаях - путем предъявления иска. Претензии по расчетам направляются предприятием в обслуживающее учреждение банка.

По счетам субъектов  банк открывает лицевые счета (в двух экземплярах). Первый является выпиской из лицевого счета и выдается хозяйствующему субъекту, второй - лицевым счетом. Выписка заверяется подписью исполнителя и оттиском печати банка «Для выписок». Каждое исправление в выписках должно быть заверено подписями исполнителя и главного бухгалтера или его заместителя и скреплено оттиском печати банка. На документах, прилагаемых к выпискам, должны быть проставлены штамп, которым оформляются выписки, с включением кода операционного работника, подписавшего выписку и календарный штемпель с указанием даты записи данных документов по лицевому счету. Выписки выдаются в сроки, установленные по согласованию с субъектом, лицам, имеющим право первой или второй подписи или другим работниками по доверенности субъекта.

Предприятие получает от банка выписку из расчетного счета (приложение 1), обязательными реквизитами которой являются:

  • номер счета клиента;
  • дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим остатком для последующей выписки;
  • суммы, зачисленные и списанные с расчетного счета;
  • остаток средств на расчетном счете на дату составления выписки.

 

К банковской выписке  прилагаются оправдательные документы, подтверждающие правомерность списания и зачисления средств на расчетный  счет. Порядок списания средств с расчетного счета регламентирован Гражданским кодексом РФ.

 

Выписка обрабатывается бухгалтером ежедневно, путем проставления на полях кодов счетов, корреспондирующих  с расчетным счетом.

  • свидетельство о государственной регистрации предприятия, выданное регистрирующим органом (или его копию, заверенную нотариально);
  • прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально копии устава и учредительного договора. В случаях, когда у предприятия один учредитель, вместо учредительного договора прилагается решение учредителя о создании предприятия;
  • карточки с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме (два экземпляра), заверенные нотариально. Подпись является обязательным реквизитом документов, служащих для приемки и выдачи денежных средств и товарно-матери альных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств. Такие документы подписываются двумя подписями: первой и второй. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем; право второй подписи - главному бухгалтеру предприятия и уполномоченным на то лицам.

Информация о работе Учет денежных средств на текущем банковском счете в национальной и иностранной валютах