Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бухгалтерский учет".
1.Учет поступления основных средств
ОС поступают в организацию и принимаются к б/у в случаях их приобретения, сооружения (изготовления), внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и прочих поступлений.
Самым распространенным способом поступления ОС является их приобретение за плату по договору купли-продажи.
Все расходы по покупке ОС, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС; регистрационные сборы и таможенные пошлины; гос пошлины по приобретению прав на ОС; вознаграждения посреднической организации и др.), собираются на счете 08«вложения во внеоборотные активы».4«приобретение объектов ОС». Таким образом, при документальном подтверждении совершенных операций в б/у делаются следующие записи: Д08.4, 19.1«НДС при приобретении ОС» К60«расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66«расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67«расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76«расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
При учете приобретения ОС, требующих монтажа: Д07«оборудование к установке», 19.1 К60.
При передаче оборудования в монтаж: Д08.4 К07, 60.
Если принимается к учету объект ОС после сооружения (строительства, изготовления), то бух отражение этой операции может быть различным, в зависимости от того, подрядным (сторонней организацией) или хоз (самостоятельным подразделением организации) способом сооружался объект.
При подрядном способе сооружения принятие на учет объекта отражается той же проводкой, что и приобретение по договору купли-продажи. Если же сооружение производилось собственными силами, то вся сумма произведенных затрат предварительно собирается на счете вспомогательного подразделения и включается в фактическую первоначальную стоимость объекта СО: Д08.3«строительство объектов ОС» К23«вспомогательные пр -ва». Когда объект ОС поступает в организацию как вклад в уставный капитал от учредителя, то на счетах б/у эта операция отражается: Д08.4 К75«расчеты с учредителями».1«расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».
Предоставление организациям ОС в безвозмездное пользование: Д08.4 К98«доходы будущих периодов».2«безвозмездные поступления».
После ввода в эксплуатацию безвозмездно полученных объектов суммы списываются в течение всего срока полезного использования этих объектов в размере начисленной по ним амортизации.
Учет оприходования объектов ОС ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов.
При введении объектов ОС в эксплуатацию комиссия, назначаемая руководителем организации, оформляет акт приема-передачи. Для этих целей могут использоваться следующие виды унифицированных документов: «Акт о приемке-передаче объекта ОС (кроме зданий, сооружений)» (форма № ОС-1); «Акт о приемке-передаче здания (сооружения)» (форма № ОС-1а); «Акт о приемке-передаче групп объектов ОС (кроме зданий, сооружений)» (форма № ОС-16). В любом случае в акте приема-передачи указываются характеристика объекта, его местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, соответствие техническим условиям, номер амортизационной группы. К акту приема-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции).
Если на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме (поступлении) оборудования» (форма № ОС-14). Акт также составляется комиссией по приему ОС и утверждается руководителем организации. При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется «Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). Если монтаж осуществляется подрядным способом, то в состав комиссии должен входить представитель этой монтажной организации. Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав ОС оформляется актом по форме № ОС-1 или № ОС-16.
Каждому объекту ОС, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта. Обычно объекты нумеруются по серийно-порядковой системе, номера указываются во всех первичных документах и регистрах б/у. Как правило, поступающим объектам назначаются новые порядковые номера; присвоение номеров выбывших объектов может привести к путанице и ошибкам в учете.
Акт приемки-передачи вместе с приложенными техническими документами передается в бухгалтерию организации, где на его основании открывают инвентарную карточку. Рекомендуется открывать одну из унифицированных форм, форма № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта ОС» (для одного объекта); форма № ОС-ба «Инвентарная карточка группового учета ОС» (для нескольких объектов); форма № ОС-66 «Инвентарная книга учета ОС» (для использования на малых предприятиях). В инвентарных карточках отражается весь путь движения объекта (или группы): поступление, все перемещения внутри организации, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, выбытие или списание, а также отражаются сведения о начисленной амортизации с начала эксплуатации и о переоценке ОС. Кроме того, в инвентарной карточке указываются номера амортизационных групп ОС, сведения об объектах отдельно на дату передачи и на дату принятия к б/у.
На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения ОС.
Учет наличия и движения ОС, введенных в эксплуатацию, ведется на активном инвентарном счете 01«ОС».
Операция ввода в эксплуатацию объектов ОС после их приобретения по договору купли-продажи отражается: Д01 К08.4«приобретение объектов ОС».
Аналогичной бух записью отражается и изменение первоначальной стоимости объектов ОС при их реконструкции, достройке или дооборудовании.
После оплаты счета поставщика за приобретенный объект ОС и ввода объекта в эксплуатацию НДС по приобретенному объекту принимается к зачету: Д68«расчеты по налогам и сборам».«Расчеты по НДС» К19«НДС по приобретенным ценностям».
2.Учет амортизации основных средств
В процессе эксплуатации и под влиянием времени ОС изнашиваются, т.е. теряют свои первоначальные технические возможности и свойства. В связи с этим изменяется и их первоначальная стоимость.
Стоимостное выражение износа
ОС погашается путем включения в
себестоимость изготовленной
Амортизации подлежат объекты ОС, находящиеся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.
Не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Кроме того, амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры), объектам внешнего благоустройства (лесного и дорожного хозяйства), а также по продуктивному скоту, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, по объектам ОС некоммерческих организаций. По этим объектам износ начисляется в конце отчетного года по установленным нормам а/о и показывается на отдельном забалансовом счете 010 «Износ ОС» Износ по указанным выше объектам начисляется по К010. При выбытии отдельных объектов сумма износа по ним списывается с Д010. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.
А/о по объекту ОС начисляются начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем его принятия к б/у. Амортизация начисляется независимо от результатов деятельности организации и отражается в б/у в том отчетном периоде, к которому относится.
А/о начисляются до полного погашения стоимости либо списания объекта, т.е. до момента прекращения права собственности на объект ОС (и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания).
В течение срока полезного использования объекта ОС начисление амортизации прекращается только в случаях его перевода приказом руководителя на консервацию на срок более 3 месяцев или на период его восстановления, который превышает 12 месяцев. Объекты ОС со стоимостью не более 40000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
Начисление амортизации объектов ОС в б/у производится одним из способов: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции.
Организация самостоятельно выбирает способ начисления амортизации по объектам ОС и указывает его в своей учетной политике. Выбранный способ начисления а/о применяется в течение всего срока полезного использования объекта.
При линейном способе годовую сумму а/о определяют исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования. (ОС-120т/р, срок полезного использования-5 лет. Годовая норма амортизации (100%:5 лет=20%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит 24т/р (120000х20%=24000))
При способе уменьшаемого
остатка годовую сумму а/о определяют
исходя из остаточной стоимости объекта
на начало отчетного года и нормы амортизации,
исчисленной с учетом срока полезного
использования этого объекта и коэффициента
ускорения. (условия те же, коэффициент
ускорения-2. Норма амортизации=40%. В первый
год эксплуатации годовая сумма а/о составляет
40% от первоначальной стоимости объекта,
или 48т/р (120000х40%=48000). Во второй год эксплуатации
она начисляется в размере 40% от остаточной
стоимости объекта, и составит 28,8т/р ((120000-48000)х40%=28800).
В третий год а/о начислят в сумме 17,28т/р
((120000-48000-28800)х40%=
При способе списания стоимости
по сумме чисел лет срока
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции а/о начисляются с учетом показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта. (условия те же, предполагается за весь срок использования объекта выпустить 150т/е продукции. Соотношение первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема выпуска продукции равно 80% (120000/150000х100%=80%). Планируемый выпуск продукции в текущем году составляет 30т/е. Годовая сумма а/о составит 24т/р (30000х80%=24000))
Расчет а/о производится в специальной ведомости в разрезе мест эксплуатации, видов или отдельных инвентарных объектов ОС. А/о по объектам ОС начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа, в размере 1/12 годовой суммы.
Итоги ведомости расчета а/о используются для отражения начисленных сумм на синтетическом счете 02«амортизация ОС». Начисление отражается: Д20«основное пр-во», 23«вспомогательные пр-ва», 25«ОПР», 26«ОХР», 29«обслуживающие пр-ва и хоз-ва» К02«амортизация ОС».
По ОС, сданным в аренду (если это не является основной деятельностью организации), амортизацию начисляет арендодатель отражает: Д91«прочие доходы и расходы».2«прочие расходы» К02«амортизация ОС».
Амортизируемые ОС подразделяются на 10 групп в зависимости от сроков их полезного использования: 1) от 1 до 2 лет; 2) свыше 2 до 3 лет; 3) свыше 3 до 5 лет; 4) свыше 5 до 7 лет; 5) свыше 7 до 10 лет; 6) свыше 10 до 15 лет; 7) свыше 15 до 20 лет; 8) свыше 20 до 25 лет; 9) свыше 25 до 30 лет; 10) свыше 30 лет.
3.Учет выбытия основных средств
Объекты ОС выбывают из хозяйствующих субъектов по следующим причинам: продажа (реализация) объекта; списание в случае морального и физического износа; ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; передача по договорам мены, дарения.
Перемещение объектов ОС между структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается.
Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта ОС, а актом по форме № ОС-46 — одновременное списание нескольких объектов.
Оформленные акты на списание ОС передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге).
Инвентарные карточки по выбывшим ОС продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее 5 лет.
Выбытие отражается: Д01«ОС» К02«амортизация ОС»; Д01«ОС» К01«ОС».
Таким образом, на субсчете «Выбытие ОС» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта ОС. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается: Д91«прочие доходы и расходы».2«прочие расходы» К01«ОС».
Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это начисленная з/п работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже ОС; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов, эти операции отражаются: Д91.2 К10«материалы», 70«расчеты с персоналом по оплате труда», 69«расчеты по соц страхованию и обеспечению», 68«расчеты по налогам и сборам», 60«расчеты с поставщиками и подрядчиками».