Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:11, реферат

Краткое описание

Международные стандарты финансовой отчетности начали разрабатываться в соответствии потребностями транснациональных корпораций. Стандарты применялись на предприятиях и в финансовых учреждениях разных стран, имеющих неодинаковый уровень экономического развития и свои национальные, часто вековые традиции. Имея дочерние предприятия, филиалы и представительства на территории нескольких государств, такие корпорации столкнулись с существенными различиями в порядке ведения бухгалтерского учета, налоговом законодательстве, оценке средств в балансе и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 История развития международных стандартов учета и финансовой отчетности
1.2 Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета
1.3 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и его деятельность
1.4 Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, НОРМАТИВОВ БУХГАЛТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУХГАЛТЕРОВ
2.1 Стандарты, определяющие учетную политику
2.2 Представление финансовой отчетности и ее состав
2.3 Отражение в зарубежной финансовой отчетности доходов, расходов и финансового результата предприятия
2.4 Исправление существенных ошибок в учете
2.5 Кадровое обеспечение бухгалтерского учета и развитие профессиональной этики бухгалтеров
3 ПЕРЕХОД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1 Нормативно-правовое регулирование перехода казахстанской системы учета на МСФО
3.2 Методология перехода предприятий на счета МСФО
3.3 Сходства и различия в Казахстанской и международной финансовой отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

фин учет мсфо.docx

— 153.83 Кб (Скачать)

К тому же внедрению  стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом  в области регулирования и  методологии учета.

Комитет по международным  стандартам бухгалтерского учета принимает  во внимание эти негативные факторы  и ведет активную работу по их устранению. Так, 1 января 1989 г. Комитет опубликовал  документ Е32 «Сопоставимость финансовой отчетности», в котором приведено 29 предложений по ограничению возможностей выбора методов учета, разрешенных  действующими МСФО. Этот документ многими  специалистами рассматривается  как один из лучших проектов КМСФО. Он позволяет в известной степени  устранить ряд различий в содержании отчетности и упростить процедуры  ее трансформации при проведении сравнительного анализа в международном  контексте.

Что касается разработки интерпретаций, то решение именно этой проблемы было признано одним из приоритетных направлений деятельности КМСФО  на ближайшие годы. Более того, в 1996 г. было принято решение о создании в рамках КМСФО постоянного Комитета по интерпретации стандартов (Standing Interpretations Committee, SIC).

Судя по всему, в 1999-2002 гг. компании и биржи большинства  стран будут составлять финансовые отчеты, используя МСФО. Но это вовсе  не означает, что во всех случаях  переход к международным стандартам является единственно правильным решением. Активная позиция страны, отстаивающей свои взгляды, может изменить точку  зрения КМСФО, поскольку Комитет  стремится получить и обобщить опыт различных стран в организации  учетных систем. Вполне возможно, что  в течение ближайших лет конституция  Комитета претерпит некоторые изменения  в направлении крепнущего взаимодействия между КМСФО и национальными  организациями, устанавливающими стандарты  в своих государствах.

1.3 Комитет по  международным стандартам финансовой  отчетности и его деятельность

Комитет по международным  стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был организован в 1973 году представителями  профессиональных организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 2000 году до реорганизации  КМСФО его членами были 153 профессиональных бухгалтерских и аудиторских  ассоциации из 112 стран мира. В настоящее  время членство в КМСФО отменено, 14 членов Правления КМСФО представляют Австралию и Новую Зеландию, Великобританию, Германию, Канаду, США, Францию, Южную  Африку, Японию. Казахстан представлен  в Консультативном совете по стандартам при Правлении КМСФО, наряду с  еще 28 странами и пятью международными организациями, такими как Всемирный  банк, Международный валютный фонд и др.

С момента своего создания КМСФО занимается программой по разработке стандартов учета, получившей широкое признание во всем мире. В 2001 году действовали 34 международных стандарта финансовой отчетности, выпущенных КМСФО. После реорганизации КМСФО в 2001 году новое Правление переименовало стандарты из «Международных стандартов учета» (International Accounting Standards) в «Международные стандарты финансовой отчетности» (International Financial Reporting Standards). Данный факт свидетельствует, в том числе, о расширении поля деятельности КМСФО, который начинает уделять большее внимание вопросам представления в отчетности компаний не только бухгалтерской, но и финансовой информации. В частности, на повестке дня Правления КМСФО стоит проект по так называемому «Докладу менеджмента» (Management Analysis) как части финансовой отчетности, не связанной непосредственно с содержанием бухгалтерской отчетности.

В мае 2000 г. был  принят новый Устав, согласно которому Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был учрежден как независимое юридическое  лицо, управляемое 19 Доверенными лицами. В соответствии с данным Уставом, КМСФО в своей деятельности преследует следующие цели:

а) разработка, в  интересах общественности, единой системы  высококачественных, понятных и имеющих  обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать  обоснованные экономические решения;

б) распространение  и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов; и

в) обеспечение  максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с Международными стандартами  финансовой отчетности исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.

Перечисленные выше цели Правления КМСФО отличаются от тех, которые были провозглашены  КМСФО до его реорганизации и  включали разработку единой системы  высококачественных стандартов и гармонизацию учетных систем различных стран  мира. Новые цели КМСФО, как мы видим, в большей мере, нежели раньше, ориентированы  на обеспечение практического применения МСФО (цель (б)) и их конвергенцию с  национальными системами учета.

Цель максимального  сближения национальных стандартов финансовой отчетности с международными в настоящий момент является одной  из наиболее важных для Правления КМСФО. При этом, члены Правления неоднократно подчеркивали, что максимальное сближение национальных и международных стандартов не является самоцелью и не может быть достигнуто путем выпуска некоего набора примитивных правил. Так, в Информационном бюллетене Правления КМСФО (IASB Insight) за март 2001 года в статье Председателя Правления Дэвида Твиди «Цель – максимальное сближение» говорится о том, что без активного участия органов, устанавливающих национальные стандарты, невозможно говорить о высококачественных стандартах на международном уровне. Таким образом, только путем кооперации усилий различных стран достижение поставленной цели становится возможным. Очевидно, однако, что национальные организации, устанавливающие стандарты финансовой отчетности, могут иметь различные, а иногда и противоположные, позиции по рассматриваемым вопросам, согласовать которые весьма нелегко.[7, с. 151]

Следует отметить также, что цель на максимальное сближение (конвергенцию) МСФО с национальными  системами учета отличается от провозглашенной  ранее цели гармонизации стандартов финансовой отчетности во всем мире. Гармонизация представляла собой более расплывчатое, чисто теоретическое понятие, в  идеале предполагавшее, что в конечном итоге страны перейдут к использованию  МСФО в качестве национальной системы учета. Конвергенция не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения МСФО с национальными стандартами, предусматривающими вовлечение в процесс разработки и совершенствования МСФО профессионалов из различных стран мира и, таким образом, достижение единых подходов к решению вопросов учета и отчетности на национальных уровнях. Именно поэтому значительное внимание в реализации цели конвергенции Правление КМСФО намерено уделять процессу совместных обсуждений проектов документов КМСФО с организациями, устанавливающими национальные стандарты в различных странах, а также на заседаниях Консультативного совета по стандартам. Этот орган был создан летом 2001 года специально для того, чтобы обеспечить максимальное участие заинтересованных лиц, представляющих различные страны и организации, в процессе подготовки Международных стандартов финансовой отчетности.

Исходя из целей  деятельности и после консультаций с Консультативным советом по стандартам, Правление КМСФО сформулировало в 2001 году свой рабочий план, в который  включены более 20 проектов, касающихся разработки новых и совершенствования  действующих МСФО. Часть из этих вопросов является объектом прямого  интереса стран с развивающимся  рынком. Так, среди приоритетных вопросов особый интерес представляет проект по первому применению МСФО (First Application of IFRS). Среди прочего на повестке дня Правления следует выделить вопросы финансовой отчетности в добывающих отраслях, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса и предприятиях, действующих в условиях развивающихся рынков.

В целом, новые  тенденции в развитии МСФО свидетельствуют  о переходе этих стандартов в более  практическую плоскость. Так, например, ранее считалось, что вопросы  обеспечения соблюдения стандартов не входят в сферу деятельности КМСФО. Аналогично, КМСФО не занимался вопросами  практических рекомендаций по применению стандартов (единственное исключение – сборники вопросов и ответов  по применению МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»). Теперь же в  числе приоритетов Правления  – руководство по первому применению МСФО. И, наконец, проведение исследований по выявлению различий между национальными  системами отчетности и МСФО в  части учета определенных операций и статей (например, в области  вознаграждений работникам) также свидетельствует  о переходе КМСФО на новый уровень  в плане практического применения стандартов.

Переход деятельности КМСФО в более практическую плоскость  связан с наметившейся тенденцией к  существенному расширению практики применения МСФО: в 2000 году Европейская  комиссия выступила с инициативой, одобренной впоследствии Европарламентом, о переходе к 2005 году всех европейских  компаний, чьи ценные бумаги обращаются на биржах, к составлению и представлению  консолидированной (сводной) отчетности по МСФО. Это означает, что, по крайне мере, 7000 крупнейших европейских компаний будут применять МСФО. Кроме того, в 1999 году Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Security Commission, IOSCO) рекомендовала МСФО для применения в целях листинга на биржах, что также способствовало существенному укреплению авторитета КМСФО и появлению новых приоритетов в его деятельности.

Правление Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (Правление КМСФО) в составе  четырнадцати человек (двенадцать Членов работают в нем постоянно, а двое – по совместительству) несет исключительную ответственность за разработку стандартов бухгалтерского учета. Процесс разработки Стандарта может состоять из следующих  этапов:

а) в начале проекта  Правление КМСФО формирует Подготовительный комитет или консультативную  группу для предоставления рекомендаций по спорным вопросам, возникающим  в ходе проекта. В течение всего  проекта проводятся консультации с  Подготовительным комитетом, консультативной  группой или Консультативным  советом по стандартам;

б) в рамках основных проектов Правление КМСФО разрабатывает  и представляет на рассмотрение общественности «Проект основных принципов» (Draft Statement of Principles) или другой документ аналогичного содержания;

в) после изучения полученных комментариев Правление  КМСФО разрабатывает и представляет на рассмотрение общественности «Предварительный вариант стандарта» (Exposure Draft); и

г) после изучения полученных комментариев Правление  КМСФО выпускает окончательный  вариант Стандарта.[7, с. 158]

Одновременно  с публикацией Стандарта Правление  КМСФО выпускает «Основу для  выводов» (Basis for Conclusions), где разъясняются причины сделанных выводов и содержится исходная информация, которая может оказаться полезной при практическом применении стандартов КМСФО. Кроме того, Правление КМСФО публикует несовпадающие мнения.

В настоящее  время членами Консультативной  группы являются такие организации, как Международная федерация  ценных бумаг и финансов (Federation Internationale des Bourses de Valeurs), Международная ассоциация образования и исследований в области бухгалтерского учета (International Association for Accounting Education and Research), Международные банковские ассоциации (International Banking Associations), Международная ассоциация адвокатов (International Bar Association), Международная Торговая Палата (International Chamber of Commerce), Международная конфедерация свободных профсоюзов (International Confederation of Free Trade Unions), Всемирная конфедерация труда (World Confederation of Labour), Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), Всемирный Банк (The World Bank), Европейская Комиссия (European Commission), Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board) и Подразделение Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям и инвестициям (United Nations Division on Transnational Corporations and Investment). Две последние организации выступают в качестве наблюдателей.

Правление КМСФО  дважды в год встречается с  Консультативной группой для  обсуждения проектов Комитета, его  рабочей программы и долгосрочной перспективы развития. Таким образом, Консультативная группа играет важную роль в процессе разработки и принятия международных стандартов бухгалтерского учета.

Для достижения наибольшей степени приемлемости Международных  стандартов финансовой отчетности в  условиях их использования на уровне компаний в 1996 г. была основана Интерпретационная  комиссия. В нее входят эксперты, являющиеся представителями организаций, составляющих Консультативную группу. Они участвуют в обсуждении и  принятии международных учетных  стандартов. Работа Интерпретационной  комиссии является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии КМСФО.

Разработка Международного стандарта финансовой отчетности ведется  в рамках открытого процесса, предусматривающего обсуждение спорных технических  вопросов и оценку поступающей информации посредством целого ряда механизмов. В зависимости от характера проекта  у заинтересованных сторон имеются  следующие возможности для участия  в разработке Международных стандартов финансовой отчетности:

а)      участие в формировании позиции в качестве Члена Консультативного совета по стандартам;

б)      участие в работе Подготовительного комитета;

в)      участие в работе других специализированных консультативных групп;

г)       представление комментариев по Проекту основных принципов или другому документу с аналогичным содержанием;

д)      представление комментариев по Предварительному варианту стандарта;

е)       участие в открытых слушаниях; и

ж)      участие в апробации стандартов на практике.

Правление КМСФО  публикует годовой отчет о  работе, проделанной за предыдущий год, и приоритетных направлениях деятельности на будущий год. Благодаря данному  отчету у заинтересованных сторон появляется возможность высказать свои комментарии.

Пользователям финансовой информации (например, банкирам и инвесторам) трудно принимать рациональные решения, когда компании руководствуются  различными стандартами учета. В  результате акции этих компаний не котируются на рынке ценных бумаг, что  приводит к занижению рейтинга компании, а, следовательно, и их стоимости. В  настоящее время международные  рынки представляют широкие возможности для развития компаний. За пределами своей страны компании находят рынки сбыта и капитал для финансирования своей деятельности. Очевидно также, что на фондовом рынке транснациональные компании выходят победителями, оставляя далеко позади себя компании, функционирующие на внутреннем рынке.

Информация о работе Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности