Международные стандарты финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:01, реферат

Краткое описание

Международные стандарты – это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации. МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур. Структура МСА включают в себя: − введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов; − разделы, излагающие суть стандарта; − приложение (для некоторых стандарто

Файлы: 1 файл

аудит 3.docx

— 19.55 Кб (Скачать)

Международные  стандарты – это  документы,  формирующие  единые  требования,  при  соблюдении  которых  обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.  МСА  предназначены  для  применения  при  аудите  финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита  другой информации.  МСА содержат основные  принципы,  необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.  Структура МСА включают в себя:  −  введение, где отражаются цель и задачи, стоящие  перед  аудитором, а  также даются определения  важнейших используемых терминов;  −  разделы, излагающие суть стандарта;  −  приложение (для некоторых стандартов).

В исключительных случаях возможно аргументированное  аудитором отступление от МСА.  МСА применяются только в  отношении  существенных  аспектов  финансовой  отчетности.  Это означает, что  возможны отступления от МСА в  ситуациях  с несущественными  показателями или обстоятельствами.  Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского  учета  и  своей  бухгалтерской  отчетностью  в  мировую  систему. МСА призваны регулировать единство организации,  порядка  и  оформления  процедур,  а  также  результаты  аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют  национальные  стандарты (положения,  существующие  в  ряде  стран мировой экономики).  МСА в различных странах используются многовариантно.  Так, в России, Голландии и других странах МСА принимаются за  базу  при  разработке  своих  национальных  стандартов.  В  США,  Англии, Канаде, Швеции существуют свои национальные положения. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности.  В ряде государств, таких как Нигерия, Шри-Ланка и др.,  МСА приняты как национальные.  Как известно  МСА должны применяться только к существенным  аспектам. Однако мировая практика допускает возможность  отступления  от  них с целью достижения  наибольшей эффективности аудиторских проверок. В этом случае аудитор обязан аргументировано обосновать это отступление.  Разрабатывает МСА Комитет  по  международной  аудиторской практике (КМАП), который является одним из комитетов совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ).  Основные  цели,  которые  преследует  данный  комитет  при разработке МСА:  −  гармонизировать  национальные  правила  и  другие  нормативные  документы в  области  аудита  с  целью предоставления высококачественных  услуг  для всего мирового  сообщества;  −  поднять уровень профессионализма аудиторов в странах,  где он ниже общемирового.

. Законодательство  Республики Казахстан об аудиторской  деятельности основывается на  Конституции Республики Казахстан  и состоит из настоящего Закона  и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержит законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, то применяются правила международного договора.

При оценке эффективности и надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля руководствуются правилом (стандартом) Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в  себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной  деятельности проверяемого экономического субъекта:

1)  учетная  политика и основные принципы  ведения бухгалтерского учета;

2) организационная  структура подразделения, ответственного  за ведение бухгалтерского учета  и подготовку бухгалтерской отчетности;

3) распределение  обязанностей и полномочий между  работниками, принимающими участие  в ведении учета и подготовки  отчетности;

 4) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

5) порядок  отражения хозяйственных операций  в регистрах бухгалтерского учета,  формы и методы обобщения данных  таких регистров;

6) порядок  подготовки периодической бухгалтерской  отчетности на основе данных  бухгалтерского учета;

7) критические  области учета, где риск возникновения  ошибок или искажений бухгалтерской  отчетности особенно высок;

средства  контроля, предусмотренные в отдельных  областях системы учета.

Аудиторы  в ходе проверки обязаны указать  соответствие организации системы  б/у действующим нормативным документам и отразить это в рабочей документации. 

   Система бухгалтерского учета  экономического субъекта может  считаться эффективной, если в  ходе фиксации хозяйственных  операций выполняются следующие  требования:

а) операции в учете правильно отражают временной  период их осуществления;

 б)  операции в учете зафиксированы  в правильных суммах;

 в)  операции правильно и в соответствии  с действующим законодательством   и учетной политикой отражены  на счетах бухгалтерского учета;

г) зафиксированы  детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

д) ограничена возможность появления злоупотреблений. 

В ходе проверки следует ознакомиться с  внутренними документами проверяемого эк.субъекта, которые касаются организации, постановки и ведения б/у и определить в какой мере реальное состояние дел соответствует положениям вышеперечисленных документов.

Масштаб системы внутреннего контроля и  ее особенности, а также степень  их формализации должны соответствовать  размерам экономического субъекта и  особенностям его деятельности. Система  внутреннего контроля – совокупность организационной структуры, методик  и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для эффективного ведения хозяйственной деятельности.

  Система  включает следующие элементы:

систему бухучета;

контрольную среду;

процедуры контроля. 

Порядок оценки системы внутреннего контроля.

Аудитор обязан оценивать систему внутреннего  контроля экономического субъекта не менее чем в следующие три  этапа:

1) общее  знакомство с системой внутреннего  контроля;

 Общее  знакомство с системой внутреннего  контроля

 Аудиторской  организации в начале работы  следует получить общее представление  о специфике и масштабе деятельности  экономического субъекта и системе  его бухгалтерского учета. По  итогам первоначального знакомства  аудиторская организация должна  принять решение о том, может  ли она в своей работе вообще  полагаться на систему внутреннего  контроля экономического субъекта, подлежащего проверке.

2) первичная  оценка надежности системы внутреннего  контроля;

 Первичная  оценка надежности системы внутреннего  контроля

Процедура первичной оценки надежности системы  внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые  аудиторские организации разрабатывают  самостоятельно.

По итогам процедуры первичной оценки надежности аудиторская организация может  оценить надежность всей системы  внутреннего контроля и (или) отдельных  средств контроля как "среднюю" или как "высокую". В этом случае аудиторская организация должна планировать аудиторские процедуры  исходя из этого предположения, но не должна доверять данной системе абсолютно.

3) подтверждение  достоверности оценки системы  внутреннего контроля.

 Аудиторская  организация, принявшая по итогам  процедуры первичной оценки решение  о доверии системе внутреннего  контроля и (или) отдельным  средствам контроля, обязана в  ходе аудиторской проверки осуществлять  процедуры подтверждения достоверности  этой системы.        Процедуры подтверждения достоверности  системы внутреннего контроля  и (или) отдельных средств контроля  осуществляются на основе методики  и приемов, которые разрабатываются  аудиторской организацией самостоятельно.

Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внутреннего контроля.

 Контрольная  среда включает в себя:

1) стиль  и основные принципы управления  данным экономическим субъектом;

2) организационную  структуру экономического субъекта;

3) распределение  ответственности и полномочий;

4) осуществляемую  кадровую политику;

5) порядок  подготовки бухгалтерской отчетности  для внешних пользователей;

6) порядок  осуществления внутреннего управленческого  учета и подготовки отчетности  для внутренних целей;

7) соответствие  хозяйственной деятельности экономического  субъекта в целом требованиям  действующего законодательства.

Руководство экономического субъекта несет ответственность  за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля, которая  должна соответствовать  размерам и  специфике деятельности экономического субъекта. В экономическом субъекте в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего  распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или  организован отдел "внутреннего  аудита", которым может быть передана часть функций по поддержанию  системы внутреннего контроля.

Аудитор обязан принимать во внимание, что  система внутреннего контроля может  не с абсолютной уверенностью, но лишь с определенной степенью вероятности  подтвердить, что цели, ради которых  она была создана, достигнуты.  Аудитору необходимо убедиться, что средства контроля проверяемого экономического субъекта достигают следующих целей:

хозяйственные операции выполняются с одобрения  руководства как в целом, так и в конкретных случаях;

все операции фиксируются в бухгалтерском  учете в правильных суммах, на надлежащих счетах, в правильном периоде, в соответствии с принятой учетной политикой  и обеспечивают возможность подготовки достоверной отчетности;

доступ  к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;

соответствие  зафиксированных в учете и  фактически имеющихся в наличии  активов определяется руководством с установленной периодичностью и в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.  

   Эффективная организационная структура  экономического субъекта предполагает  оправданное разделение ответственности  и полномочий сотрудников. Она  должна по возможности препятствовать  попыткам отдельных лиц нарушать  требования контроля и обеспечивать  разделение несовместимых функций.

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности