Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:32, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что благодаря детальному изучению формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и анализу ее показателей есть возможность правильно проанализировать хозяйственную деятельность организации, выявить положительные и отрицательные стороны ее финансовой деятельности, найти пути повышения прибыли и уменьшения издержек производства и затрат на производство продукции. Все это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы. Цель выпускной квалификационной работы – изучение техники составления и использования в анализе отчета о прибылях и убытках, а также оценка деятельности организации. Достижение поставленной цели в выпускной квалификационной работе предполагает решение ряда задач:
рассмотреть теоретические основы формирования отчета о прибылях и убытках;
дать финансово-экономическую характеристику ОАО «Омскхлебопродукт»;
рассмотреть особенности формирования и провести анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «Омскхлебопродукт»;
изучить порядок составления и оценки показателей отчета о прибылях и убытках в зависимости от принятой учетной политики ОАО «Омскхлебопродукт»;
дать оценку деловой активности и провести анализ рентабельности ОАО «Омскхлебопродукт».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
1.1 Назначение и состав показателей отчета о прибылях и убытках
1.2 Информационная сущность отчета о прибылях и убытках согласно МСФО
1.3 Нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую финансовую отчетность
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Краткая характеристика финансово-экономической деятельности ОАО «Омскхлебопродукт»
2.2 Организация бухгалтерского учета в ОАО «Омскхлебопродукт»
2.3 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Омскхлебопродукт»
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ В ОАО «ОМСКХЛЕБОПРОДУКТ»
3.1 Порядок составления и оценка показателей отчета о прибылях и убытках в ОАО «Омскхлебопродукт»
3.2 Оценка деловой активности и анализ рентабельности ОАО «Омскхлебопродукт»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
По строке 141 отчета о прибылях и убытках отражают разницу между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09. Здесь может быть две ситуации. Если полученная величина положительна, то разницу (то есть сумму начисленных активов за минусом погашенных и списанных) прибавляют к прибыли до налогообложения. Если же, напротив, она отрицательна, то величину активов в отчетном периоде нужно вычитать из прибыли.
Отложенные налоговые обязательства (строка 142) определяют, умножая сумму временных разниц на ставку налога на прибыль. Налогооблагаемые временные разницы в учете образуются в случае, если:
ОАО «Омскхлебопродукт» не заполняет строки 141 и 142, так как не является плательщиком налога на прибыль.
Постоянные налоговые обязательства можно получить, умножив постоянные разницы на ставку налога на прибыль. Такие разницы образуются когда расходы, которые учитываются для целей бухгалтерского учета, не включаются в затраты при расчете налога на прибыль. Речь идет, скажем, о суммах, которые организация истратила сверх норм, установленных в налоговом кодексе РФ. Это касается суточных, компенсаций за использование личного транспорта, представительских расходов, затрат на страхование.
Постоянные налоговые активы возникают из-за постоянных разниц. Например, ели налоговые расходы не принимаются для целей бухгалтерского учета. В отличие от постоянных налоговых обязательств постоянные налоговые активы в отчетном периоде уменьшают начисленный налог на прибыль.
В ОАО «Омскхлебопродукт» главный бухгалтер по строке 150 ничего не пишет.
По строке 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» показывают чистую прибыль (убыток), полученную за 2010 год. Это конечный финансовый результат организации.
Чтобы получить чистую прибыль (строка 190), из прибыли до налогообложения (строка 140) надо вычесть иные платежи из прибыли (строка 151).
По строке 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» отчета о прибылях и убытках в ОАО «Омскхлебопродукт» отражают:
Раздел «Справочные данные» организация должна заполнять, если у нее есть постоянные налоговые обязательства (активы) или она выплачивает дивиденды.
Постоянные налоговые активы (обязательства) (строка 200). Постоянные разницы образуются тогда, когда организация осуществляет расходы, которые признаются в бухучете, но не учитываются при расчете налога на прибыль. Например, стоимость безвозмездно переданного имущества. Или учитываются, но в пределах нормативов, тогда как в бухучете списываются полностью. Скажем, представительские расходы, затраты на рекламу или расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
Если подобную постоянную разницу умножить на 24 процента, то получится постоянное налоговое обязательство. Эту величину справочно отражают по строке 200 отчета о прибылях и убытках (Приложение 7). В ОАО «Омскхлебопродукт» не было таких расходов ни в 2010 г., ни в 2009 г.
По строке 240 отражают прибыль (убыток) прошлых лет, выявленную в отчетном году (то же касается и убытка).
3.2 Оценка деловой
активности и анализ рентабельн
Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение организации на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью организации этот термин понимается в более узком смысле – как его текущая производственная и коммерческая деятельность.
Расчет показателей деловой активности ОАО «Омскхлебопродукт» оформим в таблице 9 Исходные данные возьмем из формы №1 «Бухгалтерский баланс» (Приложения 4, 5) и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложения 6, 7) за 2009 – 2010 гг.
Таблица 9
Расчет показателей деловой активности ОАО «Омскхлебопродукт»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Рекомендуемое значение |
Абсолютное отклонение 2009 г. от 2008 г. (+,-) |
Исходная информация | ||||
1. Уставный капитал, тыс.руб. |
30 |
30 |
х |
0 |
2. Выручка от реализации, тыс.руб. |
510419 |
375526 |
х |
-134893 |
3. Среднегодовая сумма оборотных средств, тыс.руб. |
604347 |
737132 |
х |
+132785 |
4. Среднегодовая сумма производственных запасов, тыс.руб. |
- |
- |
х |
- |
5. Среднегодовая сумма дебиторской задолженности, тыс.руб. |
123587 |
215566 |
х |
+91979 |
6. Среднегодовая сумма кредиторской задолженности, тыс.руб. |
276911 |
315991 |
х |
+39080 |
7. Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
470139 |
354528 |
х |
-115611 |
8. Внеоборотные активы, тыс.руб. |
56606 |
49761 |
х |
-6845 |
Расчетные показатели | ||||
9. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов (стр.2/стр.3) |
0,84 |
0,51 |
х |
-0,33 |
10. Продолжительность оборота оборотных средств, дн. (365/стр.9) |
435 |
716 |
х |
+281 |
11. Коэффициент оборачиваемости производственных запасов, оборотов (стр.7/стр.4) |
- |
- |
х |
- |
12. Продолжительность оборота производственных запасов, дн. (365/стр.11) |
- |
- |
х |
- |
13. Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности, |
4,13 |
1,74 |
х |
-2,39 |
14. Продолжительность
оборота дебиторской задолженно |
88 |
210 |
х |
+122 |
15. Коэффициент оборачиваемости
кредиторской задолженности, об |
- |
- |
х |
- |
16. Продолжительность оборота кредиторской задолженности, дн. (365/стр.15) |
- |
- |
х |
- |
17. Коэффициент инвестирования (стр.1/стр.8) |
0,00051 |
0,00060 |
х |
+0,00009 |
Из таблицы видно, что в ОАО «Омскхлебопродукт» коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 0,33 оборотов, поэтому произошло увеличение в 2010 г. продолжительности оборота оборотных средств на 281 день. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сократился на 2,39. Это является отрицательной тенденцией Продолжительность оборота дебиторской задолженности увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 122 дня. Коэффициент инвестирования в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 0,00009 и в 2010 г. составил 0,00060.
Расчет показателей деловой активности представлен на Рис.5
Рис.5 Динамика расчета показателей деловой активности за 2009 – 2010 г.г.
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность
Показатели рентабельности можно разбить на несколько групп:
1) показатели, характеризующие
рентабельность основной и
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж (оборота);
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продаж (Rрп) характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж и рассчитывается по следующей формуле (9):
(9)
где
ЧПрп – чистая прибыль, тыс.руб.;
Врп – выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс.руб.
Показатель рентабельности,
исчисленный как отношение
Эффективность использования земли представляет величина прибыли в расчете на единицу земельной площади.
Прибыль в расчете
на человека-час характеризует
Для анализа рентабельности производственной деятельности, продаж, капитала и используемых ресурсов ОАО «Омскхлебопродукт» за 2009 – 2010 гг. оформим таблицу 10 с исходными и расчетными данными. Для этого воспользуемся данными формы №1 «Бухгалтерский баланс» (Приложения 4, 5), формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложения 6, 7), формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (Приложения 8, 9).
Таблица 10
Анализ рентабельности производственной деятельности, продаж, капитала и используемых ресурсов ОАО «Омскхлебопродукт» за 2009 – 2010 гг.
Показатели |
Года |
Темп роста (снижения), % | |
2009 |
2010 | ||
Исходные данные | |||
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1670 |
5526 |
330,90 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, тыс.руб. |
510419 |
375526 |
73,57 |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, тыс.руб. |
470139 |
354528 |
75,36 |
Расчетные показатели | |||
Рентабельность продаж, % |
0,33 |
1,47 |
445,45 |
Из таблицы видно, что в ОАО «Омскхлебопродукт» что в 2009 году с каждого рубля реализованной продукции ОАО «Омскхлебопродукт» получало прибыли 0,33 %, то в 2010 году этот показатель увеличился и составил 1,47 %.
Анализ рентабельности производственной деятельности, продаж, капитала и используемых ресурсов представлен на Рис.6
Рис.6 Динамика анализа рентабельности производственной деятельности, продаж, капитала и используемых ресурсов за 2009 – 2010 г.г.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» утверждена Приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций». [11] Показатели формы № 2 заполняются на основании аналитических данных к счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», которые содержатся соответственно в Главной книге при журнально-ордерной форме учета. Все данные формы №2 надо приводить нарастающим итогом. Не следует зачитывать суммы прибыли в счет убытков (и наоборот). Отрицательные величины и те показатели, что бухгалтер должен вычитать, записывают в «Отчете о прибылях и убытках» в круглых скобках.
Отчет о прибылях и убытках включает в себя пять разделов: 1) доходы и расходы по обычным видам деятельности, 2) прочие доходы и расходы, 3) прибыль (убыток) до налогообложения, 4) чистая прибыль (убыток) отчетного периода, 5) расшифровка отдельных прибылей и убытков.
Оценка деловой активности и анализ рентабельности показал, что ОАО «Омскхлебопродукт» необходимо в ближайшие сроки увеличить рентабельность и стабилизировать деловую активность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждой организации необходимы дополнительные источники финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть с помощью отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятие, настолько и высока вероятность получения дополнительных источников финансирования.
Отчет о прибылях и убытках является одной из основных форм отчетности, обязательно присутствующей в периодической отчетности. Именно этот отчет отражает финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты.
Отчет о прибылях и убытках не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит информацию о доходности, которая позволяет анализировать составляющие финансового результата.
Современный отчет о прибылях и убытках предоставляет информацию о формировании финансовых результатах по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и текущим отчетными периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены модели построения «Отчета о прибылях и убытках» в России и международной практике, раскрыты назначения и целевая направленность Отчета, подробно изложен порядок формирования и классификации доходов и расходов.
При рассмотрении данных вопросов использованы практические материалы деятельности ОАО «Омскхлебопродукт».
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что в ОАО «Омскхлебопродукт» порядок составления «Отчета о прибылях и убытках» соответствует нормативным актам.