Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:32, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что благодаря детальному изучению формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и анализу ее показателей есть возможность правильно проанализировать хозяйственную деятельность организации, выявить положительные и отрицательные стороны ее финансовой деятельности, найти пути повышения прибыли и уменьшения издержек производства и затрат на производство продукции. Все это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы. Цель выпускной квалификационной работы – изучение техники составления и использования в анализе отчета о прибылях и убытках, а также оценка деятельности организации. Достижение поставленной цели в выпускной квалификационной работе предполагает решение ряда задач:
рассмотреть теоретические основы формирования отчета о прибылях и убытках;
дать финансово-экономическую характеристику ОАО «Омскхлебопродукт»;
рассмотреть особенности формирования и провести анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «Омскхлебопродукт»;
изучить порядок составления и оценки показателей отчета о прибылях и убытках в зависимости от принятой учетной политики ОАО «Омскхлебопродукт»;
дать оценку деловой активности и провести анализ рентабельности ОАО «Омскхлебопродукт».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
1.1 Назначение и состав показателей отчета о прибылях и убытках
1.2 Информационная сущность отчета о прибылях и убытках согласно МСФО
1.3 Нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую финансовую отчетность
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Краткая характеристика финансово-экономической деятельности ОАО «Омскхлебопродукт»
2.2 Организация бухгалтерского учета в ОАО «Омскхлебопродукт»
2.3 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Омскхлебопродукт»
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ В ОАО «ОМСКХЛЕБОПРОДУКТ»
3.1 Порядок составления и оценка показателей отчета о прибылях и убытках в ОАО «Омскхлебопродукт»
3.2 Оценка деловой активности и анализ рентабельности ОАО «Омскхлебопродукт»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Таблица 3
Сравнительная характеристика статей формы №2 по ПБУ и МСФО
Рекомендации МСФО 1 |
Форма № 2 (РФ) |
Выручка |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
Результаты операционной деятельности |
Прибыль (убыток) от продаж |
Затраты по финансированию |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг Коммерческие расходы Управленческие расходы |
Доля прибылей и убытков ассоциированных компаний и совместной деятельности, учитываемых по методу участия |
Доходы от участия в других организациях |
Расходы по налогу |
Текущий налог на прибыль Отложенные налоговые активы Отложенные налоговые обязательства |
Прибыль и убыток от обычной деятельности |
Прибыль (убыток) от продаж |
Доля меньшинства |
- |
Чистая прибыль или убыток за период |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) (убыток) отчетного периода |
Из таблицы видно, что названия некоторых статей, рекомендуемых МСФО 1, отличаются от названий статей в российском отчете о прибылях и убытках, но большинство показателей, являющихся обязательными по МСФО 1, имеются в отечественной форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Это не относится лишь к статье «Доля меньшинства», которой в названном отчете нет. Вместе с тем в соответствии с упомянутым Приказом Министерства финансов РФ российские организации вправе представлять дополнительную информацию, сопутствующую финансовой отчетности, если считают ее полезной для заинтересованных пользователей. Таким образом, можно сделать вывод, что рекомендации МСФО 1 в определенной мере реализуются в отечественном отчете о прибылях и убытках.
Кроме изложенного в таблице 3 перечня, МСФО 1 требует отражения в отчете о прибылях и убытках или в примечаниях суммы дивидендов на акцию. Аналогичная информация формируется и в отечественной форме № 2.
Общим для отечественной формы № 2 и формы отчета о прибылях и убытках по МСФО 1 является раздельное отражение доходов и расходов по обычной и прочим видам деятельности. При этом доходы и расходы по обычным видам деятельности отражаются в российской форме № 2, пользуясь терминологией МСФО, методом функции затрат; метод характера затрат, как правило, игнорируется. Таким образом, если по МСФО 1 предоставляется возможность выбора между допустимыми методами, то по российским нормативным документам альтернатива методу функции затрат не допускается. При использовании метода функции затрат МСФО 1 рекомендует организации раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, то же предусмотрено российскими нормативными документами: информация о характере расходов раскрывается в приложениях к бухгалтерскому балансу [21].
Отчет о прибылях и убытках по российским стандартам отличается от аналогичного отчета по международным стандартам классификацией доходов и расходов от прочих видов деятельности. Доходы и расходы от прочих видов деятельности в отечественном отчете делятся на операционные и внереализационные доходы и расходы, тогда как такие группировки МСФО 1 не предусмотрены. Более того, результаты от операционной деятельности, согласно МСФО 1, являются частью общего финансового результата от обычной деятельности, а принципиальное различие имеется лишь между результатами от обычной и прочей деятельности, поэтому в бухгалтерском учете формируются лишь две составляющие прибылей или убытков за период. На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что вследствие реформирования бухгалтерской отчетности, она все в большей степени соответствует МСФО и это в скором времени позволит российскому бухгалтерскому учету соответствовать международным стандартам бухгалтерского учета.
1.3 Нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую финансовую отчетность
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из документов четырех уровней, которые представлены в таблице 4 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности:
Федерации» [5];
Таблица 4
Система регулирования бухгалтерского учета
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
I уровень – законодательный |
Федеральные законы, кодексы, указы, постановления |
Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ |
II уровень – нормативный |
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету |
Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ |
III уровень – методический |
Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания |
Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы |
IV уровень – учетная политика организации |
Организационно- |
Организации, предприятия |
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [1] применительно к отчетности регулирует лишь наиболее общие положения, относящиеся к ней: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления.
В законе отмечается, что бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности (если она подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки.
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетнос
В разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» указываются основные требования к отчетности, ее состав, правила оценки основных статей отчетности: финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции и товаров, незавершенного производства и расходов будущих периодов, капитала и резервов, расчетов с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытка) организации.
В разделе «Порядок представления
бухгалтерской отчетности»
В разделе «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» отмечается, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.
Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным организациям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [10] устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (кроме кредитных и бюджетных организаций).
Положение рекомендуется к применению Министерством финансов РФ при установлении типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкций о порядке составления отчетности организациями разных форм и видов деятельности и порядка публикации отчетности.
В положении приводятся значения терминов бухгалтерская отчетность, отчетный период, отчетная дата, пользователь отчетности, дается состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.
В положении подробно характеризуется содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, даются правила оценки основных статей бухгалтерской отчетности, раскрывается информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, указывается, в каких случаях бухгалтерская отчетность подлежит аудиту, раскрывается порядок публикации бухгалтерской отчетности (в тех случаях, когда она подлежит публикации), характеризуется порядок составления промежуточной бухгалтерской отчетности (за месяц, квартал, нарастающим итогом с начала года).
В качестве документа, конкретизирующего
положения ПБУ 4/99 [10], утверждены указания
об объеме форм бухгалтерской отчетности
и о порядке составления и
представления бухгалтерской
Инструктивные указания по составлению отчетности периодически утверждаются и издаются (раз в несколько лет) Министерством финансов РФ – Департаментом методологии бухгалтерского учета. В инструктивных указаниях Минфина России даются краткие пояснения по составлению каждой типовой формы, входящей в состав отчетности: бухгалтерского баланса (ф. № 1), отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), отчета о движении капитала (ф. № 3), отчета о движении денежных средств (ф. № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), пояснительной записки к годовому отчету.
В соответствии с приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» [11] организациям предоставлено право разрабатывать собственные формы бухгалтерской отчетности с учетом особенностей деятельности организации. Но при этом необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и др.), изложенные в ПБУ 4/99 [10]. В то же время должны сохраняться коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса, приведенного в типовом образце (для обеспечения сопоставимости данных различных организаций и составления сводной отчетности).
Исходя из вышеизложенного можно сделать обобщающий вывод, что отчетность – это заключительный элемент метода бухгалтерского учета. Подготовка бухгалтерской отчетности – это забота не только бухгалтерии, но и других экономических и технических служб организации, потому что при составлении отчетности подводятся итоги и оцениваются все аспекты деятельности организации.
Отчет о прибылях и убытках дает возможность выполнить анализ финансовых результатов за отчетный год и их динамику по сравнению с предыдущим периодом. Этот отчет содержит информацию о формировании финансовых результатов. Характерно, что в отчете приведена выручка от реализации, очищенная от налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей.
В отчете о прибылях и убытках приведены следующие расходы: себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы.
Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности организации, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации и других показателей.
Форма №2 дает нам возможность получить информацию о финансовых результатах фирмы, подробно освещает использование прибыли, а также дает полную характеристику платежей в бюджет, которые осуществляет организация с учетом различных льгот.
Принятые в последнее
время ПБУ 9/99 [8] и ПБУ 10/99 [9] значительно
приблизили финансовую отчетность в
Российской Федерации к международным
стандартам. Тем не менее, сохраняется
жесткое нормативное
Глава 2. Финансово-экономическая
отчетность прибыль
2.1 Краткая
характеристика финансово-
Акционерное Общество «Омскхлебопродукт» (в дальнейшем именуемое Общество), является открытым акционерным Обществом и действует без ограничения срока на основании Устава (Приложение 1) и законодательства Российской Федерации. Общество создано путем преобразования государственного предприятия производственного объединения зерноперерабатывающих и хлебоприемных предприятий «Омскхлебопродукт» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 721 от 02.07.1992 года, является его правопреемником, несет права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования в акционерное Общество «Омскхлебопродукт». Акционерное общество «Омскхлебопродукт» зарегистрировано постановлением № 293 от 21.12.1992 года омской городской регистрационной Палатой.