Особенности аудита товарных операций в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение вопроса особенностей аудита товарных операций в оптовой торговле. Для этого поставлены задачи, рассмотреть теоретические аспекты товарных операций, в частности:
1. определить задачи и основные принципы организации аудита в оптовой торговле;
2. рассмотреть особенности организации и планирования аудита в данной отрасли, разработать план и программу аудита;
3. рассмотреть методики оценки надежности системы внутреннего контроля.
Практической основой для написания данной курсовой работы стала документация ООО «Навигатор» – предприятие, основной вид деятельности которого является оптовая торговля вычислительной техникой и компьютерами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Нормативное регулирование учетного процесса движения товаров
1.2 Бухгалтерский учет товарных операций (синтетический и аналитический)
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3 ПРИЕМЫ И ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Аудит оприходования товаров, расчетов с поставщиками и расходов на продажу
3.2 Аудит операций по реализации товаров, правильности начисления и уплаты налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовик_аудит.docx

— 117.99 Кб (Скачать)

Далее осуществляется проверка организации  складского и аналитического учета товаров и их сохранности. Аудитор проверяет наличие приказов на прием в штат материально ответственных лиц и согласование их с главным бухгалтером, а также наличие договоров о полной материальной ответственности. Для установления квалификации материально ответственных лиц знакомятся с результатами и качеством материалов инвентаризаций. Выясняется соблюдение сроков представления первичных документов со складов в бухгалтерию предприятия, обоснованность и своевременность записи и подсчета оборотов и сальдо в карточках складского учета заведующим складом. Аудитору необходимо проверить наличие приказа о постоянно действующей инвентаризационной комиссии, а также порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов проведенной инвентаризации. Также следует установить, выполняются ли требования, предъявляемые к организации учета материальных ценностей (товаров).

Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных  приемов документального контроля.

При формальной проверке устанавливается  правильность заполнения всех реквизитов документов: наличие неоговоренных  исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах.

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на оптовых предприятиях.

При изучении первичных документов обращается внимание на полноту и правильность заполнения всех обязательных реквизитов, наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет рабочего времени  и выполнение работ, неоговоренные  исправления и подчистки.

Результаты  проверки правильности оформления документов поступления товаров в ООО «Навигатор» за первый квартал 2011 года оформлены рабочим документом (таблица 4).

 

Таблица 4 Проверка правильности документального оформления поступления товаров за 2011 г. в ООО "Навигатор"

Составил: аудитор____________________________________ Дата: 01.03.2012

Проверил: руководитель аудиторской  группы ____________ Дата: 01.03.2012

N  
п/п

Реквизиты документа    

Характер выявленного  нарушения  

1

Накладная N 46 от 11.03.2011   
Накладная N 97 от 24.05.2011

Накладная N 34 от 16.03.2011  
Накладная N 85 от 27.03.2011  
Накладная N 17 от 14.05.2011

Отсутствуют подписи лиц,              
получивших товары                   

2

Накладная N 351 от 08.06.2011

Накладная N 12 от 13.04.2011  
Накладная N 14 от 15.04.2011 
Накладная N 55 от 29.05.2011                  

Отсутствует расшифровка  приобретенных 
товаров, указано "оргтехника"        


 

Аудиторские доказательства наличия подтверждающих документов по приобретению товаров  собираются путем проверки: приходных  документов, товарно-кассовых отчетов, оформленных материально ответственными лицами; документов, полученных от обслуживающего банка и поставщиков, письменных подтверждений и устного опроса материально ответственных лиц, коммерческого директора и главного бухгалтера.

Организация работы сбора аудиторских доказательств  по этой процедуре заключается в следующем: просматриваются приходные документы выбранных товарно-кассовых отчетов, выписывается наименование поставщика товаров; далее просматривается папка с договорами, закупочными актами, соглашениями о сделках, письмами-заявками и телеграммами на поставку товаров.

В таблице 5 приведена проверка полноты  и законности договоров оптовой поставки товаров. Проверка показала, что существенных нарушений в части договоров поставки нет, они соответствуют необходимым требованиям ГК РФ.

 

Таблица 5 Проверка полноты и законности договоров оптовой поставки товаров ООО " Навигатор" I полугодие за 2011 г.

№ п/п

Наименование договора

Поставщик

Номер, дата договора

Примечание

1

Договор поставки

ООО «Альт»

45/09 от 05.06.2010

Договор соответствует требованиям ГК РФ

2

Договор поставки

ООО «1С: Северо-Запад»

78 от 11.01.2011

Договор соответствует требованиям ГК РФ


 

Затем проверяется наличие счетов-фактур поставщиков по каждой конкретной поставке и отражается в рабочем документе, представленном в таблице 6.

 

Таблица 6 Проверка наличия подтверждающих документов на приобретение оптовых партий оргтехники в ООО «Навигатор»

N п/п

Наименование поставщика

Приходный документ, N, дата

Договор (соглашение), N, дата

Счет-фактура, N, дата

Причина отсутствия необходимых документов

1

ООО «Альт»

N 18 от 03.04.2011

Нет

N 23 от 03.04.2011

Договор не заключен

2

ООО «Альт»

N 25 от 24.06.2011

Договор N 34 от 15.03.2011

 

Не предъявлен ООО "Альт", в учете числится как отфактурованная поставка

3

ООО «1С: Северо-Запад»

N 39 от 18.05.2011

Нет

N 57 от 01.07.2011

Договор не заключался, счет-фактура  предъявлен с опозданием, в учете не обозначено, что это неотфактурованная поставка


 

Анализируя  данные табл. 6, можно определить состояние разрешительных моментов на проведение товарных операций по поставкам (закупкам) товаров, что позволяет выявить наличие несанкционированных торговых сделок, определить добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным товарам, по которым нет счетов-фактур. В данном случае установлено наличие неотфактурованных поставок (отсутствие счета-фактуры на оприходованный товар). Путем устного опроса бухгалтера по учету движения товара можно установить факт затребованности счетов-фактур от поставщиков, наличие запроса. Если запросы отсылались поставщикам, то необходимо проверить ответы на них. При отсутствии запросов или ответов на них должна быть проведена сверка расчетов с этим поставщиком путем отсылки письменного запроса.

Методика  сбора аудиторских доказательств  достоверности корреспонденции счетов заключается в прослеживании правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с поступлением товара, и их соответствие методическим рекомендациям по учету и оформлению операций по приемке, хранению и отпуску товаров в отпуске товаров в организациях торговли и Плану счетов бухгалтерского учета. Корреспонденции счетов по поступлению товаров должны соответствовать представленным в таблице 1.

Проверка  наличия у оптового предприятия  дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе и просроченной, осуществляется с использованием таких приемов, как запрос и подтверждение. Запрос осуществляется в виде официального письменного запроса, адресованного третьим лицам.

Аудитору  необходимо обратить внимание на наличие  у предприятия просроченной дебиторской  задолженности (табл. 7). Ее наличие значительно снижает эффективность использования оборотных активов оптового предприятия.

 

Таблица 7 Проверка наличия дебиторской задолженности, списанной как безнадежные долги, в ООО " Навигатор" за 2011 г.

N

п/п

Наименование

поставщика 

Дата возникновения задолженности

Сумма задолженности, руб.

Дата списания задолженности

Обоснование списания задолженности

1

ООО "Дружба"

03.01.2010

34 700

30.12.2011

Ликвидация организации

2

ОАО "Восход"

04.05.2008

49 450

30.12.2011

Истечение срока давности

3

ООО "Ров"

17.09.2008

27 250

30.12.2011

Решение арбитражного суда от 10.08.2011

4

Кража на складе

01.07.2010

7 680

30.12.2011

Не присуждена судом


 

Проверку  расчета правильности предъявления поставщиками товаров НДС за 2011 г. можно осуществить с использованием рабочего документа, представленного в табл. 8. Аудиторские доказательства собраны методом инспектирования и пересчета.

 

Таблица 8 Расчет правильности предъявления поставщиками товаров НДС за 2011 г.

 

N  
п/п

Наименование 
поставщика

N и дата   
счета-фактуры

Сумма   
по счету  
поставщика

НДС    
поставщика

НДС    
после   
пересчета

Отклонения

Примечание

1

ООО «Альт»

N 23 от 03.04.2011

86 000 

15 480 

15 480

-   

НДС        
начислен   
верно    

2

ООО «Альт»

N 58 от 30.06.2011

110 000 

19 800

19 800

-   

НДС        
начислен   
верно    

3

ООО «1С: Северо-Запад»

N 57 от 01.07.2011

80 000 

14 400 

14 400

-   

НДС        
начислен   
верно    


 

Анализ  расчета правильности предъявления поставщиками товаров ООО «Навигатор» НДС за I полугодие 2011 года показал, что НДС выставлен поставщиками верно.

При проверке коммерческих расходов (расходов на продажу) аудитору необходимо учитывать, что их состав и порядок их списания определен ПБУ 10/99 "Расходы организации", в Методических рекомендациях о  порядке формирования показателей  отчетности и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. Организации могут включать в  себестоимость проданных товаров  коммерческие расходы полностью  в отчетном году их признания в  качестве расходов по обычным видам  деятельности. Аудитору необходимо сопоставить  статью "Коммерческие расходы" в  отчете о прибылях и убытках с Главной книгой и данными аналитического учета по счету 44 "Расходы на продажу.

Аудитор проверяет расходы, связанные с  продажей товаров, на счете 44 "Расходы на продажу". Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Аудитору  необходимо сопоставить коммерческие расходы по смете с фактическими суммами, при этом можно использовать факторный анализ, который позволяет  определить влияние различных факторов на изменение коммерческих расходов.

Обращают  внимание на разовые списания значительных сумм по бухгалтерским справкам, актам и другим документам непроизводительных расходов.

Для проверки правильности распределения  транспортных расходов между остатком товаров и реализованными товарами необходимо использовать бухгалтерскую справку (табл. 9).

 

Таблица 9 Бухгалтерская справка "Расчет издержек обращения на остаток товара" за июнь 2011 г.

Транспортные расходы,   
руб.

Товары по учетным ценам, руб.

Средний  
процент  
издержек  
обращения, 
%   

Сумма    
транспортных 
расходов   
на остаток  
товара, руб.

Остаток  
на начало 
месяца

За    
отчетный 
месяц

Итого

Реализовано 
за месяц

Остаток 
товара  
на конец 
месяца

Итого 

3 640 

17 100

20 740

2 376 200

304 900

2 681 100

0,774

2 360  


 

Например, по этой справке «Расчете издержек обращения на остаток товара» за июнь 2011 г. ошибок не выявлено.

 

 

3.2 Аудит операций по реализации товаров, правильности начисления и уплаты налогов

 

Следующим этапом аудиторской проверки является проверка продажи товаров.

Порядок документального оформления реализации товаров зависит от вида договора и способов реализации товаров. В Приложении В представлены аналитические процедуры, которые необходимо использовать для проверки учета и документального оформления реализации товаров на оптовых предприятиях.

Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального контроля.

При формальной проверке устанавливается  правильность заполнения всех реквизитов документов по реализации: наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах.

 

В таблице 10 представлена проверка документального оформления реализации товаров покупателям оптом. Проверка показала, что реализация товара покупателям сопровождается правильно оформленными документами. Имеются незначительные замечания к оформлению накладных и счетов-фактур, которые необходимо устранить в ближайшее время.

Информация о работе Особенности аудита товарных операций в оптовой торговле