Особенности аудита товарных операций в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение вопроса особенностей аудита товарных операций в оптовой торговле. Для этого поставлены задачи, рассмотреть теоретические аспекты товарных операций, в частности:
1. определить задачи и основные принципы организации аудита в оптовой торговле;
2. рассмотреть особенности организации и планирования аудита в данной отрасли, разработать план и программу аудита;
3. рассмотреть методики оценки надежности системы внутреннего контроля.
Практической основой для написания данной курсовой работы стала документация ООО «Навигатор» – предприятие, основной вид деятельности которого является оптовая торговля вычислительной техникой и компьютерами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Нормативное регулирование учетного процесса движения товаров
1.2 Бухгалтерский учет товарных операций (синтетический и аналитический)
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3 ПРИЕМЫ И ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Аудит оприходования товаров, расчетов с поставщиками и расходов на продажу
3.2 Аудит операций по реализации товаров, правильности начисления и уплаты налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовик_аудит.docx

— 117.99 Кб (Скачать)

 

Таблица 10 Проверка документального оформления реализации оптом товаров покупателям

 

N  
п/п

Наименование     
покупателя    

Номер   
накладной

Номер     
счета-фактуры

Наличие    
доверенности/ 
печати  

Замечания

1

ОАО "Контур"  

15  

15    

+     

-

2

ОАО "Спецавтохозяйство"

32  

32    

+     

Не указан ИНН покупателя

3

ООО «Бизнес Систем»             

44  

44    

+     

-

4

ООО "Клинтех"      

56  

56    

+     

-


 

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на торговых предприятиях.

Для проведения проверки фактической выручки  от реализации товаров используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность:

- учетная  и налоговая политика предприятия  на отчетный год;

- форма  N 2 "Отчет о прибылях и убытках";

- Главная  книга или оборотный баланс;

- журналы-ордера;

- первичные  документы на отпуск товаров  со складов;

- банковские  выписки по движению денежных  средств на расчетном счете;

- приходные  кассовые ордера на приход  денежной наличности в кассу  в оплату счетов за товары;

- платежные  требования и поручения на  оплату отгруженных товаров.

При определении фактической выручки  от реализации товаров аудитор производит проверку в следующем порядке:

1) сверяет данные по статье "Выручка  от реализации продукции (работ,  услуг)" отчетной формы N 2 с  данными по Главной книге по  кредиту сч. 90 "Продажи". Общая  сумма расхождения должна составлять  сумму двух налогов - НДС и акцизов. В случаях несоответствия сумм аудитор обязан выявить причину несоответствия и отразить это в рабочей документации;

2) сверяет данные по Главной  книге с данными журнала-ордера (при журнально-ордерной форме  учета) по кредиту сч. 90.

В таблице 11 представлен рабочий документ проверки правильности и законности отражения операций по продаже товаров на соответствующих счетах учета. Проверка отражения в учете начисления НДС по проданным товарам. Аудиторские доказательства собраны методом инспектирования и пересчета.

 

Таблица 11 Проверка правильности отражения операций по продаже товаров на соответствующих счетах учета и отражения в учете НДС по проданным товарам за II квартал 2011 г.

№ п/п

Наименование

Документ

По данным бух. учета

По данным аудита

Отклонение

1

Проверка правильности отражения операций по продаже товаров на соответствующих счетах

Учетный регистр – журнал-ордер (по счету 90);

Учетный регистр – журнал-ордер (по кредиту сч. 41);

Расходные товарно-транспортные накладные;

Приходные товарно-транспортные накладные.

По Дт 62.1 Кт 90.1.1 отражена выручка в сумме: 9240668,67 руб.

По Дт 90.2 Кт 41 отражена сумма: 7779339,76 руб.

Реализованный товар был  полностью оприходован

По Дт 62.1 Кт 90.1.1 отражена выручка в  сумме: 9240668,67 руб.

 

По Дт 90.2 Кт 41 отражена сумма: 7779339,76 руб.

Весь реализованный товар является собственностью ООО «Навигатор» и  оприходован на склад

Расхождений не выявлено

 

 

 

 

Расхождений не выявлено

2

Проверка отражения в учете НДС по проданным товарам

Расходные товарно-транспортные накладные;

Счета-фактуры выданные

Начислен НДС Дт 90.3 Кт 68.2 в сумме  – 1663320,36 руб.

Начислен НДС Дт 90.3 Кт 68.2 в сумме  – 1663320,36 руб.

Расхождений не выявлено


 

После проведения сверки отчетных данных и  данных, отраженных в учетных регистрах, аудитор приступает к проверке правильности оформления операций по оплате и отгрузке товаров. Одним из основных видов проверки является сличение сумм, отраженных по кредиту счету 90 "Продажи" в расчетных документах, предъявленных покупателю, и сумм, отраженных в бухгалтерском учете по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

При проверке аудитору необходимо учитывать  и правила отражения операций в бухгалтерском учете, и требования налогового законодательства. При этом надо помнить, что в торговых предприятиях выручкой, полученной от торговой деятельности, считается валовая прибыль, т.е. разница  между ценой продажи и ценой  покупки товаров без учета  НДС и акцизов.

Последовательность  проверки правильности начисления и  уплаты НДС оптовым предприятием может быть следующей:

1) проверка правильности оформления  налоговой декларации и бухгалтерской отчетности;

2) проверка правильности составления  налогового расчета, включающая  арифметический пересчет итоговых  сумм налога, установление обоснованности применения ставок НДС, своевременности представления расчетов в налоговые органы. Аудитор пересчитывает помесячно три вида сумм: НДС к вычету по поступившим и оплаченным товарам; НДС, начисленный от объема реализации товаров; НДС с полученных авансов;

3) логический контроль за наличием  искажений в отчетной информации.

Проверка  расчетов по НДС производится по данным бухгалтерского учета и отчетности с использованием необходимых первичных  документов, счетов-фактур, книги продаж и книги покупок.

Тщательной  проверке подвергается обоснованность применяемых льгот по НДС на отдельные  товары, а также своевременность  перечисления сумм налога в бюджет и уплаты авансовых платежей.

Введенные книги продаж и книги покупок, а также счета-фактуры для учета  НДС значительно облегчают процесс  проверки правильности заполнения декларации по НДС. В книге продаж данные счетов-фактур накапливаются в течение отчетного периода по НДС (в течение месяца или квартала), после чего суммируются и выводятся итоговые показатели книги продаж за отчетный период. Общий итог книги продаж по графам 56 и 66 должен равняться сумме, отраженной в декларации.

 

Аудит ООО «Навигатор» показал, что участком учета ТМЦ занимается бухгалтер с высшим образованием, со стажем работы в отрасли 2 года. Контроль за ведением участка осуществляет главный бухгалтер. График документооборота отсутствует, альбом с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов также не заведен в бухгалтерской службе аудируемого лица.

В собственности ООО  «Навигатор» нет складских помещений, для этих целей заключен договор аренды складских помещений.

Проверка  записей складского учета показала соответствие бухгалтерскому.

Первичные документы, подтверждающие поступление  товара на склад покупателя (ООО  «Навигатор») соответствуют действующему законодательству.

В ООО «Навигатор» количество оприходованного товара соответствует первичным документам поставщиков, все записи в книге покупок сделаны согласно первичным документам. Товар учитывается на счетах 41 «Товары», 19.3 «НДС с приобретенных ценностей». Претензии оформляются актами о расхождении количества и качества при приемки товара и необходимыми записями по счетам бухгалтерского учета.

 

При проведении аудита операции связанных с реализацией  товаров аудируемого лица выявлены следующие ошибки при ведении бухгалтерского учета:

- отсутствуют  некоторые договоры поставки  товаров, заключенные между ООО  «Навигатор» и покупателями продукции, хранятся их копии;

- несоответствие  сроков оплаты по договору  с датой фактического поступления денежных средств на расчетный счет поставщика (ООО «Навигатор»).

 Проверка  первичных документов, выписываемых  при реализации продукции, показала соответствие действующему законодательству. Книга покупок заполнена верно, имеются все записи, имеющие место в проверяемом периоде. Списание себестоимости производится правомерно, методом ФИФО.

Данные  записей по счетам бухгалтерского учетам, на которых отражаются операции по реализации товаров соответствуют данным Книг продаж, Главной книге. Проверка книги продаж выявила, что записи соответствуют выставленным счетам-фактурам, т.е. совпадают по суммам и относятся к тому периоды, когда были совершены операции. Кроме того, данные этого отчета соответствуют данным регистров бухгалтерского учета по сетам 90.1, 62.

На  счете 41 «Товары» числится лишь только тот товар, право собственности на который принадлежит ООО «Навигатор».

Анализ  дебиторской задолженности выявил несколько фактов несоответствия отсрочки платежей по условиям договора и датой фактического поступления денежных средств на расчетный счет поставщика, т.е. имеет место просроченная дебиторская задолженность.

Результаты  проведенной аудиторской проверки ООО «Навигатор» отражены в аудиторском заключении, представленном в Приложении Г.

Что касается совершенствования процесса аудита товарных операций, следует  отметить, что аудит - это прежде всего информационный процесс, который  можно определить как совокупность информационных процедур, сущность которых  заключается в подготовке аналитической  информации, предназначенной для  формирования мнения аудитора (аудиторской  фирмы) о полноте и достоверности  экономической информации, отраженной в финансовой отчетности и на счетах бухгалтерского учета организации-клиента, соответствия совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству и подтверждения правильности отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности, а также для разработки рекомендаций руководству организации по улучшению организации системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

К основным этапам формирования информационных процессов в аудите относятся  следующие:

- получение  и накопление исходной информации  из различных источников;

- обработка  сформированных данных;

- использование  полученной результатной информации.

Кроме того, информационные процессы бухгалтерского учета и аудита взаимосвязаны. В  информационный процесс аудита должна максимально включаться учетная  информация, разработанная в системе  автоматизированной обработки учетной информации клиента. А так как, процесс торговли – очень трудоемки процесс, как правило сопровождающийся большим количеством хозяйственных операций и, подчас, просто огромным количеством номенклатурных позиций, то в данном случае вопрос автоматизации аудита стоит наиболее остро.

В современных условиях аудиторские  организации все чаще используют в процессе проверок компьютерные информационные технологии. Применение таких технологий в аудите позволяет:

  • анализировать содержание формируемой в бухгалтерии предприятия базы данных, если таковая существует и доступна;
  • контролировать показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета предприятия;
  • тестировать алгоритмы, используемые в компьютерной системе бухгалтерского учета;
  • контролировать соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или баз данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;
  • снизить трудоемкость аналитических процедур;
  • оценить количественное влияние выявленных в ходе проверки отклонений на показатели бухгалтерской отчетности;
  • использование возможностей справочно-поисковых информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;
  • формировать аудиторскую документацию.

Не  смотря на то, что существует огромное число компьютерных программ по бухгалтерскому учету в торговле, которые повышают надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и способствуют снижению трудоемкости аудиторов при проведении аудиторских проверок, до сих пор нет не одного программного продукта, направленного на решение задач по автоматизации аудита. Программа «Помощник аудитора» является попыткой создать реально работающую аудиторскую систему, направленную на решение задач аудита на всех этапах его осуществления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В представленной работе рассмотрены вопросы особенностей аудита товарных операций в оптовой торговле, а именно:

    • определены задачи и основные принципы организации аудита в оптовой торговле;
    • рассмотрены особенности организации и планирования аудита в данной отрасли, разработан план и программа аудита;
    • рассмотрены методики оценки надежности системы внутреннего контроля.

Практической основой  для написания данной курсовой работы стала документация ООО «Навигатор» – предприятие, основной вид деятельности которого является оптовая торговля вычислительной техникой и компьютерами. Реализация товаров в рассматриваемом ООО осуществляется крупным и мелким оптом за безналичный расчет.

В практической части работы проведены и описаны процедуры аудита товарных операций на примере ООО «Навигатор», выявлены на основе проведенного аудита недостатки в ведении учета товарных операций в данном ООО и внесены предложения по совершенствованию аудита товарных операций, и также представлено аудиторское заключение по результатам проверки.

Информация о работе Особенности аудита товарных операций в оптовой торговле