Особенности аудита товарных операций в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение вопроса особенностей аудита товарных операций в оптовой торговле. Для этого поставлены задачи, рассмотреть теоретические аспекты товарных операций, в частности:
1. определить задачи и основные принципы организации аудита в оптовой торговле;
2. рассмотреть особенности организации и планирования аудита в данной отрасли, разработать план и программу аудита;
3. рассмотреть методики оценки надежности системы внутреннего контроля.
Практической основой для написания данной курсовой работы стала документация ООО «Навигатор» – предприятие, основной вид деятельности которого является оптовая торговля вычислительной техникой и компьютерами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Нормативное регулирование учетного процесса движения товаров
1.2 Бухгалтерский учет товарных операций (синтетический и аналитический)
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3 ПРИЕМЫ И ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Аудит оприходования товаров, расчетов с поставщиками и расходов на продажу
3.2 Аудит операций по реализации товаров, правильности начисления и уплаты налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовик_аудит.docx

— 117.99 Кб (Скачать)
    • товары должны быть приобретены для ведения производственной деятельности или других операций, облагаемых НДС;
    • у организации должен быть в наличии документ, подтверждающий право на вычет (счет-фактура, полученный от поставщика);
    • товары должны быть приняты на учет.

 

Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары, а также перечисление авансов и предварительной оплаты в зависимости от формы оплаты оформляется следующими записями по Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму оплаченной задолженности поставщикам в корреспонденции со счетами учета денежных средств (51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 50 "Касса",55 "Специальные счета в банках", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Векселя выданные", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам").

Издержки  обращения - это текущие затраты  денежных, материальных и трудовых ресурсов, обусловленные продвижением (покупкой, хранением и продажей) товаров из сферы производства в сферу потребления. Издержки обращения - это такая категория расходов, которая оказывает прямое влияние на величину прибыли и капитала торгового предприятия и косвенное - на сумму платежей в бюджет налога на прибыль. В основе ведения бухгалтерского учета издержек обращения лежит их классификация.

Издержки  обращения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты или кредиторской задолженности, при одновременном соблюдении следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»):

    • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
    • сумма расхода может быть определена;
    • имеется уверенность в том, что расход приведет к уменьшению экономических выгод организации.

Для принятия к учету расходы, относимые  к издержкам обращения, должны быть обязательно подтверждены оправдательными документами: договорами на выполнение работ (оказание услуг); актами приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг); накладными, счетами-фактурами и др.

Все транспортные расходы, которые производит предприятие в процессе приобретения товаров, могут согласно учетной политике предприятия быть отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил услуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные суммы к оплате покупателю, который отражает данную операцию записью:

Дт 44 "Расходы  на продажу" - непосредственно на стоимость доставки;

Дт 19 "НДС  по приобретенным ценностям" - на сумму НДС по транспортным услугам

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"- на общую сумму задолженности за услуги по доставке, включая НДС.

Продажу товаров в торговых фирмах учитывают  на счете 90 "Продажи". При переходе права собственности на проданные товары к покупателю в учете делают записи, приведенные в таблице 2.

 

Таблица 2 Синтетический учет продажи товаров

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерская запись

Дт

Кт

На расчетный счет поступила оплата от покупателей

51

62

Начислен НДС с суммы полученной предоплаты

62

68

Отгружены покупателям товары по покупным ценам (списана себестоимость товаров)

90.2

41.1

Предъявлен счет - фактура покупателям за отгруженные товары (учитывается продажная цена)

62

90.1

Зачтен НДС по ранее полученному авансу

68

62

Начислен НДС по отгруженным (проданным) товарам

90.3

68


 

Когда предприятие оптовой торговли заключает договор с особым условием перехода права собственности на товар не в момент их отгрузки, а позже - после оплаты. Товары, которые передаются покупателю по такому договору, учитываются на счете 45 "Товары отгруженные" до момента, когда право собственности на них перейдет к покупателю.

Отгрузка покупателям товаров по учетной стоимости оно фиксирует проводкой:

Дт 45 "Товары отгруженные" - Кт 41 "Товары".

В этом случае отгруженные и отпущенные покупателям товары организация оптовой торговли считает своими (право собственности на них не передается) и учитывает по фактической себестоимости до момента поступления оплаты за них. Покупатель, в свою очередь, может использовать или перепродать полученный товар, но при данном способе учета он будет числиться на балансе продавца до его оплаты (не учитывается переход права собственности).

После получения  от покупателя средств в оплату товаров  делаются следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи  товаров (готовой продукции),

Дебет 90-2 Кредит 45 - списана себестоимость проданных  товаров (готовой продукции)

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с выручки от продажи  (если товары этим налогом облагаются).

Основанием  для записей по дебету счета 45 "Товары отгруженные" являются документы на отгрузку. Реализация товаров (кредитование счета 90 "Продажи") при данном способе учета реализации отражается в учете на основании выписок банка с расчетного счета (при безналичных расчетах) или отчетов кассира (при расчетах наличными).

Реализация  товаров может быть осуществлена и на основе бартерного (товарообменного) договора. Как правило, право собственности на товар, который передается по бартерному договору, переходит к покупателю только после получения от него имущества, которое он должен передать взамен (если иное не предусмотрено договором).

До этого  момента стоимость товара, переданного  покупателю по бартерному договору, нужно учитывать на счете 45.

При отгрузке товаров (готовой продукции) по товарообменному  договору делается проводка:

Дебет 45 Кредит 41 - отгружены товары по товарообменному  договору.

После получения  материальных ценностей, переданных в  обмен, делаются проводки:

Дебет 41 Кредит 60 - оприходованы материальные ценности, поступившие по товарообменному договору;

Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС по оприходованным ценностям.

Сразу же после  оприходования поступивших товаров:

Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи  товаров по товарообменному договору,

Дебет 90-2 Кредит 45 - списана себестоимость проданных  товаров,

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с выручки от продажи.

Выручка по товарообменному  договору определяется исходя из цены полученных ценностей, по которой они  покупаются организацией в обычных  условиях.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами  налога, полученными от покупателей  за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки обращения.

Налоговые вычеты отражаются в учете проводкой:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - произведен налоговый вычет.

Результат от реализации товаров за отчетный месяц формируется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-1 "Себестоимость продаж", 90-3 "НДС" и др. и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка". Этот результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки", что отражается в случае наличия прибыли проводкой:

Дт 90 "Продажи", субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж" - Кт 99 "Прибыли и убытки".

Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По  окончании отчетного года все  субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

Организация аналитического учета товаров и  тары зависит от способов хранения. Для хранения товаров на складах  торговой организации применяют такие способы, как сортовой, партионный, партионно-сортовой.

Аналитический учет по счету 41 ведут по ответственным  лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛИНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРИОВЕРКИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Целью аудиторской проверки товарных операций является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения товарных операций действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка товарных операций рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки аудитор должен установить: 

  • реальность наличия и существования товаров;
  • все ли товарные операции, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
  • является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;
  • правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;
  • правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров.

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета.

Таким образом, можно выделить два  основных направления деятельности аудитора при проверке товарных операций.

Во-первых, осуществление процедур, направленных на установление законности совершенных товарных операций.

Во-вторых, осуществление процедур, направленных на установление достоверности  бухгалтерской отчетности организации.

В ходе проведения проверки аудитор  должен получить достаточные доказательства для составления объективного и  обоснованного аудиторского заключения о проверяемых участках учета. Источниками получения аудиторских доказательств могут быть первичные документы экономического субъекта третьих лиц (счета-фактуры, выданные и полученные, спецификации, товарно-транспортные накладные, путевые листы, журнал учета полученных и выданных счетов-фактур, Книга покупок, Книга продаж, товарные учеты материально-ответственных лиц); регистры бухгалтерского учета экономического субъекта (регистры синтетического и аналитического учета по счетам 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные» (если его применение предусмотрено учетной политикой предприятия), 90 «Продажи», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главная книга); результаты анализа финансово-экономической деятельности организации; устные высказывания сотрудников и третьих лиц; результаты и инвентаризация товаров проверяемой организации (инвентаризационные описи); бухгалтерская отчетность (формы № 1 и № 2).

Отдельным источником получения информации при проведении аудита являются нормативно-правовые акты, в частности относительно исследования операций по продаже, это ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли и т.д.

Аудитору в ходе проверки необходима убежденность в том, что система бухучета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Система внутреннего контроля может способствовать формированию такой убежденности.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом аудиторская организация обязана использовать не менее трёх градаций: высокая, средняя и низкая.

Изучение и оценка особенностей систем бухучета и внутреннего контроля должны обязательно документироваться. Для этого используют тестовые процедуры. Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики изучения систем бухучета и внутреннего контроля. Мнение аудитора об организации бухучета и внутреннего контроля является основанием для планирования дальнейших аудиторских процедур.

Знакомство с системой бухучета включает в себя изучение, анализ и  оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности:

  1. учетная политика и основные принципы ведения бухучета;
  2. организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  3. организация документооборота;
  4. порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухучета;
  5. роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;
  6. средств контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Информация о работе Особенности аудита товарных операций в оптовой торговле