Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
Эффективное использование материальных ресурсов имеет большое значение, как для экономики отдельного предприятия, так и для государства в целом. Рациональное использование материальных ресурсов обеспечивает увеличение объёмов производимой продукции при тех же размерах материальных затрат, рост эффективности производства, прибыли предприятий.
Первичные документы по приходу и расходу материалов служат основанием для учета материальных ресурсов не только в местах хранения, но и в бухгалтерии. Поэтому все они, после того как сделаны записи в складские карточки сортового учета, должны быть переданы в бухгалтерию в установленные сроки.
Прием документов от материально ответственного лица производится непосредственно на складе, что не только ускоряет этот процесс, но и дает возможность работнику бухгалтерии каждый раз хотя бы по нескольким номенклатурным номерам проверять фактическое наличие материалов и сопоставлять его с учетными данными сортовых карточек.
Сдача документов
в бухгалтерию оформляется реес
В реестре указывают номер группы (раздела) материала или номенклатурный номер, количество и номера первичных документов. Реестры составляют в двух экземплярах по каждому субсчету учета материальных ресурсов. Первый экземпляр вместе с первичными документами сдают в бухгалтерию, второй с распиской работника бухгалтерии о приеме документов остается у материально ответственного лица.
Таким образом, оперативный учет материалов в местах хранения обеспечивает надежный контроль за сохранностью материальных ресурсов и позволяет иметь точные сведения о том, насколько фактический запас материалов соответствует потребностям ОАО «Светлогорский ЦКК».
Для обобщения
информации о наличии и движении
принадлежащих предприятию
Согласно
Плану счетов ОАО «Светлогорский
целлюлозно-картонный комбинат»
10.1 – «Сырье и материалы»;
10.2 –
«Покупные полуфабрикаты и
10.3 – «Топливо»;
10.4 – «Тара и тарные материалы»;
10.4 – «Запасные части»;
10.5 – «Бланки строгой отчетности»;
10.6 – «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
10.7 – «Строительные материалы»;
10.8 – «Строительные материалы (для строительства жилья)»;
10.9 –
«Инвентарь и хозяйственные
10.10 –
«Инвентарь и хозяйственные
10.11 – «Спецодежда на складе»;
10.12 – «Спецодежда в эксплуатации»;
10.13 – «Специальная оснастка (одежда, машины) на складе»;
10.14 – «Специальная оснастка (одежда, машины) в эксплуатации»;
10.15 –
«Износ инвентаря и
10.16 – «Износ специальной одежды»;
10.17 – «Износ специальной оснастки (одежды, машин)»;
10.18 – «Удобрения»;
10.19 – «Корма»;
10.20 – «Семена».
Каждый из этих видов материальных ресурсов в учете образует отдельный синтетический счет или субсчет. Причем указанные ценности на этих счетах могут учитываться либо по фактической себестоимости их приобретения (заготовления), которая складывается из стоимости по покупным ценам и расходов по их заготовке и доставке на предприятие, либо по учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (активный счет) и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (активно-пассивный счет).
ОАО «Светлогорский
целлюлозно-картонный комбинат»
Таблица 3.1 – Синтетический учет поступления материальных ресурсов
Содержание хозяйственных |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
оприходование материальных ресурсов по внутреннему перемещению |
10 |
10.1 |
55000 |
поступление материалов от поставщиков, сторонних организаций без НДС |
10 |
60, 76 |
68808 |
НДС по поступившим материалам |
18.3 |
60, 76 |
12385 |
транспортно-заготовительные приобретению материалов |
10 |
60, 76, 51 |
1376 |
поступление материалов от подотчетного лица |
10 |
71 |
154977 |
поступление материалов, полученных из собственного производства |
10 |
20, 23 |
54000 |
внесение материалов учредителями в виде вкладов в уставный фонд |
75 |
80 |
85600 |
получены материалы |
10 |
98 |
300470 |
поступление материалов от структурных подразделений |
10 |
79 |
78220 |
материалы приобретены за наличный расчет |
10 |
71.1 |
98500 |
поступление материалов от ликвидации основных средств |
10 |
91.1 |
25150 |
оприходование излишков материалов, выявленных при инвентаризации |
10 |
92.1 |
15400 |
Так, принятые по количеству и качеству материалы предприятия на основании приходных документов отражают учетной записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - при приобретении у сторонних организаций, а по кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется учет с подразделениями, входящими в состав предприятия.
По дебету счета 76.3 «Расчеты по претензиям» ведется учет по возникающим в результате приемки материалов претензиям.
Так, выявленные во время приемки материалов недостача, бой, лом, брак, пересортица и т.д. по вине транспортной организации поставщика отражаются по счетам следующими записями (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Синтетический учет отклонений в поступлении материалов
Содержание хозяйственных |
Дебет |
Кредит |
на сумму претензии |
76.3 |
60 |
НДС по недостающим материалам |
18.1 |
60 |
на сумму возмещенной |
51 |
76.3 |
списание неудовлетворенных |
92 |
76.3 |
возврат поставщику некачественных материалов |
60 |
10 |
предъявление претензии |
76 |
10 |
По мере оплаты расчетно-платежных документов поставщиков в учете делаются следующие проводки:
Кредит счета 51 «Расчетный счет» - на сумму с учетом НДС;
Кредит счета 18.1.1 «НДС по приобретенным ценностям» - на сумму оплаченного НДС.
После проведения указанной проводки оплаченный первичный документ регистрируется в Книге покупок (приложение Т). В ней указывается наименование склада, дата приобретения материальных ценностей и номер документа, дата оплаты и номер документа, наименование поставщика, УНД продавца, а также стоимость покупок.
В случае частичной оплаты задолженности поставщику уплаченный налог определяется пропорционально оплаченной сумме задолженности.
3.2 Документальное оформление и учет реализации материальных ресурсов на сторону
Предприятие
приобретает материалы как
Расход материалов со склада оформляется следующими документами: лимитно-заборные карты, акты-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов, накладные-требования на отпуск (внутренне перемещение) материальных ценностей, комплектовочные ведомости, ТТН-1, ТН-2 и другие. На рассматриваемом предприятии автоматизирован складской учёт материалов, поэтому расход материалов осуществляется непосредственно в карточках складского учёта материалов. На основании них составляется ведомость расхода материалов с указанием подписей мастера цеха, получающего материалы, и материально ответственного лица склада, отпустившего ценности.