Организация синтетического и аналитического учёта поступления материалов в производстве и пути его совершенствования в современ-ных усл

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное использование материальных ресурсов имеет большое значение, как для экономики отдельного предприятия, так и для государства в целом. Рациональное использование материальных ресурсов обеспечивает увеличение объёмов производимой продукции при тех же размерах материальных затрат, рост эффективности производства, прибыли предприятий.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 125.32 Кб (Скачать)

Так, 27.03.2006 года ОАО «Светлогорский ЦКК» в лице директора Крука Ю.А. и ОАО «Костюковичский ЛПХ» в лице директора Филипени М.Г.. заключили договор на поставку лесоматериалов хвойных пород для собственного потребления. В заключенном договоре также указано качество поставляемой лесопродукции, сроки и условия поставки, цены и порядок расчетов, приемка товара, гарантии качества, форс-мажор, ответственность сторон, санкции за несоблюдение условий договора, сроки действия договора, а также дополнительные условия и юридические адреса и платежные реквизиты сторон.

Отгрузив материальные ценности комбинату, организации-поставщики одновременно высылают ему платежные требования-поручения вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.) (приложение Д). Полученные от поставщиков документы направляются в отдел материально-технического снабжения, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки и ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т.п. Затем делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках или на копиях договоров. После этого производятся записи в журнале учета поступающих материалов, который ведется отделом материально-технического снабжения (приложение Е). В нем указывается номер склада и его наименование, наименование поставщика, дата приобретения материальных ценностей, счета отражения поступления материалов, дебет и кредит на начало месяца. Одновременно здесь же решается вопрос об оплате платежных документов за приобретаемые ценности.

При предварительной  оплате за приобретаемые материалы  комбинат сначала производит их оплату путем перечисления денежных средств платежными поручениями, а затем поставщик отгружает ценности в адрес получателя.

Бартерные сделки оформляются путем взаимного  предъявления друг другу соответствующих расчетно-платежных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, приказ-накладная и т.п.).

В дальнейшем документы передаются в финансовый отдел или бухгалтерию для оплаты. Для приемки и оприходования грузов приложения к расчетно-платежным документам передаются на склад.

Со станции  железной дороги, пристани или аэропорта, а также от местных поставщиков ценности получает экспедитор предприятия. Для этого ему бухгалтерия организации оформляет и выдает под расписку доверенность (ф. М-2 или М-2а), транспортные или иные документы. Так, 21.09.2006 года Сидорову Игорю Ивановичу была выдана доверенность № 5 на получение от ОАО «Росзапчасть» материальных ценностей. Срок действия доверенности истекает 30.09.2006 года (приложение Ж).

Если  при приемке грузов от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или повреждения ценностей (тары, упаковки), то экспедитор вправе потребовать проверки груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который может служить основанием для материальной ответственности транспортных организаций или грузоотправителей. Составляется в двух экземплярах. Претензии о возмещении недостачи (порчи) или утраты грузов, подтвержденные коммерческим актом, предъявляются виновнику – железной дороге или поставщику.

Материальные  ценности экспедитор доставляет на склад  организации и сдает заведующему (кладовщику). Здесь их тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах. В необходимых случаях проводятся лабораторные анализы, испытания и другие проверки.

При отсутствии расхождений, поступившие материальные ценности приходуются на склад путем составления приходного ордера формы М-4 и факт приемки кладовщик подтверждает своей подписью в ТТН (приложение З). Так, 25.10.2006 года был составлен приходный ордер № 65728933 на поступивший от Костюковичского ЛПХ пиловочник и проволоку. Также в приходном ордере указывается номенклатурный номер поступивших материальных ценностей, единица их измерения, количество, цена, сумма. Данный документ заверяется подписью кладовщика (Ковальчука Т.Р.), принявшего материалы от поставщика.

При отсутствии каких-либо расхождений между документами  и доставленными ценностями приходный ордер можно не выписывать, а оформлять приход проставлением штампа на сопроводительных документах поставщика (грузоотправителя), в оттиске которого содержатся основные данные приходного ордера. Здесь же материально ответственное лицо учиняет подпись  оприходования груза.

Когда поступают  однородные грузы от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, их можно приходовать общей массой в целом за день (поступление муки от мелькомбината на хлебозавод и др.). Причем каждая отдельная приемка оформляется соответствующей квитанцией (11, с.20).

Иногда  материальные ценности от поставщиков  поступают прямо в цех. Они  отражаются в учете как принятые на склад и переданные в цех.

Если  количество или качество прибывших  материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по акту о приемке материалов формы М-7 (приложение И). Так, 02.07.2006 года был составлен акт № 1905 приемки макулатуры от поставщика ПТЧУП «Аспект-кор». Комиссией был произведен отбор проб для определения качества макулатуры, определения показателя влажности, сорности в соответствии с требованиями ГОСТ № 10700-75. Данный акт также составляется при приемке материалов, поступивших без документов (неотфактурованные поставки). Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации (по согласованию с поставщиком). Он утверждается руководителем организации или лицом, на то уполномоченным. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, а второй — отделу материально-технического снабжения (бухгалтерии) для предъявления претензии поставщику (виновнику).

Акт о  приемке материалов (форма М-7) является первичным документом при оприходовании ценностей, и приходный ордер не оформляется.

При доставке материалов автомобильным транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 (приложение К) в четырех экземплярах: первый – остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования груза; второй – остается у грузоотправителя и служит основанием для списания материальных ценностей; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Так, 21.09.2006 года была оформлена ТТН-1 на отпуск прицепа гаражного от ОАО «СЦКК» его структурному подразделению – подсобному хозяйству. Целью приобретения товара является собственное потребление. Также в ТТН-1 указывается владелец транспорта, вид перевозки, заказчик (плательщик), грузоотправитель, грузополучатель, основание отпуска, цель приобретения, пункты погрузки и разгрузки, наименование продукции, ее количество, стоимость и т.д.

На склады поступают также материалы из цехов своего предприятия (неиспользованные материалы; отходы, полученные при ликвидации основных средств, МБП, от брака и т.п.). Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11 (приложение Л). Так, согласно требованию (АСУ) 25.08.2006 года с центрального материального склада были оприходованы в социальный отдел открытки и конверты. Сдатчик – Латушко С.Н., получатель – Минчин Л.А. Накладные-требования составляются в двух экземплярах материально ответственными лицами складов (цехов), которые сдают ценности. Один экземпляр остается у сдатчика (склада, цеха) и служит основанием для списания ценностей, а второй (по которому они приходуются) - у получателя (цеха, склада). Накладные-требования (форма М-11) на возврат неиспользованных материалов выписываются в том случае, если ценности по ним отпускались. Если же материалы были ранее отпущены в производство, то учет их возврата предусматривается по лимитно-заборным картам (приложение М). Так, в составленной на август 2006 года лимитно-заборной карте на отпуск вспомогательных материалов, запчастей, инструмента, инвентаря, спецодежды с центрального склада указывается наименование материалов (размер, сорт, марка, ГОСТ), сколько затребовано, разрешено и отпущено (количество, единица измерения, шифр затрат, номенклатурный номер, цена, сума, дата), а также расписка в отпуске, остаток лимита и роспись бухгалтера.

Материальные  ценности, которые находятся в  стадии технической приемки, лабораторного испытания, приходными документами не оформляются. Они принимаются на ответственное хранение и учитываются материально ответственными лицами в специальной книге с подразделением на «Материалы, ожидающие приемки» и «Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении», а внутри этих групп – по отдельным партиям поступивших ценностей. Эти товарно-материальные ценности должны храниться на складах обособленно и до выяснения результатов приемки не расходоваться.

Прибывшие ценности приходуются в соответствующих  единицах измерения – весовых, объемных, линейных и др. Если они поступают в одной единице измерения, например в квадратных метрах (рубероид), а отпускаются в другой (в штуках), то их целесообразно учитывать одновременно в двух единицах измерения.

При необходимости  некоторое количество материалов комбинат приобретает через подотчетных лиц, выдавая им наличные деньги. Передавая кладовщику материалы, подотчетное лицо одновременно предъявляет счет, ТТН-1 или товарную накладную формы ТН-2 (приложение Н). Так, согласно ТН-2 на имя Нестеренко Л.М. отпущены от зав. склада Ковалёвой В.В. моторное масло, напильник, фильтр топливный, шина, цепь и фильтр воздушный. В ТН-2 также указывается стоимость продукции, сумма с НДС. Разрешение на отпуск подписывают зам. ген. директора Дроздов А.В. и гл. бухгалтер Позняк А.Н. Оформляется товарная накладная в двух экземплярах: первый – с подписью и печатью отправителя и получателя груза остается у грузополучателя; второй – у грузоотправителя, на основании которого кладовщик выписывает приходный ордер в одном экземпляре. Номер его указывается на счете, на котором кладовщик расписывается также в получении материалов. Этот счет подотчетное лицо предъявляет в бухгалтерию вместе с авансовым отчетом.

В конце  месяца все приходные документы  за месяц группируются в пачки  и сдаются в бухгалтерию, где  на основании данных составляется ведомость поступления материальных ценностей от поставщиков по учетным ценам либо по фактической стоимости. В ней отражается стоимость материалов, номер склада, на который были сданы материальные ценности, корреспондирующие счета.

Таким образом, рассмотрев документальное оформление поступления материалов на ОАО «Светлогорский ЦКК», можно сделать вывод о  том, что данные операции оформляются предназначенными для этого документами установленного образца, что в целом соответствует действующей методике.

Учет  движения материальных ресурсов в местах хранения (склад сырья, красок, оборудования, спецодежды, а также центральный материальный склад),  ведут непосредственно материально ответственные лица (заведующие складами, кладовщики) в карточках складского учета (формы № М-12), которые открывает бухгалтер и под расписку в реестре карточек передает кладовщику.

Карточки  открываются на год, и учет в них  ведется только в натуральном (количественном) выражении (приложение П). Так, 9.09.2006 года на УМС от ЗАО «Белгаззапчасть» поступила лампа (1 штука).

В карточках  указывается наименование материалов, их цена, единица измерения, номенклатурный номер, размер, сорт, норма запаса. Наличие  в карточках складского учета  нормы запаса дает возможность заведующему  складом систематически контролировать состояние фактических запасов, их соответствие установленным нормам и принимать необходимые меры к пополнению или сокращению запасов. Такой контроль позволяет предупреждать образование излишних материальных ресурсов и способствует более эффективному использованию оборотных средств.

Материально ответственные лица записывают в  сортовые карточки складского учета  все операции по приходу и расходу материалов. Основанием для записей являются приходные ордера (или накладные и счета-фактуры поставщиков), требования, лимитно-заборные карты, которые затем сдаются в бухгалтерию. В карточках указывают содержание операции со ссылкой на номер документа, порядковый номер записи. Последний проставляют также и на документах, что облегчает бухгалтерии сверку записей в карточках с данными первичных документов. После каждой записи в карточках определяют и записывают остатки, что дает возможность материально ответственному лицу ежедневно контролировать состояние запасов по каждому виду материалов.

При оформлении расхода материалов на производство лимитно-заборными картами записи в карточках складского учета  делаются после каждого отпуска.

Для учета  прихода и расхода материальных ценностей составляется оборотная ведомость (приложение Р). Так, например, в сентябре 2006 года было оприходованы гайки в количестве 2000 штук на сумму 4700 руб. При этом расход был произведен в том же количестве и на ту же сумму, о чем свидетельствует нулевой остаток на конец месяца.

Информация о работе Организация синтетического и аналитического учёта поступления материалов в производстве и пути его совершенствования в современ-ных усл