Организация синтетического и аналитического учёта поступления материалов в производстве и пути его совершенствования в современ-ных усл

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное использование материальных ресурсов имеет большое значение, как для экономики отдельного предприятия, так и для государства в целом. Рациональное использование материальных ресурсов обеспечивает увеличение объёмов производимой продукции при тех же размерах материальных затрат, рост эффективности производства, прибыли предприятий.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 125.32 Кб (Скачать)

До составления  сличительных ведомостей в бухгалтерии  тщательно проверяют правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях (актах). Обнаруженные ошибки исправляют. При этом исправления должны быть оговорены и подписаны членами комиссии и материально ответственным лицом.

По ценностям, принадлежащим другим организациям, составляют отдельные  по каждой организации сличительные ведомости. Результаты инвентаризации сообщают владельцам ценностей с приложением копии инвентаризационной описи,

По всем недостачам, потерям, излишкам и порче  ценностей инвентаризационная комиссия должна получить письменные объяснения ответственных лиц. На основании этих объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи, а также излишков ценностей, определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

Если  установлено недосписание материалов на расходы производства в период, предшествовавший инвентаризации, то дополнительное их списание должно базироваться на подробных расчетах по отпуску сырья в производство, выходу продукции и т. п. От материально ответственных лиц должны быть получены объяснения причин несвоевременного списания материалов. Эти объяснения прилагают к материалам инвентаризации. Дополнительное списание материалов в порядке дооформления расхода производят по специальному распоряжению руководителя предприятия.

Взаимный  зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только в виде исключения в отношении материальных ценностей одного и того же наименования, за один и тот же инвентаризуемый период и у одного и того же проверяемого лица. Зачет может быть допущен также в отношении одной и той же группы материальных ценностей, если входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары). Это делается по утвержденному руководителем предприятия заключению инвентаризационной комиссии в зависимости от обстоятельств возникновения пересортицы, рода материальных ценностей, возможностей злоупотребления и степени вины материально ответственных лиц.

В случаях, когда при зачете излишков и недостач от пересортицы стоимость недостающих ценностей превысит стоимость ценностей, оказавшихся в излишке, сумму превышения относят на виновных лиц. Если же стоимость излишков выше стоимости недостач, то разницу сторнируют со счетов, на которые списывались материалы, пропорционально суммам оборота по этим счетам. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с этих счетов. В последующем должны быть выявлены причины возникновения излишков и виновные лица.

Недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списывают  по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства. Нормы убыли разрешено применять лишь в случаях выявления фактических недостач. Запрещается производить списание в пределах норм до установления факта недостачи. При отсутствии утвержденных в законном порядке норм убыли все недостачи рассматриваются как недостачи сверх норм.

По недостачам и потерям, явившимся следствием злоупотреблений, руководитель предприятия  обязан направить дело в судебно-следственные органы и предъявить гражданский иск в течение пяти дней после обнаружения недостач и хищений.

Если  конкретные виновники недостачи  или порчи материальных ценностей не определены, ее списывают на издержки производства или обращения в установленном порядке.

Суммы недостач и потерь от порчи материальных ценностей  относят в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с  кредита счетов 10 «Материалы».

Пунктом 7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденную постановлением МНС Республики Беларусь от 31.01.2004 № 16 с последующими изменениями и дополнениями, определено, что для целей исчисления НДС оборотами по реализации признаются недостача, хищение и порча товаров сверх норм естественной убыли. Моментом фактической реализации по возмещению недостач, порчи и хищений объектов является день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их недостачу, порчу и хищение. Исчисленная сумма НДС отражается за счет того же источника, что и сама недостача объекта, т.е. в бухгалтерском учете составляется запись: дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По результатам  инвентаризации записи по счетам будут  следующие (таблица 3.3):

Таблица 3.3 – Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оприходование излишков материалов и других ценностей

01, 04, 10, 41, 43, 50

92

Недостача материалов в пределах норм естественной убыли

20, 23, 25, 26, 29, 44

94

Недостача материалов по фактической себестоимости сверх норм убыли

94

10

НДС по недостаче

94

68

Отнесение недостачи на материально ответственных лиц с учетом НДС

73

94

Отнесение хищений на сторонних лиц

76

94

Отнесение на виновных лиц разницы между  взыскиваемой стоимостью и учетной стоимостью без НДС

73, 76

98

Начисление  НДС от суммы разницы

73, 76

68

Погашение недостач виновными лицами

50, 51, 52

73, 76

Списание разницы в ценах

98

92

Списание  недостач при неустановлении виновных лиц или отказе суда во взыскании

92

94

Списание  недостач по зависящим от предприятия причинам

92

94

Потери, возмещенные страховыми органами

51

94

Не  компенсируемые (страховыми органами и виновными лицами) потери от пожаров и стихийных бедствий

92

94

 

Работу  инвентаризационная комиссия заканчивает  проверкой правильности составления сличительных ведомостей и свои заключения, предложения и решения фиксирует в протоколе. В нем комиссия дает оценку состояния бухгалтерского учета, отражает ход инвентаризации, ее полноту, качество, перечисляет необходимые меры по улучшению хранения и учета материальных ресурсов и т.д. Кроме того, в протоколе приводятся подробные сведения о причинах и виновниках недостач и потерь, а также указываются меры, принятые по отношению к виновным лицам.

Протокол  инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия.

Таким образом, периодические инвентаризации активов  и пассивов производятся на основании  плана проведения периодических  проверок на отчетный год путем сопоставления  их фактического наличия с данными  бухгалтерского учета с целью  обеспечения контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств.

 

3.4 Основные направления совершенствования  учета материальных 

ресурсов  в условиях применения ЭВМ и международных стандартов

 

Специалистами отдела АСУ комбината обеспечивается техническое обслуживание компьютерной техники и сопровождение как  собственного программного обеспечения, так и программного обеспечения, разработанного СП ЗАО «Международный деловой альянс».

В настоящее  время в основном все разделы  учета автоматизированы полностью.

Баланс, формы к годовому отчету разработаны  программистами концерна «Беллесбумпром».

С 2003 года на комбинате эксплуатируется автоматизированная система «Управление сбытом». В 2004 году в промышленную эксплуатацию введена  система «Управление персоналом», с 2005 года в промышленной эксплуатации находится система «Управление финансами». Указанные системы функционируют на единой информационной базе в локальной вычислительной сети комбината. Разработчиком программного обеспечения этих систем является СП ЗАО «Международный деловой альянс».

В 2007году планируется разработка и внедрение  программного обеспечения «Информационно-аналитической системы».

Также в  настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов. Поэтому изучение накопленного в этой сфере опыта в зарубежных странах, а также положений и требований международных стандартов имеет особое значение.

Применение  в разных странах международных стандартов обеспечивает определенное единство в подходах к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Это способствует повышению достоверности и сопоставимости данных отчетности, а также доверия пользователей информации к предприятиям. Международные стандарты финансовой отчетности используются в качестве ориентиров национальными и региональными государственными и общественными профессиональными организациями при разработке стандартов учета и отчетности.

Согласно  международному стандарту финансовой отчетности № 2 «Запасы», введенному в действие с 1 января 1995 года, себестоимость запасов определяется с учетом основного подхода к их оценке (метод ФИФО), при котором предполагается, что запасы, закупленные первыми, будут проданы или использованы первыми. Следовательно, в качестве запасов останутся изделия, которые позже всего приобретены или произведены.

Однако  может использоваться и альтернативный подход к оценке запасов (метод ЛИФО), при котором их себестоимость определяется по принципу «последнее поступление — первый отпуск». Метод ЛИФО предполагает, что запасы, поступившие или произведенные последними, будут отпущены первыми. Поэтому в запасе на конец отчетного периода будут оставаться изделия (товары), которые поступили на склад первыми.

После продажи (выбытия) запасов стоимость их по соответствующей оценке должна быть признана в качестве расхода за тот период, в каком признается соответствующий доход. Величина частичного списания запасов до цены возможной чистой цены продаж должна признаваться в качестве расходов за период возникновения причин для их уценки

Для сравнения, в Беларуси в настоящее время  материалы в текущем учете оцениваются в основном по учетным ценам, в качестве которых применяются оптовые цены поставщиков или плановая себестоимость. Однако используются и методы ФИФО и ЛИФО, которые требуют организации аналитического учета материалов не только по их видам, но и по партиям поступления, что значительно усложняет учет и повышает его трудоемкость.

Так, международные  стандарты требуют проведения оценки материальных ценностей по так называемой справедливой, а вовсе не по первоначальной стоимости, как следует из белорусских правил. Использование на практике принципа справедливой стоимости в Беларуси приведет к тому, что стоимость оборотных средств  возрастет во много раз по сравнению с их стоимостью, оцененной по действующим правилам.

Однако  Республика Беларусь, как и страны СНГ, проводит большую работу по приведению своих национальных стандартов учета  и отчетности в соответствие с  требованиями международных стандартов, что позволит в ближайшем будущем  отказаться от применения европейских  директив по вопросам учета и отчетности.

Таким образом, в результате применения международных стандартов возрастает качество и сопоставимость показателей учета и отчетности, повышается существенное влияние учета на развитие и укрепление экономики. Однако необходимо учитывать, что переход белорусских организаций на международные стандарты финансовой отчетности требует времени.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог в данной работе, необходимо отметить, что под материальными ресурсами понимаются потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.

При постоянно  возрастающих объемах производства проблема экономии материальных ресурсов приобретает большое значение. Обеспечивается она выполнением комплекса мероприятий организационного, технического, технологического, социального и экономического характера, а также проводимой на предприятиях работой по повышению уровня ответственности и дисциплины.

В связи  с этим перед учетом стоят следующие задачи:

  • правильное и своевременное документирование операций по движению материальных ресурсов;
  • выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
  • контроль за правильным отпуском материальных ресурсов на производство и другие цели и использованием в соответствии с установленными нормами расходов;
  • правильное и своевременное документирование операций по движению материальных ресурсов.

Информация о работе Организация синтетического и аналитического учёта поступления материалов в производстве и пути его совершенствования в современ-ных усл