Организация бухгалтерского учёта в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является целостное представление о системе бухгалтерского учета в банках на основе действующего законодательства.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и назначение бухгалтерского учета в банках;
- рассмотреть план счетов банка и его структуру;
- изучить нормативные документы в кредитных организациях;
- рассмотреть организацию бухгалтерского учета в банке;
-разработать рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета в банках;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.Сущность и значение бухгалтерского учета для банка. Нормативно-законодательное регулирование…………………………………..6
1.1.Сущность и значение бухгалтерского учета для банка…………………….6
1.2.Нормативно-законодательное регулирование в области организации и ведения бухгалтерского учета в коммерческом банке………………………...10
1.3.Методологические основы организации бухгалтерского учета в банке....13
ГЛАВА 2.Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке на примере ВТБ 24………………………………………………………………….20
2.1.Краткая экономическая характеристика банка ВТБ 24…………………...20
2.2.Организация аналитического учета в коммерческом банке………………25
2.3.Организация синтетического учета в акционерном коммерческом банке……………………………………………………………………………...34
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………...………….39
Список использованной литературы……………………………………….…..42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 98.70 Кб (Скачать)

Допускается ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, расчетов с работниками кредитной организации, учета основных средств, материальных запасов и других операций по отдельным программам с отражением на соответствующих счетах в балансе итоговыми суммами.

В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” порядок открытия, ведения и закрытия кредитной организацией счетов клиентов — как в рублях, так и в иностранной валюте — устанавливается Банком России. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе кредитной организации, которая проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета. Сформированное юридическое дело хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранения юридического дела могут устанавливаться внутренним регламентом кредитной организации.

Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела — в зависимости от порядка, установленного в кредитной организации) представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета с приложением карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента.

Необходимое количество экземпляров карточек с образцами подписей и оттиска печати для использования в работе ксерокопирует кредитная организация. Ксерокопии заверяет своей подписью главный бухгалтер кредитной организации или его заместитель.

Открытые счета клиентам регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:

  • дата открытия счета;
  • дата и номер договора об открытии счета;
  • наименование клиента;
  • наименование (цель) счета;
  • номер лицевого счета;
  • порядок и периодичность выдачи выписок счета;
  • дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета;
  • дата закрытия счета;
  • примечание.

В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные листы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).

Счета физических лиц по вкладам (депозитам) открываются с соблюдением требований гражданского законодательства Российской Федерации. Открытые физическим лицам счета по вкладам (депозитам) отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях.

Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено сообщать налоговым органам, внебюджетным фондам об открытии счета, то в книге регистрации счетов в графе “дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета” делается надпись “не требуется”.

Лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п., также регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.

Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение книги регистрации лицевых счетов в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя, при этом должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В этом случае из ЭВМ ежедневно распечатываются отдельные ведомости вновь открытых и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его заместителя. На каждое первое число года, следующего за отчетным, а при необходимости — в другие сроки в течение года, ведущаяся в ЭВМ книга регистрации счетов выводится на печать. Отдельные листы книги сшиваются, пронумеровываются, скрепляются печатью и подписываются главным бухгалтером. Сформированная книга регистрации счетов сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов, прошнуровывается, опечатывается, подписывается главным бухгалтером или его заместителем и сдается в архив. При необходимости кредитная организация может вести несколько книг регистрации счетов с обязательной сквозной нумерацией каждого листа по всем книгам.

Внесение изменений в книгу учета лицевых счетов клиентов осуществляется только с разрешения главного бухгалтера либо его заместителя.

После открытия счета завизированные главным бухгалтером или его заместителем либо другим лицом, которому предоставлено это право, карточки с образцами подписей и оттиска печати с указанием на них порядка и периодичности выдачи выписок счета (распорядителям счета по доверенности, которая хранится вместе с карточкой образцов подписей и оттиска печати, почтой, через специальные абонентские ящики, ежедневно, один раз в 3, 5, 10 и т.д. дней) передаются соответствующим работникам кредитной организации.

При временной замене документов (карточек с образцами подписей и оттиска печати и других) по действующим счетам клиентов документы принимаются главным бухгалтером или — по его поручению — заместителем главного бухгалтера либо начальником отдела, которые проверяют документы и заверяют их своей подписью.

В случае закрытия счета, а также при изменении наименования организации либо номера счета владелец счета обязан возвратить кредитной организации чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и корешками при заявлении, в котором указываются номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается, то в этом заявлении должно содержаться подтверждение остатка средств на счете на день закрытия и указание по перечислению остатка средств.

Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.

Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом. Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.

Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации.

Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках Образцов подписей и оттиска печати. На лицевом счете (первом экземпляре) бухгалтерским работником ставится штамп «Выписка выдана за «__»_________200_ г.

в порядке________________.

Подпись работника кредитной организации _______.

Дата «__»________.. 200_ г.

Изменение порядка выдачи выписок может быть допущено только в случаях, если выписку желают получить распорядители счетом (один из них). В других случаях отступление от согласованного с клиентом порядка может разрешить главный бухгалтер, его заместитель, начальник отдела.

По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.

Ведомость остатков по счетам. Данная ведомость составляется по счетам первого и второго порядка, балансовым и внебалансовым счетам ежедневно. По счетам требующим конфиденциальности ведомость составляется отдельно: номер лицевого счета, код валюты и остатки, номер счетов первого и второго порядка; прописываются сначала активы, а затем пассивы и выводится остаток.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, объединяемые одним синтетическим, и предназначены для проверки правильности учетных записей по этим счетам, а также для наблюдения за состоянием и движением отдельных видов средств.

В зависимости от того, как ведется учет по аналитическим счетам — в денежном и натуральном или только в денежном выражении, — оборотные ведомости подразделяются на два вида.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам, в которых приведены только денежные показатели, в основном совпадает с приведенной формой, применяемой по синтетическим счетам. Такие оборотные ведомости составляются по счетам аналитического учета: 60311 (П) «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями» и 60312 (А) «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями», 60322 (П) «Расчеты с прочими кредиторами», 60323(А) «Расчеты с прочими дебиторами» и др.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам, в которых приведены показатели в денежных и натуральных единицах, используются по счетам аналитического учета: 60401 (А) «Основные средства», 61008 (А) «Материалы», 61009 (А) «Инвентарь и принадлежности» и др.

Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств ведется программным путем ежедневно, печатаются по мере необходимости. Все регистры аналитического учета (за исключением лицевых счетов) подписываются после рассмотрения главным бухгалтером либо по его поручению замом.

Ведомость ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств.

Так же основными регистрами аналитического учета в банках являются:

1.Картотеки документов.

Картотеки документов - это перечень документов, который имеется у сотрудника.

Перечень документов сотрудника определяет, каким образом ему будет производиться расчет заработной платы, и каким образом сотрудник будет учитываться в различных отчетах.

Только документы, занесенные в картотеку, влияют на расчет зарплаты сотрудника.  Если сотруднику нужно что-то изменить в расчете -  значит нужно ввести, удалить или откорректировать  какой-то документ. Т.е. пользователь влияет на расчеты сотрудника документами из картотеки. Приказы, поступающие по сотруднику, сами по себе не влияют на расчет зарплаты никаким образом. На основании приказов в картотеку документов необходимо внести соответствующие изменения, после чего изменится и расчет зарплаты.

2.Операционный журнал.

Операционные журналы отражают выполненные и выполняемые депозитарные операции. К операционным журналам относится журнал регистрации счетов депо, отражающий операции открытия и закрытия счетов депо.

Этот журнал формируется из данных основного операционного журнала (при ведении одного операционного журнала) по операциям открытия и закрытия конкретного счета депо или из журнала административных операций (при ведении системы операционных журналов), а также из данных картотеки счетов депо. К отдельной группе операционных журналов можно отнести операционный журнал счета депо и операционный журнал лицевого счета депо.

Операционный журнал счета депо содержит информацию об административных и информационных операциях по конкретному счету депо. Операционный журнал лицевого счета депо содержит информацию об инвентарных операциях по отдельному лицевому счету. Эти журналы формируются из данных основного операционного журнала (при ведении одного операционного журнала) или из данных журнала административных, инвентарных, информационных операций (при ведении системы операционных журналов).

 

 

2.3 Организация синтетического учета в акционерном коммерческом банке

 

Синтетический учет в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, ведется согласно Положению Банка России № 385-П от 16 июля  2012 года. Данное положение устанавливает порядок ведения и предоставления отчетности кредитными организациями, расположенными на территории РФ, и включает в себя План Счетов Бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Синтетический учет представляет собой обобщенный учет данных аналитического учета, целью которого являются:

    • группировка данных аналитического учета по определенным признакам (по синтетическим счетам второго порядка)
    • проверка правильности ведения аналитического учета

Синтетический учет в кредитных организациях ведется на счетах первого и второго порядков, представленных в указанном Плане Счетов. Счета подразделяются на балансовые и внебалансовые. На балансовых счетах отражаются наличные и безналичные денежные средства, расчеты, привлеченные средства, фонды, доходы и расходы, прибыли и убытки. На внебалансовых счетах отражаются:

  • средства и ценности, не принадлежащие банку, но находящиеся у него на хранении и в управлении (в том числе по доверительному управлению);
  • не наступившие по срокам обязательства и требования (срочные сделки);
  • отстроченные и просроченные платежи;
  • ценные бумаги (депозитарная деятельность) в штуках.

Информация о работе Организация бухгалтерского учёта в банке