Организация бухгалтерского учета на предприятии СПК «Маяк» и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния организации бухгалтерского учета и выработка на этой основе выводов и практических рекомендаций по его совершенствованию. В нашем случае рассматривается закрытое СПК «Маяк». Таким образом, предметом изучения настоящей работы являются учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, их создание (оформление), обработка, хранение.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы организации первичного бухгалтерского учета
1.1 Понятие и сущность первичного бухгалтерского учета
1.2 Бухгалтерские документы и их классификация
1.3 Документация, документооборот и этапы оформления документов
1.4. Инвентаризация
2. Экономическая характеристика и анализ финансового состояния СПК «Маяк»
2.1 Краткая характеристика и основные экономические показатели деятельности организации
2.2 Анализ финансового состояния организации
2.3 Организация бухгалтерского учета
3. Состояние организации бухгалтерского учета в СПК «Маяк»
3.1 Организация бухгалтерского учета в целом
3.2 Состояние организации первичного учета по отдельным участкам учета
3.2.1 Учет труда и его оплаты
3.2.2 Учет денежных средств
4. Пути улучшения организации первичного бухгалтерского учета в СПК «Маяк»
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик бух печать.doc

— 379.50 Кб (Скачать)


 

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологичной  политики и образования

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная  сельскохозяйственная академия»

 

Кафедра: Бух.учет, анализ и аудит

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

 

на тему: Организация бухгалтерского учета на предприятии СПК «Маяк» и пути его совершенствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка  эконом.фак.

Заочн.отд.  гр.Б-41 Посохина И.Д.

 

Шифр  8021

 

Проверил: Горбачева А.С.

 

 

 

 

 

 

Волгоград  2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы организации первичного бухгалтерского учета

1.1 Понятие и сущность первичного бухгалтерского учета

1.2 Бухгалтерские документы и их классификация

1.3 Документация, документооборот и этапы оформления документов

1.4. Инвентаризация

2. Экономическая характеристика и анализ финансового состояния СПК «Маяк»

2.1 Краткая характеристика и основные экономические показатели деятельности организации

2.2 Анализ финансового состояния организации

2.3 Организация бухгалтерского учета

3. Состояние организации бухгалтерского учета в СПК «Маяк»

3.1 Организация бухгалтерского учета в целом

3.2 Состояние организации первичного учета по отдельным участкам учета

3.2.1 Учет труда и его оплаты

3.2.2 Учет денежных средств

4. Пути улучшения организации первичного бухгалтерского учета в СПК «Маяк»

Выводы и  предложения

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны вести бухгалтерский  учет. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Информационным обеспечением бухгалтерского учета является первичное наблюдение, которое направлено на описание и регистрацию данных о фактах хозяйственной деятельности организации.

В настоящей  дипломной работе рассматривается  такой обособившийся в отдельную  систему способ первичного наблюдения и регистрации первичных данных, как первичный бухгалтерский учет. Для управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы необходима разнообразная информация о хозяйственных операциях. Такая информация представляется с помощью учетной информационной системы и поступает от первичного учета. Первичный бухгалтерский учет – это организованная система измерения и регистрации количества материальных ценностей, труда и финансовых ресурсов, вовлекаемых в хозяйственные операции, а также отражение признаков и показателей этих операций в документах или в системе ЭВМ. Правильное построение первичного учета дает возможность уже на стадии сбора информации контролировать технологический процесс и вносить в него коррективы. Информация первичного учета используется руководителями, менеджерами и другими специалистами для текущего анализа производственно-финансовой деятельности, на основе которого принимаются управленческие решения, планируется производство. Этим определяется актуальность организации первичного учета для современных руководителей.

Из вышесказанного следует, что данная тема является актуальной и необходимой в настоящее время. Кроме того, актуальность исследования этой проблемы на современном этапе возрастает все больше и больше. Это обусловлено реорганизацией форм собственности, развитием научно-технического процесса и другими изменениями в экономике. Все эти факты придают качественно новое содержание процессу сбора, измерения, регистрации, накопления и хранения информации о хозяйственной деятельности, а, следовательно, и исследование этого процесса в настоящий момент приобретает особую значимость.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния организации бухгалтерского учета и выработка на этой основе выводов и практических рекомендаций по его совершенствованию. В нашем случае рассматривается закрытое СПК «Маяк». Таким образом, предметом изучения настоящей работы являются учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, их создание (оформление), обработка, хранение. В качестве объекта исследования выбраны хозяйственные операции, проводимые организацией СПК «маяк», из которых формируются хозяйственные процессы (заготовление, производство, реализация), характеризующие состояние всей деятельности данной организации.

В ходе написания курсовой ставились следующие задачи:

  1. Раскрытие теоретических основ организации бухгалтерского учета;
  2. Рассмотрение экономической характеристики и анализ финансового состояния фирмы;
  3. Изучение состояния организации бухгалтерского учета фирмы;
  4. Исследование состояния организации бухгалтерского учета фирмы в целом и по участкам учета;
  5. Выявление положительных сторон и основных недостатков организации бухгалтерского учета фирмы;
  6. Разработка предложений по совершенствованию организации бухгалтерского учета фирмы.

Основными источниками  информации для выполнения курсовой работы служат:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность СПК «Маяк» за 2008-2010гг.;
  • учетная документация СПК «Маяк»;
  • организационно-распорядительные и учредительные документы, соответствующие расчетные таблицы СПК «Маяк»;
  • нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности в организациях Российской Федерации;
  • учебная и научная литература;
  • периодические издания;
  • справочно-правовые системы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

1.1 Понятие и сущность бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении об имуществе организации и ее обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны быть оформлены оправдательными документами. Эти документы служат учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет – это сложное понятие, которое представляет собой организованную систему измерения и регистрации количества материальных ценностей, труда и финансовых ресурсов, вовлекаемых в хозяйственные операции.

Объектами бухгалтерского учета являются операции, из которых формируются хозяйственные процессы (заготовление, производство, реализация), характеризующие состояние всей деятельности организации.

Построение  учета зависит от особенностей организации производства и труда, форм собственности и системы управления. Но в любом случае организация бухгалтерского учета должна обеспечивать обратную информационную связь с управляемой системой. Правильное построение бухгалтерского учета дает возможность уже на стадии сбора информации контролировать технологический процесс и при необходимости вносить в него коррективы, то есть, бухгалтерский учет обеспечивает связь с системой норм, нормативов, стандартов в части расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, бухгалтерский учет – это единый, повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накопления и хранения информации о хозяйственной деятельности, который выполняет две основные функции: сбор информации (регистрация хозяйственных операций) и контроль за технологией производства (регистрация отклонений от нормативов).

Информация  бухгалтерского учета используется руководителями, менеджерами и другими специалистами для текущего анализа производственно-финансовой деятельности, на основе которого принимаются управленческие решения, планируется производство. Кроме того, данные бухгалтерского учета используются для проведения ревизий и проверок. Поэтому учет должен обеспечить сплошную регистрацию всех хозяйственных фактов и гарантировать юридическую доказательность достоверности отражаемых данных.

 

 

 

 

1.2 Бухгалтерские документы и их классификация

 

Как указывалось  выше, по результатам наблюдения составляются учетные документы, которые являются первичными носителями информации. Документ – это письменное свидетельство факта хозяйственной операции, который представляет собой материальный объект с информацией и является основанием и подтверждением учетных записей. Ни одна операция не может быть отражена в учете, если на нее нет надлежащим образом составленного и оформленного документа. Достоверность бухгалтерской информации напрямую зависит от качества составленного документа. Поэтому каждый учетный документ должен составляться с соблюдением установленных правил и требований. Общие требования к оформлению и содержанию документов установлены Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ( ред. от 28.09.2010 г.), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. Составление документов может осуществляться разными способами:

  1. Вручную. Он длительный и очень трудоемкий, требует внесения в документ не только переменной (о конкретной хозяйственной операции), но и постоянной информации (например, названия организации). Кроме того, при этом способе наиболее велика вероятность ошибок.
  2. Механизированный способ несколько сокращает время составления документов. Для повышения скорости и качества подсчетов и измерений применяют специальные устройства.
  3. Автоматизированный способ первичного учета обеспечивает быструю фиксацию хозяйственных операций, резко сокращает время заполнения документов и количество работников, занятых их оформлением, снижает трудоемкость, и, следовательно, уменьшает расходы на содержание счетного персонала.

Материальным  носителем учетной информации является учетный бланк или магнитный  диск в зависимости от способа  ведения учета. Учетный бланк - напечатанный типографским способом разграфленный (в виде колонок, клеток) лист бумаги, куда заносят сведения о хозяйственных операциях. Размеры и формы учетных бланков различаются в зависимости от объема и содержания отражаемых в них операций. В зависимости от степени важности учетные бланки подразделяются на простые и бланки строгой отчетности. Простые учетные бланки могут приобретаться организациями в типографиях, канцелярских отделах магазинов. Их количество не регламентируется, они хранятся на предприятии свободно. Бланки строгой отчетности (квитанция в приеме почтовых отправлений; квитанция в приеме почтового перевода денежных средств; квитанция в приеме платы за подписку на газеты, журналы и книги) определены законодательством (в частности, Приказом Минфина РФ от 09 июля 2007 г. № 60н «Об утверждении бланков строгой отчетности»). Они нумеруются типографским способом или при получении в организации. Храниться они должны в местах, недоступных для свободного пользования. Учет бланков строгой отчетности ведется в приходной книге, листы которой нумеруют, прошнуровывают, скрепляют печатью и заверяют подписями руководителя и бухгалтера .

Следовательно, бухгалтерские документы выполняют  такие функции:

  • впервые фиксируют данные о факте хозяйственной деятельности и обеспечивают их юридическое подтверждение;
  • создают возможность первичного контроля за совершение хозяйственных операций и других фактах хозяйственной деятельности, за действиями должностных и материально ответственных лиц;
  • позволяют передавать данные о хозяйственных фактах, отбирать и группировать их для дальнейшего обобщения в системе бухучета;
  • обеспечивают хранение данных о хозяйственных фактах.

Составными  элементами документа являются реквизиты – информационные элементы, отражающие признаки и показатели фактов хозяйственной деятельности, которые необходимы в правильно составленном и оформленном бухгалтерском документе. То есть, те сведения, которые должны содержаться в документе для признания его действительным. Реквизиты различны по своему характеру и зависят от назначения документа и содержания хозяйственной операции.

  1. По значению реквизиты можно разделить на:
  • обязательные реквизиты - содержатся в каждом первичном учетном документе. К ним относят: наименование документа; дата его составления; наименование организации, от имени которой составлен документ, а также ее адрес; содержание хозяйственной операции; измерители в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, и личные подписи указанных лиц.
  • дополнительные реквизиты - уточняют или дополняют содержание определенных специфических хозяйственных операций, поэтому их наличие или отсутствие в первичном документе зависит от характера операции. Это может быть наименование и адреса организаций, участвующих в данной хозяйственной операции (поставщика, банка, покупателя); указание суммы не только цифрами, но и прописью (при оформлении денежных документов); печать (в командировочном удостоверении, приходном кассовом ордере).
  1. По сроку действия реквизиты делятся на:
    • постоянные реквизиты - в рамках конкретной организации длительное время (или никогда) не меняются, например наименование или адрес организации, номер расчетного счета, номера складов, табельные номера работников;
    • переменные реквизиты - зависят от характера и содержания хозяйственной операции (дата совершения хозяйственной операции, количество отпускаемых в производство материалов) .

Для удобства оформления и последующей обработки данных реквизиты документов располагаются  в определенном порядке. Различия в  расположении реквизитов определяют формы бухгалтерских документов. В настоящее время используют следующие формы первичных учетных документов: унифицированные, специализированные, индивидуальные. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. С 1 января 1999 г. организации применяют формы первичных учетных документов, содержащихся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а. При необходимости в типовой бланк можно включить дополнительные строки, графы, но все реквизиты, предусмотренные утвержденной формой, должны быть сохранены. Нельзя изменять только бланки документов по учету кассовых операций. Это предписано Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 г. № 20. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим приказом (распоряжением). Документы, форма которых законодательно не утверждена, организации разрабатывают самостоятельно. Вместе с тем такие документы должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. То есть, форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми. Значит, унифицированные формы документов являются общими для всех организаций, носят межотраслевой характер и утверждаются постановлениями Госкомстата РФ .

Информация о работе Организация бухгалтерского учета на предприятии СПК «Маяк» и пути его совершенствования