Организация бухгалтерского учета на предприятии СПК «Маяк» и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния организации бухгалтерского учета и выработка на этой основе выводов и практических рекомендаций по его совершенствованию. В нашем случае рассматривается закрытое СПК «Маяк». Таким образом, предметом изучения настоящей работы являются учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, их создание (оформление), обработка, хранение.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы организации первичного бухгалтерского учета
1.1 Понятие и сущность первичного бухгалтерского учета
1.2 Бухгалтерские документы и их классификация
1.3 Документация, документооборот и этапы оформления документов
1.4. Инвентаризация
2. Экономическая характеристика и анализ финансового состояния СПК «Маяк»
2.1 Краткая характеристика и основные экономические показатели деятельности организации
2.2 Анализ финансового состояния организации
2.3 Организация бухгалтерского учета
3. Состояние организации бухгалтерского учета в СПК «Маяк»
3.1 Организация бухгалтерского учета в целом
3.2 Состояние организации первичного учета по отдельным участкам учета
3.2.1 Учет труда и его оплаты
3.2.2 Учет денежных средств
4. Пути улучшения организации первичного бухгалтерского учета в СПК «Маяк»
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик бух печать.doc

— 379.50 Кб (Скачать)
  • количество инвентаризаций в отчетном году;
  • даты их проведения;
  • перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

В соответствии с этим рекомендуется определить следующие сроки и периодичность проведения инвентаризации в СПК «Маяк» (кроме случаев, предусмотренных п. 1.5 Методических указаний и п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, когда проведение инвентаризации обязательно):

  • по основным средствам – не ранее 1 ноября, но перед составлением годовой отчетности – один раз в три года;
  • по материалам и товарам – не ранее 1 октября – один раз в год;
  • по денежным средствам – 1-го число – раз в месяц;
  • по расчетам с дебиторами и кредиторами – не ранее 1 декабря, но перед составлением годовой отчетности – два раза в год;
  • по расчетам по платежам в бюджет – на 1-е число – один раз в квартал.

Сведения о  фактическом наличии имущества  на определенную дату необходимо заносить в инвентаризационную опись или  акт инвентаризации. Для каждого  вида имущества оформляют свою форму, например:

  • форма № ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств» (Приложение 41);
  • форма № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» (Приложение 42);
  • форма № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (Приложение 43).

Поскольку учет в СПК «Маяк» полностью автоматизирован, то и инвентаризационные описи и акты рекомендуется заполнять с использованием средств автоматизации. Описи и акты должны подписать все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце документов материально ответственным лицам необходимо дать расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

После инвентаризации оформленные описи и акты нужно  передать в бухгалтерию фирмы. При  выявлении расхождения фактического наличия с учетными данными требуется  составить сличительные ведомости (только по тому имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных). Их форма также зависит от вида имущества:

  • форма № ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств» (Приложение 44);
  • форма № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов товарно-материальных ценностей» (Приложение 45).

Инвентаризационные  описи, акты инвентаризации и сличительные ведомости организация должна хранить в архиве не меньше пяти лет.

Выявленные  при инвентаризации и отраженные в сличительных ведомостях суммовые расхождения между фактическим наличием и учетными данными в обязательном порядке бухгалтер должен отразить в бухгалтерском учете следующим образом:

1. Излишек имущества  приходуется, а соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты организации. При этом делается следующие бухгалтерские записи:

Дебет счетов 01 «Основные средства»

10 «Материалы»

41 «Товары»

50 «Касса» и  др.

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет  «Прочие доходы»;

В налоговом  учете выявленные излишки следует включить во внереализационные доходы фирмы (ст. 250 Налогового кодекса РФ).

2. Недостача  имущества или его порча в  пределах норм естественной убыли  относится на издержки производства:

Дебет счетов 20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»

41 «Товары»

50 «Касса» и  др.

3. Недостача  имущества или его порча сверх  норм естественной убыли относится на виновных лиц:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счетов 10 «Материалы»

 41 «Товары» и др.

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

4. Если виновные  лица не установлены или суд  отказал во взыскании убытков  с них, то недостача списывается  на финансовые результаты организации:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счетов 01 «Основные средства»

10 «Материалы»

41 «Товары»  и др.

Дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы» субсчет «Прочие  расходы»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Результаты  инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете в течение 10 дней после ее проведения. При выявлении недостачи имущества или его порчи сверх норм естественной убыли из-за злоупотреблений результаты инвентаризации руководителю организации следуют направить в судебно-следственные органы и предъявить гражданский иск виновным лицам в пятидневный срок.

На мой взгляд, если руководство СПК «Маяк» примет во внимание предложенные рекомендации, то это обеспечит контроль за сохранностью имущества и выполнения обязательств, а также за работой материально ответственных и должностных лиц.

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

В представленной курсовой работе было рассмотрено состояние организации бухгалтерского учета СПК «Маяк» и выработаны на этой основе выводы и практические рекомендации по его совершенствованию.

Вследствие  проведенных исследований можно  сказать, что СПК «Маяк» не является ведущим сельскохозяйственных предприятием Малодербетовского района.

В ходе рассмотрения экономической эффективности хозяйствования и анализа финансового состояния было установлено:

  1. Основные показатели экономической эффективности – величина валовой прибыли и уровень рентабельности на протяжении 3 лет имеют колебания и нельзя точно определить, на какой стадии находится предприятие;
  2. Уровень экономической эффективности в 2008 и 2009 году по сравнению с 20010 годом сокращается, так как снижается уровень большинства прямых показателей при одновременном росте обратных;
  3. В целом предприятие в отчетном периоде функционирует прибыльно, поскольку финансовые результаты ее деятельности положительны, то есть СПК «Маяк» не только покрывает все свои расходы за счет выручки, но и получает прибыль, в результате чего уровень рентабельности положителен. Это способствует дальнейшему развитию организации и ее успешной деятельности, то есть говорит о том, что у нее есть возможности для дальнейшего существования.
  4. Уровень финансовой устойчивости снижается, что, естественно, является негативным моментом, так как говорит о снижении и без того низкой финансовой независимости организации и о росте риска финансовых затруднений в будущем;
  5. Ликвидность баланса характеризуется как недостаточная, то есть СПК «Маяк» не сможет обратить активы в наличность и погасить все свои платежные обязательства;
  6. Ликвидность и платежеспособность организации находятся на невысоком уровне, значит, организация рискует не справиться со своевременным погашением текущих обязательств
  7. Оборачиваемость совокупных активов фирмы замедляется, что приводит к уменьшению их доходности.

Приняв во внимание выявленные в ходе анализа негативные явления, можно предложить следующие  рекомендации по повышению прибыльности деятельности СПК «Маяк», а также по улучшению и оздоровлению его финансового состояния:

  • принятие мер по снижению себестоимости оказываемых услуг за счет сокращения коммерческих и управленческих расходов;
  • своевременное погашение долгов перед поставщиками и покупателями, работниками по заработной плате, перед бюджетом по налогам и сборам с целью сокращения объема кредиторской задолженности;
  • истребование дебиторской задолженности для снижения ее размера;
  • периодическое проведение инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженностей;
  • увеличение абсолютной ликвидности баланса организации за счет ликвидации дебиторской задолженности и своевременного погашения кредиторской;
  • улучшение показателей ликвидности баланса за счет стабилизации денежных потоков, сокращения разрыва времени между отгрузкой товара (оказанием услуги) и получением оплаты за него;
  • принятие мер по приращению собственных источников средств и сокращению заемных пассивов для восстановления финансовой самостоятельности организации.

В ходе выполнения работы было установлено, что бухгалтерский  учет в СПК «Маяк ведется в порядке, установленном законодательством РФ. Поскольку объем учетной работы на данном малом предприятии небольшой, то в нем нет структурного подразделения бухгалтерии, а учет ведется одним главным бухгалтером.

В организации  применяется автоматизированная форма  бухгалтерского учета, причем автоматизированы все участки учета без исключения.

В СПК «Маяк» главным бухгалтером разработана учетная политика как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, и оформлена в виде единого документа. Порядок утверждения данного документа соответствует всем требованиям законодательства и специфике деятельности организации.

Негативным  моментом является то, что в рассматриваемой  фирме не составлен ряд организационно-распорядительных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета, а именно:

  • Положение о бухгалтерии;
  • График документооборота;
  • Порядок проведения инвентаризации;
  • Должностная инструкция главного бухгалтера.

Первичные учетные  документы в фирме оформляются  согласно общим требованиям и  составляются по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Наряду с ними используются самостоятельно разработанные документы, форма которых законодательно не утверждена (акт на списание материалов, журнал учета выданных счетов-фактур и журнал учета полученных счетов-фактур).

Отрицательно  характеризуется то, что в СПК «Маяк» не оформлено штатное расписание, от которого зависит, как работники организации выполняют свои обязанности и получают заработную плату.

Порядок и сроки  хранения первичной документации, предписанные правилами организации государственного архивного дела, соблюдаются.

Для улучшения  организации бухгалтерского учета  в СПК «Маяк», в том числе первичного, учитывая вышеперечисленное, можно предложить следующее:

  1. разработать и утвердить приказом руководителя указанные выше организационно-распорядительные документы, которые соответствовали бы требованиям законодательства, а также учитывали бы размер и специфику деятельности организации;
  2. фактически применять на практике положения, отраженные в этих документах (после их утверждения);
  3. разработать и утвердить приказом руководителя штатное расписание.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 28.03.2002 г. № 32-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов РФ от 24 марта 2000 г. 31н).
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
  7. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  8. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. № 105.
  9. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914 (с изменениями от 16.02.2004 № 84).
  10. Постановление Госкомстата России от 29 мая 1998 г. № 57а, Минфин России от 18 июня 1998 г. № 27н «Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории РФ, унифицированных форм первичной учетной документации».
  11. Постановление Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».
  12. Постановление Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
  13. Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
  14. Постановление Государственного Комитета РФ по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
  15. Методические указания по учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 года № 33н.
  16. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49.
  17. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта. – М.: Издательский центр «МарТ», 2004 г.
  18. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – ЮНИТИ, 1999. – 391 с.
  19. Бухгалтерский учёт: основные документы. Профессиональные комментарии. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2000 г.
  20. Венец А. Унифицированные формы // «Московский бухгалтер», № 6, июнь 2004 г.
  21. Елгина Е.Б. Первичные документы. – М.: «Статус-Кво 97», 2004 г.
  22. Захарьин В.Р. Учет денежных средств // «Консультант бухгалтера», № 8, август 2001 г.
  23. Захарьин В.Р. Учет расчетов с персоналом // «Консультант бухгалтера», № 7, июль 2001 г.
  24. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учёте. – М: Информцентр XXI века, 2001 г.
  25. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005 г.
  26. Ланина И. Требования к оформлению первичных документов в бухгалтерском и налоговом учете // «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 4, 5, январь 2003 г.
  27. Макаров В.Г. Теория бухгалтерского учета. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 271 с.
  28. Малышев И.В. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 271 с.
  29. Палий В.Ф. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 279 с.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета на предприятии СПК «Маяк» и пути его совершенствования