Организация бухгалтерского учета на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В новых экономических условиях от бухгалтера требуется высочайшая квалификация в финансовых вопросах, доскональное знание бухгалтерского учета, владение налоговым законодательством, хорошее знание своих прав, обязанностей и ответственности. Требуется умение вести дискуссию, твердость характера, владение этикой взаимопонимания.

Оглавление

Введение. 3
1. Основные принципы ведения бухгалтерского учета. 5
2. Организация бухгалтерской службы и структура бухгалтерии. 8
3. Права и обязанности главных бухгалтеров. 11
4. Организация и техника ведения бухгалтерского учета. 14
5. Документооборот и его организация. 19
6. Планирование работы учетного аппарата. 24
7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и незаконность совершаемых операций. 27
Выводы. 29
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

Организация бухгалтерского учета на предприятии.docx

— 56.05 Кб (Скачать)

Тема: «Организация бухгалтерского учета на предприятии»

 

План-оглавление

 

Введение.                                                                                                  3

  1. Основные принципы ведения бухгалтерского учета.                     5       
  2. Организация бухгалтерской службы и структура бухгалтерии.    8    
  3. Права и обязанности главных бухгалтеров.                                    11   
  4. Организация и техника ведения бухгалтерского учета.                14        
  5. Документооборот и его организация.                                               19       
  6. Планирование работы учетного аппарата.                                       24
  7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и незаконность совершаемых операций.                                                                          27

Выводы.                                                                                                    29

Список использованной литературы.                                                    31                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В новых  экономических условиях от бухгалтера требуется высочайшая квалификация в финансовых вопросах, доскональное знание бухгалтерского учета, владение налоговым законодательством, хорошее знание своих прав, обязанностей и ответственности. Требуется умение вести дискуссию, твердость характера, владение этикой взаимопонимания.

   Правильно организованная бухгалтерская служба занимает не последнее место в эффективной деятельности предприятия. Насколько правильно поставлен документооборот, определена налогооблагаемая база, составлена бухгалтерская отчетность, насколько правильно расходуются денежные средства – все это сказывается на деятельности фирмы.

Целью бухгалтерского учета становится сбор полной  и  достоверной информации о хозяйственных  процессах и результатах деятельности предприятия как для внутренних нужд собственников и администраторов, так и для  внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, кредиторов, налоговых, финансовых и банковских органов).

Цель данной курсовой работы изучить основы организации бухгалтерского учета на предприятии на базе действующего законодательства.

В соответствии с целью  курсовой работы были поставлены следующие  задачи:

  • исследовать основные принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии;
  • изучить процесс организации бухгалтерской службы и структуру бухгалтерии;
  • изучить права и обязанности главных бухгалтеров;
  • рассмотреть технику ведения бухгалтерского учета;
  • углубить знание в области документооборота и его организации, а так же изучить планирование работы учетного аппарата и несение ответственности за организацию бухгалтерского учета.

Нормативно-правовой базой  курсовой работы послужили:

  • «О бухгалтерском учете» ФЗ № 129 от 21.11.96 г. с дополнениями и изменениями.
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено МФ РФ № 34н от 29.07.98 г.
  • ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждено МФ РФ № 60н от 09.12.98 г.
  • «Об утверждении положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ». Постановление Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг №03-33/ПС от 16.07.2003 г.
  • «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению». Утверждён МФ РФ №94н от 31.10.2000 г.

 

 

 

  1. Основные принципы ведения бухгалтерского учета.

В Федеральном  законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ указано, что бухгалтерский учет в обязательном порядке ведется на любом предприятии независимо от его организационно-правовой формы и сферы деятельности. Основные правила организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий едины.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.), основным принципом бухгалтерского учета, обеспечивающим основное  балансовое равенство и позволяющим  избегать  как  арифметических,  так  и смысловых ошибок, является принцип двойной записи. Он состоит в том, что каждая хозяйственная операция, совершаемая предприятием, подлежит  отражению в одной и той же сумме одновременно на двух счетах  бухгалтерского учета: по дебету одного из них и по кредиту другого из них. Таким образом, каждая хозяйственная операция может  быть  записана  в бухгалтерском учете следующим образом:

  • Дата совершения операции;
  • Дебет некоего счета;
  • Кредит некоего счета;
  • Сумма операции;
  • Номер документа, на основании которого совершена операция.

Так же к  основным принципам ведения бухгалтерского учета на предприятии относится  оценка имущества и обязательств с целью их отражения в бухгалтерском  учете в денежном выражении. Бухгалтерский  учет по валютным счетам организации  и операциям в иностранной  валюте ведется в рублях на основании  пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящихся у данной организации.

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в  качестве юридического лица до реорганизации  или ликвидации в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется с использованием метода двойной  записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. Все хозяйственные  операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации  на счетах бухгалтерского учета без  каких-либо пропусков и изъятий. Так же принципом организации бухгалтерского учета является обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.  
       Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.        Первичные документы являются основой для записей в учетные регистры. Последние предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, с целью отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Содержание  регистров бухгалтерского учета  и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    Ведение бухгалтерского учета регламентируется законами, нормативными актами и положениями по бухгалтерскому  учету. Но устанавливаемые законодательными документами правила предполагают многовариантность бухгалтерских решений. Поэтому каждое предприятие в соответствии со спецификой своей деятельности вправе выбрать те варианты, которые обеспечат ему наиболее эффективную работу.

  1. Организация бухгалтерской службы и структура бухгалтерии.

В  соответствии  с  Федеральным  Законом  от 21.11.96  г. №  129- ФЗ   « О  бухгалтерском  учете» ст. 6  руководители  организаций могут в  зависимости  от  объема  учетной  работы:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

     На крупных предприятиях бухгалтерия разделена на несколько отделов, например, расчетный, материальный, производственный, отдел готовой продукции, учета капитальных вложений. Расчетная группа выполняет все расчеты по заработной плате и удержаний из нее, а также осуществляет контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по единому социальному налогу. Материальная группа ведет учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками, хранение материалов и списание их в производство. Производственная группа ведет учет затрат на все виды производств, калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, а также учет затрат незавершенного производства. На крупных предприятиях выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчеты предприятия с другими юридическими и физическими лицами. В состав бухгалтерии входят группы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей  в учетных регистрах и на их основе составление отчетности. Аппарат  бухгалтерии взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и  составления отчетности. Главный  бухгалтер подписывает совместно  с руководителем организации  документы, служащие основанием для  приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а  также документы, связанные с  расчетными, кредитными и денежными  обязательствами. Указанные документы  без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и  к исполнению не принимаются.

Разработав  учетную политику организации, утвердив ее, руководитель должен определить структуру  аппарата управления и штат бухгалтерии, дается должная характеристика каждому  работнику, намечаются мероприятия  по повышению их квалификации, составляются графики учетных работ. Возрастание масштабов экономической деятельности, усложнение связей внутри нее требуют значительно увеличить численность работников бухгалтерии. При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.

При централизации  учета учетный аппарат организации  сосредоточен в главной бухгалтерии  и в ней осуществляется ведение  всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных  документов, поступающих из отдельных  цехов, подразделений, отделов организации  и т.д. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию  хозяйственных операций.

При децентрализации  учета учетный аппарат рассредоточен  по отдельным производственным подразделением организации, где осуществляется синтетический  и аналитический учет, и составляются балансы и отчетность заводов, цехов  или отделов. Главная бухгалтерия  в этом случае производит сводку цеховых  балансов и отчетов составляет сводный  баланс и отчеты по организации, а  так же осуществляет контроль за постановкой  учета в отдельных частях организации.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в  основном от условий организации  и технологии производства, объема учетной работы и наличие технических  средств учета. В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии  подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии  применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7-9 человек.

При организации  аппарата бухгалтерии по вертикали  создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в  этом случае передаются старшим бухгалтерам  соответствующих бюро, отделов, секторов, групп, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних и части крупных организаций.

 

3. Права и обязанности главных бухгалтеров.                                      

Основная  ответственность за работу всех структурных подразделений, в том числе, и бухгалтерии, без сомнения лежит на первом лице – руководителе предприятия. Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» возлагает на руководителя ответственность за организацию бухгалтерского учета, за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. На главного бухгалтера возлагается ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерских операций, своевременное достоверное и полное представление бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета на предприятии